Блоками дьенеша: Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», 48 фигур (1126714) — Купить по цене от 389.00 руб.
By: Date: 13.12.2020 Categories: Разное

Содержание

Блоки Дьенеша. Игры и занятия на развитие логики, альбомы с заданиями – Жили-Были

Если в нашем детстве все разнообразие логических игр ограничивалось пособиями Никитина, то сейчас просто глаза разбегаются В этой статье я не буду перечислять их все, а хочу рассказать об одном, может быть, не очень известном, но совершенно уникальном пособии для развития логического мышления ребенка. Это блоки Дьенеша. Мы с Таисией так много играли с ними (и сейчас периодически их достаем), что я по праву могу назвать блоки Дьенеша одним из самых используемых развивающих материалов в нашем доме.

Блоки Дьенеша. Что это такое?

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. В этой статье я подробно расскажу о самых интересных и полезных играх с блоками Дьенеша и про их использование в развитии детей.

Преимуществом набора также является его относительно невысокая цена (если сравнивать с другими популярными логическими играми). А из недостатков же могу отметить, что блоки не так уж легко найти в продаже. В популярных интернет-магазинах их долгое время совсем нельзя было купить, например, есть в магазине KoroBoom.

Блоки Дьенеша. Альбомы заданий | Скачать

Среди мам очень популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Альбомы отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры малыш обращает внимание на разные формы, цвета и размеры блоков.

В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме. Самым маленьким картинку можно собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку рядом с образцом.

Примеры самых простых альбомов:

Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)

Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Маленькие логики

Существует также много альбомов для детей более старшего возраста (от 4 до 8 лет). В них задания уже более разнообразны и оригинальны.

Некоторые альбомы заданий можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Игры и занятия с блоками Дьенеша. Использование блоков

Варианты игр с блоками Дьенеша я привожу в порядке возрастающей трудности. Разнообразие заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами паровоза и т.д.

Итак, начинать играть можно уже с 2х лет, постепенно усложняя задачи. Приступим

  • Сортируем блоки по наличию одного признака

Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых занятий акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.

Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.

Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.

  • Сортируем фигуры по наличию двух признаков

Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством блока и его графическим изображением.

Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:

 ,  ,   — синий, красный, желтый блок

 ,   — большой и маленький блок

 ,  — толстый и тонкий блок

 , ,  , — блок соответствующей формы

Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства. Например,  — не синий,  — не круглый,  — не толстый,  — не большой и т.д.

В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Вы можете сделать их самостоятельно или СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.  Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя ребенку, что значит тот или иной символ.

Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком (подбираем маленькие круглые фигуры).

Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик, тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать» каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать подходящие карточки из нескольких предложенных

  • Сортируем блоки по отсутствию одного признака

Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕкруглые и НЕквадратные. При этом обратите внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по клумбам – на одной клумбе НЕкруглые цветы, а в другой НЕквадратные).

  • Сортируем по отсутствию двух и более признаков

Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и по отсутствию других признаков.

Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно положить по два блока одинаковой формы. Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее свойство, невзирая на все остальные.

В другой раз предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета / размера / толщины.

Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.

Ну и наконец, самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера; разной формы и разного размера и т.д.

  • «Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие

Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым» можно и три условия в одну комнатку нарисовать.

  • Собираем дорожку / мостик по заданным условиям

Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например, Зайки и Мишки) поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу. Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный. На этом мостике каждый кирпичик можно выкладывать  только по особому правилу: вы задаете для каждого блока условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.

Например, сначала вы показываете карточку с перечеркнутым кругом  – ребенок выбирает и ставит на мостик любой некруглый блок, далее вы показываете синюю карточку  и полного человечка  – ребенок выбирает и ставит на мостик синий толстый элемент и т.д.

  • Альбом заданий «Лепим нелепицы»

Отдельно хочется сказать про альбом заданий «Лепим нелепицы». Если честно, мне он понравился больше всех остальных пособий. На обложке возрастное ограничение от 4х лет, на деле его смело можно использовать с 3х лет, особенно, если малыш уже не первый раз играет с блоками Дьенеша.

Этот альбом учит ребенка подбирать фигуры с учетом трех условий одновременно. Подобрав все блоки и поставив их в нужные места, малыш получит забавную картинку. Причем эта картинка еще и является ответом на загадку. Загадки, кстати, тоже непростые, это загадки обманки – по рифме просится один ответ, а на самом деле другой

Да, и скачать альбом можно ЗДЕСЬ.

  • Строим дорожку / круг, чтобы рядом не было деталей одинакового цвета / размера

Строим дорожку или круг с одним единственным условием – рядом не должны попадаться блоки, например, одинакового цвета. В другой раз условием может быть неодинаковая форма / размер / толщина.

  • Знакомимся с понятием пересекающихся множеств

На первый взгляд задание может показаться очень сложным и, возможно, даже напомнит вам о пересекающихся множествах из курса алгебры за 9 класс , но на самом деле для маленького ребенка оно вполне доступно. Таисия справлялась с таким заданием, когда ей еще не было 3 лет

Итак, выложите на полу с помощью веревочек два пересекающихся круга и объясните, что в один круг нужно положить все круглые фигуры, а в другой – красные. После этого, обратите внимание малыша на то, что есть такая область, которая попадает одновременно в оба круга, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям – быть и красными и круглыми.

  • «Расселяем жильцов» в домике. Учимся работать с таблицей

Еще одна задачка на расселение «жильцов» в домике, только на этот раз принцип расселения совсем другой. Малыш должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они удовлетворяли условиям в строке и столбце одновременно. То есть ребенок учится работать с таблицей. Это умение очень важное и полезное, на нем базируется множество развивающих игр, да и школьных задач.

С принципом построения таблицы можно знакомить уже трехлетнего ребенка, для него это вполне посильная задача.

В наименованиях строк лучше всего использовать формы или цвета (т.к. их больше), а в наименованиях столбцов может быть толщина или размер фигуры.

Это задание учит ребенка не только выкладывать дорожки с учетом чередования свойств, но еще и понимать графическую схему и следовать ей. Нарисуйте на листочке схему, на которой будет указано, в каком порядке фигуры должны следовать друг за другом. Глядя на схему, малыш должен выложить фигуры в той последовательности, как показывают стрелки.

На такой схеме желательно ограничиться только одним свойством (цвет или форма, например).

Для усложнения задачи можно слегка запутать стрелочки, так последовательность будет не столь очевидной.

Такие схемы можно использовать не только для построения дорожек, но и различных фигур (кругов, например). После построения предложить малышу зарисовать получившуюся фигуру.

  • Игра «Блоки путешествуют»

По-моему, это один из самых увлекательных вариантов занятий с блоками, он будет интересен детям от 3,5-4 лет. Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них, разумеется, не простые, а специальные, для блоков

К игре необходимо подготовиться и нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам»  можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку.

Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т.д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств.

Занятие станет интереснее, если в конце каждая дорожка приведет к какой-то цели – кафе, магазин, лес, детская площадка… Все зависит от ваших художественных способностей Мои способности невелики, поэтому детский сад у нас ничем не отличается от магазина :), к счастью дочь уже может прочитать название, чтобы не запутаться.

В ходе игры мы с дочкой заметили, что бОльшая часть «путешественников» скапливается в одних и тех же объектах, а до некоторых вообще никто не доходит (к примеру, у нас это хлебный магазин). В этом случае можно поставить перед ребенком другую задачу – догадаться по знакам, какими свойствами должен обладать блок, чтобы он все-таки смог дойти до хлебного магазина, и найти его среди остальных. Это тоже очень полезный вариант игры, обязательно попробуйте и его.

Предлагаю вашему вниманию три варианта поиска клада:

Первый, самый простой. Вы раскладываете перед ребенком несколько фигур, при этом, пока малыш не видит, под одним из блоков прячете какой-то секрет, допустим, наклейку или вырезанную картинку. Затем предлагаете ребенку найти клад и сообщаете, что пираты спрятали его, например, под толстым и немаленьким блоком или красным и тонким, т.е. конкретно задаете условие поиска. Малышу нужно догадаться, о какой фигуре идет речь.

Во втором варианте игры клад прячет ребенок. Чтобы отгадать, где находится клад, взрослый задает наводящие вопросы. Малыш отвечает «да» или «нет».

Третий вариант игры у нас с Таисией самый любимый. Здесь, чтобы найти клад, нужно разгадать целую цепочку условий. Выкладываю суть занятия на видео.

  • Игра «Волшебное стеклышко»

Занятие будет интересно примерно с 4 лет. Скажите ребенку, что у вас появилось волшебное зеркало / стекло / коробочка, которая умеет менять свойства блоков, и предложите поиграть в фокусников.

Первый вариант игры. Фокусником работаете вы. Выберите какую-то одну фигуру и поставьте рядом с ней «волшебное стеклышко» (в качестве магического атрибута можно использовать любую привлекательную вещицу). Затем проведите ряд «магических ритуалов» и незаметно подложите по другую сторону стеклышка другой блок (или поставьте его взамен прежнего). У нового блока должно быть изменено одно свойство, все остальные характеристики неизменны. Попросите малыша назвать, какое свойство у блока изменилось.

Второй вариант игры. Фокусником работает ребенок. Вы задаете или решаете вместе с ребенком, какое свойство ваше волшебное стеклышко сейчас будет менять. Например, вы решили, что изменяться будет форма. Когда вы закроете глаза, ребенок должен поставить новый блок с измененной формой (все остальные свойства должны быть неизменны).

Когда малыш освоится с занятием, пробуйте одновременно изменять сразу два свойства.

Ну что ж, на этом остановлюсь, хотя варианты игр с блоками Дьенеша, по-моему, неисчерпаемы. Я не устану хвалить этот замечательный развивающий материал, и от души советую его вам

Еще хочу обратить ваше внимание на палочки Кюизенера, о них часто говорят в одном контексте с блоками Дьенеша, действительно эти два материала отлично дополняют друг друга и в некоторых играх даже используются одновременно. Палочки Кюизенера явно заслуживают отдельной статьи

Искренне ваша, Яна Разначенко


РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ



ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ



ГОТОВЫЙ ПЛАН ИГР И ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-3 ЛЕТ


 

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте

Венгерский психолог и педагог разработал замечательные упражнения и игры, способствующие освоению математических понятий, а так же творческого и логического мышления. Работа по знакомству с блоками начинается ещё во второй младшей группе, где малыши выделяют один признак предмета. В средней группе задания усложняются, появляются карточки-символы, с помощью которых дети выбирают необходимые фигуры. А какие же игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте можно использовать?

Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте

Дети старшего дошкольного возраста в состоянии оперировать сразу несколькими свойствами предмета. У детей развито образное мышление и они способны разгадывать загадки, читать символы, заниматься кодировкой и раскодировкой. Дошкольники с удовольствием играют и выполняют упражнения с блоками Дьенеша.

Игра «Отгадай загадку»

На поле из 4 или 5 частей, в зависимости от уровня подготовленности детей, выкладывают символы фигур, при этом последнее окошко остаётся для отгадки. Например, на поле выкладываем знаки: жёлтая тонкая и треугольная. В пустом окошке ребёнок должен положить жёлтый тонкий треугольник, при этом размер фигуры не учитывается. Можно составлять загадки из четырёх символов, например: круг, толстая, большая, синяя. В ответе ребёнок положит синий большой толстый круг. Наиболее сложный вариант этой игры с отрицанием 1, 2, или 3 признаков. Игра-противоположность «Загадай загадку» представляет из себя пустую табличку, на которую дети, выбрав фигуру, раскладывают соответствующие знаки.

Развивающая игра «Рассели жильцов»

Игра «Рассели жильцов» очень увлекательна и подготовишки могут в неё играть целыми компаниями, а потом проверять друг друга. В каждой квартире нужно поселить жильца, опираясь на его признаки (цвет, форму, размер и толщину). Например, на первом этаже живёт синий, толстый жилец, а на втором — красный, не толстый, но квадратный, на третьем — не синий, немаленький, круглый и тонкий. Домики разработаны для детей с разным уровнем подготовленности, где необходимо учитывать 2-4 признака, использовать отрицания.

Развивающая игра «Лабиринт»

Дети с радостью откликаются на игры типа «Лабиринт», «Дерево» и т.д., где они должны найти место своей фигуре. Такие игры направлены на развитие умения классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Нарисуйте дерево с ветками разных цветов без листьев. На каждой веточке свой символ, означающий форму, размер или толщину.

Ребёнок с красным большим треугольником должен найти красную ветку со значком «треугольник и большой» (или не квадрат, большой, или треугольник, не маленький и т.д.). Всё зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Можно рисовать лабиринты, дороги к гаражам, грядки на огороде и всю информацию кодировать значками. Детям такие игры приносят большое удовольствие и зная об «инстинкте открывателя», можно добиться больших результатов.

Развивающая игра «Хоровод»

Зимними вечерами, да и жаркими летними, можно играть в домино или складывать хороводы. Для этого разделите все блоки между детьми и договоритесь о правилах. Первый игрок кладёт любую фигуру, а следующий должен положить фигуру другого размера, или такой же формы, но другого цвета, или другой формы, но такого же размера и толщины и т.д. Правила могут придумывать дети, педагог внимательно следить за их исполнением.

Игры с обручами и блоками Дьенеша

Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.

«Игра с одним обручем»

На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

«Игра с двумя обручами»

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные.

На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

  1. Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
  2. Внутри синего, но вне красного обруча?
  3. Внутри красного, но вне синего?
  4. Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.

«Игра с тремя обручами»

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов.

  • Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
  • Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?
  • Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
  • Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
  • Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?
  • Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
  • Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?
  • Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

br>
Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте не требуют особой подготовки, необходимо только подготовить специальные карточки для совместной и индивидуальной работы. Вы можете скачать архив с карточками для игр с блоками Дьенеша, в котором представлены карточки-символы и карточки-отрицания, а так же карточки для игр «Отгадай загадку», «Рассели жильцов», «Логические таблицы» разного уровня сложности.

Игры с блоками Дьенеша | Анна Новик

Онлайн-тренинг Анны Новик (1.5 часа)

Более 30 различных вариантов использования блоков Дьенеша, которые вы не найдёте в интернете!

Блоки Дьенеша — бюджетное развивающее пособие, которое легко можно приобрести в любой части мира через интернет-магазины.

Возможности блоков Дьенеша, как правило, используются  очень мало. А спектр возможных упражнений огромен. С ними и познакомятся участники вебинара.

Преимущества блоков Дьенеша

  • Многофункциональны,
  • Изготовлены из пластмассы, поэтому цвета не тускнеют, остаются яркими много лет,
  • Могут использоваться долгие годы, так как упражнения с блоками можно подстраивать под весь дошкольный возраст, начиная с возраста 1 года,
  • За блоками крайне просто ухаживать – периодически мыть в мыльной воде и просушивать на полотенце,
  • И самое главное — игры с блоками очень нравятся детям! При правильной подаче и грамотной подборке упражнений с одним комплектом блоков Дьенеша можно проводить очень интересные занятия и увлечь любого ребенка.

Какая польза от игр с блоками Дьенеша?

При выполнении различных упражнений с блоками у детей:

  • Развивается цветовосприятие
  • Формируется понятийный аппарат (форма, размер, толщина)
  • Улучшается зрительно-моторный контроль
  • Отрабатываются навыки работы по словесной инструкции и по показу взрослого
  • Улучшается память, внимание, логическое, пространственное и образное мышление.

На каждый из вышеперечисленных навыков в тренинге будут показаны несколько вариантов использования блоков.

Материалы тренинга будут полезны педагогам, работающим с маленькими детьми и детским клубам, проводящим занятия с детьми раннего возраста.

Также, информация тренинга поможет мамам без всякой дополнительной подготовки с пользой провести время на вынужденном карантине, используя в играх блоки Дьенеша.

Информация тренинга собрана Анной Новик из ПРАКТИЧЕСКОГО опыта применения блоков в работе с детьми по комплексному развитию, и она с радостью поделится со слушателями тренинга своими педагогическими «секретами».

План тренинга

  1. Знакомство с блоками Дьенеша, определение характеристик
  2. Принципы работы с блоками Дьенеша, как правильно знакомить детей с блоками и их признаками
  3. Специфика использования блоков Дьенеша в занятиях с детьми раннего и дошкольного возраста
  4. Секреты успешной презентации блоков на занятиях. Как сделать, чтобы детям было интересно работать с блоками Дьенеша
  5. Варианты использования блоков Дьенеша в развивающих играх: игры на внимание, память, мышление, развитие словарного запаса и навыков счета, сенсорная интеграция, использование пособий.

Ориентировочная продолжительность — 1.5 часа.

Автор и ведущая — Анна Новик

Супервостребованный педагог по раннему развитию и основатель детского клуба «Развивалочка».

Опыт работы с детьми — с 1992 года. Два профильных педагогических образования: возрастной психолог и музыкальный руководитель в дошкольных заведениях.

Автор популярных конспектов по раннему развитию, а также онлайн-тренинга для педагогов по раннему развитию. Ведущая вебинаров «Развитие речи у детей 1-3 лет», «Как справиться с капризами и плачем на занятиях по раннему развитию», «Как провести успешное занятие по раннему развитию».

Бонус

Каждый участник тренинга получит 3 новых авторских раздаточных листа Анны Новик для работы с блоками Дьенеша и сразу сможет включить их в занятия с детьми.

Сейчас можно приобрести запись онлайн-тренинга.

Играем с логическими блоками Дьенеша : учебный курс для дет…

Захарова, Н. И.

В книге изложен систематизированный курс (от простого к сложному), направленный на развитие логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). В работе используются логические блоки Дьенеша, а также карточки с условными изображениями свойств блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Полная информация о книге

  • Вид товара:Книги
  • Рубрика:Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика
  • Целевое назначение:Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,д/гуверн. и родит.
  • ISBN:978-5-907106-49-9
  • Серия:Несерийное издание
  • Издательство:
    Детство-пресс
  • Год издания:2019
  • Количество страниц:287
  • Тираж:1500
  • Формат:60х90/16
  • Штрихкод:9785907106499
  • Переплет:в пер.
  • Сведения об ответственности:Наталия Захарова
  • Код товара:15315

КОР Логические блоки Дьенеша

Учебно-игровое пособие для детей от 2 до 7 лет.
    Логический материал состоит:
— из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
а) формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
б) цветом — красные, желтые, синие;
в) размером — большие и маленькие;
г) толщиной — толстые и тонкие;
Инструкция с описанием игр и упражнений с логическими блоками.
    Для детей 3-4 лет предлагаются простые задания и упражнения.
1.    Найди все фигуры «как эта» по цвету (по размеру, форме).
      Найди не такую фигуру «как эта» по цвету (по размеру, форме).
2.    Найди все такие фигуры, «как эта» по цвету и форме (по цвету и размеру, по форме и размеру и т.д.).
3.    «Цепочка». От произвольно выбранной фигуры постройте как можно более длинную цепочку. Например, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета и т. д.) или по форме и цвету (по цветку и размеру и т.д.)
Далее инструкция предлагает целый ряд развивающих заданий.
            Для детей старшего возраста предлагаются игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках. (Карточки в комплект не входят.). Инструкция предлагает следующие игры:

— «Кто быстрее соберет блоки!»;
— «Поручения»;
— «На свое место»;
— «Переводчик»;
— «Помоги Незнайке»;
— «На свою веточку»;
— «Кто хозяин?»;
— «»Найди выход»;

— Игры с одним (двумя, тремя) обручами и многие другие.
    

Упражнения  учат:
— выявлять свойства;
— сравнивать и распознавать;
— классифицировать;
— обобщать;
— исследовать закономерности;
— кодированию и декодированию;
— выполнять логические операции «не», «и», «или»
Упражнения дают представления:
      — о форме;
       — о размере;
       — о цвете;
       — о толщине;
       — о числе;
       — о геометрических фигурах.

Упражнения  активизируют:
— внимание;
— наблюдательность;
— память;
— познавательную деятельность;
— словарный запас.

Упражнения  развивают:
— элементарную алгоритмическую культуру мышления;
— способность действовать в уме;
— пространственную ориентировку;
— зрительное восприятие;
— зрительную и слуховую память;
— логику;
— образное мышление;
— связную речь.

Блоки Дьенеша «Использование современных инновационных технологий»

Статья:

Мастер – класс

ТЕМА: «Система работы по использованию блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей дошкольного возраста»

Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников.

Задачи:

1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании блоков Дьенеша. Знакомить с основными приемами применения блоков Дьенеша.

2. Способствовать освоению педагогами технологией применения игр с блоками Дьенеша в разных возрастных группах.

3. Развивать конструктивные педагогические способности.

Оборудование и материалы: презентация, наборы блоков Дьенеша, сюжетные игрушки, методическая литература, обручи, выставка альбомов и игр с блоками Дьенеша.

 

Уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вам познакомиться с технологией применения игр с блоками Дьенеша.

 

С помощью игр с логическими блоками мы можем в комплексе формировать все важные для умственного развития мыслительные умения и подготавливать мышление детей к усвоению математики.

 

Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

 

Создателем логических блоков является Золтан Дьенеш, всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика».

 

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Давайте вспомним какими (назовите эти свойства) — цветом, формой, размером и толщиной.

Правильно.

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); почему нет зеленого цвета?

б) трех цветов (красный, синий, желтый);

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Так же в играх с логическими блоками используются карточки с символами свойств. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)(покажите блок такого цвета, такой формы -презентация)

И карточки с отрицанием свойств, обратите внимание на перечеркнутые карточки, например: не красный. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Кроме объёмных блоков, в своей работе я использую набор плоских фигур.

 

Подробно с технологией применения блоков можно познакомиться, изучив такую литературу как.

Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.

Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А. А. Столяра Книга поможет сформировать у детей 5-6 лет первые элементарные математические представления и определенную логическую структуру мышления. В нее включено 59 логико-математических игр с многочисленными вариантами условий и описанием их проведения.

 

Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

 

Существует несколько групп игр с блоками Дьенеша.

1 группа игр. Это игры на выявление и абстрагирование свойств.

Они развивают умение выделять в предметах от одного до четырех свойств, абстрагировать одни от других, называть их. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками- символами, освоят умения строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

(«Найди клад»«Автотрасса»«Необычные фигуры» и др)

 

2 группа игр. Классификация, обобщение, сравнение.

Помогают развивать у детей умения классифицировать, обобщать и сравнивать предметы по одному, двум, трем или четырем свойствам. Сначала малыши осваивают умения классифицировать и обобщать по заданным свойствам, а затем – по самостоятельно выделенным («Где чей гараж»«Засели домики»). («Дорожка»«Найди пару»«Поймай тройку»«Домино»).

 

3 группа игр. Логические действия и операции.

Эти игры и упражнения предназначены в основном для детей старшего дошкольного возраста. Они помогут развить у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, развить умение производить логические операции «не»«и»«или», умения с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов. В результате ребенок сможет свободно рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий («Помоги фигурам выбраться из леса»«Построй дом»«Раздели блоки»).

 

Представленные игры и упражнения, за некоторым исключением, даны в трех вариантах. Давайте рассмотрим эти варианты на примере игры «Автотрасса», еще одно название этой игры – «Построй дорожку». В этой игре дети строят дорожку, правила построения записаны в таблице. Стрелка показывает, какая фигура, за какой идет, начинать можно с любой фигуры. Игры и упражнения первого варианта (I)развивают у малышей умения оперировать одним свойством. Игра автотрасса 1

С помощью игр и упражнений второго варианта (II) развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами. Игра автотрасса 2

Игры и упражнения третьего варианта (III) формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Игра автотрасса 3

Показ вариантов игр на примере игры «Автотрасса».

Прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени –это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он вырос из предыдущих, т. е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянуться к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

В нашем детском саду работа с блоками ведется уже на протяжении 20 лет во всех возрастных группах, разработана система занятий с применением Логических блоков.

 

Младший дошкольный возраст

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться начиная с раннего возраста. Дети знакомятся с блоками в различных видах деятельности. В процессе манипуляции с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет и размер.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:

найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру);

найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по цвету);

найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие)

назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру)(играем)

После такого самостоятельного знакомства с блоками можно перейти к играм и упражнениям.

В первой младшей группе дети оперируют одним свойством, в начале года это цвет или величина, а в конце года добавляем форму. Используем игры на группировку предметов, выявление и абстрагирование свойств.

Во второй младшей группе дети начинают оперировать двумя свойствами одновременно и разбивают множества на классы по одному свойству, используют логическую операцию «не» (все круглые, все не круглые).

 

Средний и старший дошкольный возраст.

В средней группе дети оперируют двумя, а концу года тремя свойствами одновременно. Разбивают множество по двум совместимым свойствам.

В старшем дошкольном возрасте игры становятся более эмоциональными и насыщенными, дети проявляют элементы творчества и оперируют уже тремя- четырмя свойствами, используя логические операции «не»«и»«или».

И сейчас я хочу познакомить вас с одной из игр, которая называется «Раздели блоки». И хотя эта игра предназначена в основном для детей старшего дошкольного возраста, при регулярных занятиях с блоками, мы можем играть в неё с детьми второй младшей группы.

Хочется обратить ваше внимание на то,

Хочу обратить ваше внимание,

Математика наука точная, поэтому следуя методике проведения логико-математических игр я основываюсь на этапах деятельности

Этапы: 1-сюжет (завязка,

второй этап — развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками:

• осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;

• овладевают системой познавательных действий (способов по-знания): обследуют предметы, абстрагируют, сравнивают, группируют и классифицируют;

• обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими заме-щениями.

3- подведение итогов

• анализ жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;

• акцентирование внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях);

• созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-мате-матической игры.

Игра «Раздели блоки-1»

Цель: развивать умения разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Для этой игры нам понадобятся блоки и две игрушки (зайка и медведь).

Представим, что вы дети. Прошу выйти пять человек.

Ребята, Зайка и медвежонок поссорились, они никак не могут поделить конфеты. Давайте поможем им и поделим конфеты, так чтобы у зайчика оказались все красные.

Какие конфеты у зайки? (все красные) А у мишки? НЕ…

В следующий раз можно делить блоки по форме.

Когда дети научатся делить блоки между игрушками, играем в эту игру с обручем.

Например, блоки — это цветы, а обруч – ваза, одни цветы ставим в вазу, а другие раскладываем вокруг.

Обратите внимание на то, что у нас получается два места: внутри обруча и за обручем.

 

Далее следует игра «Раздели блоки-2». В эту игру мы играем с детьми второй младшей группы в конце года и с детьми средней группы.

Цель: развивать умения разбивать множество по двум совместимым, производить логическую операцию «не»«и»«или».

И опять предлагаем помочь игрушкам. Давайте угостим зайчика и медвежонка пирожками. Медвежонок любит «круглые» пирожки, а зайчонок — «желтые».

На этом этапе удобно использовать карточки с обозначением указанных свойств.

В ходе игры, дети выясняют, что есть конфеты, которые подходят и мишутке и зайчонку (кладем их в коробку между игрушками, а еще есть конфеты, которые не подходят никому (кладем их в ведерко в стороне).

В ходе игры конфеты постоянно перемещаются с одного места на другое, пока дети не найдут правильное решение.

Предлагаю вам поиграть и разделить конфеты. Опять приглашаю пять человек.

После того, как все конфеты поделены,

Какие конфеты у медвежонка? (круглые не желтые) У зайки? (желтые не круглые)Какие общие? (круглые и желтые) Какие никому не попали? (не круглые и не желтые).

Если в первых играх дети не смогут ответить на эти вопросы, не пытайтесь ответить за них. Они сами сделают это в следующих играх.

Можно ввести правило: если кто-то заметит ошибку, говорит «стоп» и исправляет ее. Это повышает внимание и развивает взаимоконтроль.

Дальше можно играть с двумя обручами, которые пересекаются.

Сначала необходимо выяснить, сколько мест получилось (четыре); можно предложить ребенку прыгнуть на любое место и назвать его или поставить игрушку (1-е место –внутри всех обручей; 2-е место – внутри красного, но вне синего; 3-е место – внутри синего, но вне красного; 4-е место- вне обручей).

Затем наделяем обручи и блоки образами и предлагаем игровые задачи (цветы- клумбы, рыбы – аквариумы, птицы- кормушки и др.).

 

Игра «Раздели Блоки – 3»

Цель: развивать умения разбивать множество по трем совместимым свойствам, производить логическую операцию «не»«и»«или», доказательности мышления.

Теперь берем три игрушки (волк, заяц, лиса) и будем делить между ними блоки для строительства домов.

Для начала обозначим места для блоков: 1- подходят всем игрушкам, 2- волку и зайцу, 3- зайцу и лисе, 4- лисе и волку, 5- никому не подходят.

А теперь разделим блоки так, чтобы у волка оказались все круглые, у зайца – все большие, у лисы – все синие. Чтобы легче было запомнить правило, расположим рядом с игрушками карточки- свойства.

Какие фигуры оказались общими для всех игрушек? (круглые большие синие) Какие фигуры оказались только у волка? (круглые не большие не синие) Только у зайца? (большие не круглые не синие) Только у лисы (синие не большие не круглые) Какие фигуры общие для волка и зайца? (круглые большие не синие) Для волка и лисы? (круглые синие не большие) Для зайца и лисы? (большие синие не круглые) Какие фигуры никому не подошли? (маленькие (не большие) не круглые не синие).

Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, обращаем его внимание на другие группы блоков, которые имеют указанные свойства; затем просим его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.

При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети. Каждый раз указывается другое сочетание свойств — оснований разбиения блоков.

Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца — все треугольные, у лисы — все маленькие, или у волка — все большие, у зайца — все синие, у лисы — все толстые; у волка — все желтые, у лисы — все красные, у зайца — все квадратные и т. д.

Если в результате раскладывания блоков некоторые места (коробки) окажутся пустыми, побуждаем детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески стимулируем доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими)

Дальнейшие упражнения можно проводить как «игры с тремя обручами».

Сначала предлагаем детям поставить игрушку или прыгнуть на любое из мест в обручах и назвать, где оно находится: 1-е — внутри всех трех обручей, 2-е — внутри желтого и красного, но вне синего обруча, 3-е — внутри красного и синего, но вне желтого обуча, 4-е — внутри желтого и синего, но вне красного обруча, 5-е — внутри желтого, но вне красного и синего обруча, 6-е — внутри красного, но вне желтого и синего обруча, 7-е — внутри синего, но вне желтого и красного, 8-е — вне всех обручей.

Затем дети решают различные игровые задачи, предложенные взрослым: засаживают цветами палисадник, раскладывают пирожные на праздничном столе, составляют мозаику и проч. Правила разбиения блоков они предлагают сами. Например, разложить пирожные на блюда так, чтобы на красном блюде оказались все красные пирожные, на синем — все треугольные, на желтом — все толстые пирожные, или составить мозаику так, чтобы в красном окошке были все круглые стеклышки, в синем — все большие, в желтом — все желтые и т. д.

 

В результате использования Игр с блоками Дьенеша у дошкольников формируется логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать и на этапе завершения дошкольного образования дети не только обладают элементарными представлениями математики, но и моделируют понятия информатики.

Применяя данное средство на протяжении нескольких лет, хочу отметить, что в ходе игр с блоками Дьенеша у детей появляется стойкий интерес к математическим играм и мыслительной деятельности в целом. Дети становятся более активными, инициативными и самостоятельными в процессе обучения.

Многолетний опыт работы позволяет говорить о высоких достижениях в подготовке выпускников нашего детского сада к школе (диаграмма)

Рефлексия

Наша встреча подошла к концу. Чтобы я смогла оценить свой труд предлагаю наладить обратную связь. Попробуйте ответить на эти вопросы.

Как изменились ваши первоначальные знания?

Что полезного было? Что нового вы узнали? Пригодится ли вам в работе? Вам это было знакомо? Соответствуют первоначальные знания новым? Какое впечатление вы получили на мастер-классе? Будете ли использовать в работе? Что осталось непонятным? Что реально можно применить?

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

игры с блоками дьенеша — Башенки

Описание

Игры с блоками дьенеша, логические блоки дьенеша, блоки дьенеша альбомы, схемы по блокам дьенеша, методика золтона дьенеша, геомерия для малышей, игра изучаем фигуры, игры для изучения геометрических фигур, игра изучаем основные цвета, скачать для печати

Игры с блоками дьенеша “Башенки”

В комплекте 7 листов А4 для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО распечатывания.

Данный набор предназначен для занятий с популярным дидактическим материалом — логическими блоками Дьенеша, для детей в возрасте от двух лет.
Игры с блоками помогают развитию познавательной деятельности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, абстрактного мышления.
Известный венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш разработал методику, позволяющую изучить основные математические знания с помощью игр.
Таким образом, используя различные логические игры и увлекательные математические задания, вы проявите у детей интерес к изучению такого предмета как математика. А практика показала, что эта методика раннего развития вызывает у родителей только положительные отклики.
Играя с цветными фигурами и создавая из них на листе объемные изображения, ваш малыш легко и быстро освоит понятия формы (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный), цвета (желтый, синий, красный), размера (большой, маленький) и толщины (толстый, тонкий).
В комплекте 7 листов для распечатки, из которых:
5 листов — картинки с заданиями;
2 листа — шаблоны геометрических блоков для распечатывания и вырезания (могут использоваться как замещение при отсутствии оригинальных блоков для игры, либо в качестве аппликации).

Подробное описание

 

Как играть?

Каждый лист представляет собой иллюстрацию, на которой ребенку предстоит разместить блоки соответствующего цвета, размера и формы по образцу.
Играя, маленький ребенок должен справиться с предложенными ему упражнениями — правильно разложить блоки на игровом поле.

Как изготовить игру?

1) На обычных листах формата А4 распечатать картинки с заданиями.
2) При необходимости распечатать шаблоны с блоками на плотной бумаге и вырезать.

Развивайтесь с удовольствием вместе с сайтом Rannee-razvitie.com!

разрядных значений с базовыми десятью блоками (MAB / Dienes Blocks)

Что такое блоки Base 10?

Базовые десять блоков также известны как блоки Dienes, Multibase Arithmetic Blocks (сокращенно MAB Blocks) и блоки Place Value.

Блоки Base 10 — это объекты, которые используются для представления единиц (единиц), десятков, сотен и тысяч. Они состоят из маленьких кубиков.

Существует четыре типа базовых десяти блоков, которые называются единичным блоком, стержнем, плоским и кубическим блоком.

Наименьшее значение — один кубик , блок , который равен 1.

Ряд из десяти единичных кубиков соединяется вместе, образуя стержень.

Удочка (или длинная) стоит 10.

Десять рядов этих стержней можно соединить вместе, чтобы получился плоский лист из 100 кубиков.

Квартира стоит 100.

Десять квартир могут быть объединены в кубический блок.

Кубический блок стоит 1000. Это блок из десятичной базы MAB с наибольшим значением.

Ниже приведен обучающий плакат для печати, который может быть полезен для обучения ценностям блока Dienes.

Блоки Dienes (или блоки MAB) также называются блоками с основанием 10, потому что они соответствуют нашей системе чисел и разрядов. Эта система называется системой с основанием десяти, потому что числа состоят из 10 разных цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. Это означает, что каждый столбец разряда работает в группах по десять. . Значение каждого столбца значений разряда в десять раз больше, чем значение справа от него.Мы могли бы также сказать, что значение каждого столбца разряда в десять раз меньше, чем значение слева от него.

Почему так важны блоки Base 10?

Блоки с основанием 10 — полезный способ дать детям возможность визуализировать числа и увидеть, как они соотносятся друг с другом в нашей системе счисления. Базовые десять блоков Dienes — это физические манипуляторы, которые дети могут использовать для построения и представления чисел. Преимущество блоков Dienes в том, что они могут легко представлять большие числа по сравнению с другими манипуляторами, такими как счетчики.

Базовые десять блоков MAB позволяют детям увидеть, как десять блоков единиц в столбце единиц могут быть заменены одним стержнем из десяти, который мы затем можем переместить в столбец десятков. Это помогает детям лучше понять процесс перегруппировки, который используется для сложения и вычитания.

Как использовать блоки Base 10 для представления, моделирования и построения чисел

Базовые десять блоков MAB можно использовать для представления чисел путем размещения их группами на пустой диаграмме значений.Количество каждого типа блока с основанием десять совпадает с цифрами представляемого числа.

При обучении десятизначному основанию лучше всего начать со столбца единиц и работать по столбцам, просматривая все большие и большие числа.

Вот несколько блоков MAB единичного куба, которые используются для представления нескольких первых счетных чисел.

Вот 3 юнит-блока.

Единицы — это наименьшее значение из блоков Dienes, и мы помещаем эти три блока в столбец единиц диаграммы разрядных значений.

3 единицы просто стоят 3.

Вот пример рисования числа 6 с базовыми десятью блоками.

Какое число представлено в приведенном ниже примере блочного изображения с основанием из десяти?

Мы помещаем блоки Dienes на пустую таблицу значений. Стержни стоят десять, поэтому они попадают в столбец десятков.

Число, изображенное на изображении выше, содержит 4 стержня в столбце десятков. Мы пишем «4» в столбце десятков.

В столбце единиц нет блоков, поэтому мы ставим «0».

У нас есть 40 представленных с базовыми десятью блоками.

Вот несколько примеров чисел, нарисованных в десятичных блоках, которые вы можете вычислить.

У нас есть 3 десяти стержня, нарисованных как базовые десять блоков.

3 десятки стоят 30.

Эти базовые десять блоков МАБ стоят 30.

Вот несколько блоков стержней Dienes, нарисованных на диаграмме разряда. Какова ценность этих блоков?

У нас есть 5 десятков удочек.5 десятков — 50.

Теперь мы попробуем рисовать числа с базовыми десятью блоками.

Попробуйте нарисовать 500, используя базовые десять блоков.

Глядя на цифры справа налево, мы получаем «0», «0» и «5».

Нам нужны «0» единиц, «0» десятков, но «5» сотен. Подбираем 5 соток квартир.

Пятьсот плоских блоков Dienes стоят 500.

Каково значение десятичных блоков МАБ, показанных на следующей диаграмме значений разряда?

У нас есть 7 соток плоских блоков МАБ.

7 сотен стоят 700.

Мы можем записать это число с помощью 7 в столбце сотен, потому что в столбце сотен есть 7 отдельных блоков Dienes.

В остальных столбцах пишем ноль, потому что в них ничего нет.

Теперь мы рассмотрим несколько примеров чертежей и моделирования чисел, которые построены из более чем одного типа блоков с базой десять.

Какое 3-значное число представлено этим набором десятичных блоков?

Мы подсчитываем количество блоков MAB в каждом столбце разряда.

В столбце сотен у нас 2 блока.

В столбце десятков у нас 3 блока.

В столбце единицы / единицы у нас есть 5 блоков.

Число, представленное этими базовыми десятью блоками, равно 235.

Вот еще один пример моделирования числа с помощью блоков Dienes bas ten.

Всего 4 сотки квартир, 2 десятка стержней и 8 блочных кубов.

Всего было построено 428.

Теперь мы попробуем нарисовать число 890, используя блоки разряда.

Если смотреть на цифры справа налево, 890 содержит «0» блоков единиц, «9» десятков стержней и «8» сотен квартир.

Какое число нарисовано с использованием показанных десяти блоков Dienes?

Есть блоки «7», стержни «0» десятков и «6» соток.

У нас 607.

У нас есть распечатанная диаграмма разряда для обучения разряду с использованием базовых десяти блоков для работы со всеми этими примерами.

Как еще можно использовать блоки base 10?

Блоки с основанием 10 полезны при введении сложения и вычитания с использованием письменных методов, таких как сложение столбцов. Они могут помочь визуализировать размер чисел и являются полезным обучающим инструментом для ознакомления с этими темами.

Наши уроки с использованием числовых блоков для обучения сложению и вычитанию можно найти по адресу:

Блоки значений места также полезны для понимания процесса перегруппировки, используемого при сложении и вычитании.Перегруппировка с базовыми 10 блоками уже была замечена, когда мы меняем 10 единиц на стержень десятков или 10 стержней на сотню плоских частей.

Блоки Base 10 также можно использовать для увеличения объема. Единичные кубы могут использоваться для отображения стоимости единицы (простейшее значение), которая будет равна одному сантиметру в кубе (см 3 ). Затем их можно использовать, чтобы показать, как их можно комбинировать для создания кубов, кубоидов разных размеров или других абстрактных форм. Объем новой формы можно узнать, посчитав общее количество кубиков.

Манипуляторы с базовыми десятью блоками: изучение вычисления значения места

Базовые десять блоков представляют собой пространственную модель нашей десятичной системы счисления. Самые маленькие блоки — кубики со стороной 1 см — называются единицами. Длинные узкие блоки размером 1 см на 1 см на 10 см называются стержнями. Плоские квадратные блоки размером 1 см на 10 см на 10 см называются квартирами. Самые большие доступные блоки со стороной 10 см называются кубиками. При работе с базовыми десятизначными значениями мы обычно используем единицы для обозначения единиц, стержень для обозначения десятков, плоскость для обозначения сотен и куб для обозначения тысяч.Предоставление имен, основанных на форме, а не на значении, позволяет при необходимости переименовывать части. Например, при изучении десятичных дробей класс может использовать плоскую цифру для представления единицы и определения стоимости других частей оттуда.

Соотношения размеров между блоками делают их идеальными для исследования числовых концепций. Первоначально учащиеся должны изучать самостоятельно с помощью Base Ten Blocks, прежде чем заниматься структурированными упражнениями. По мере того, как они перемещают блоки, чтобы создавать конструкции и строить структуры, они могут самостоятельно обнаружить, что для создания одного из следующих больших блоков требуется 10 блоков меньшего размера.Проекты и структуры учащихся также побуждают их использовать пространственную визуализацию и интуитивно работать с геометрическими понятиями формы, периметра, площади и объема.

Base Ten Blocks особенно полезны для предоставления студентам способов физического представления концепций разряда и сложения, вычитания, умножения и деления целых чисел. Создавая числовые комбинации с помощью базовых десяти блоков, студенты понимают концепцию перегруппировки или торговли и могут видеть логическое развитие каждой операции.Блоки обеспечивают визуальную основу и понимание алгоритмов, используемых учащимися при выполнении вычислений на бумаге и карандаше. Учащиеся старшего возраста могут перенести свое понимание целых чисел и операций с целыми числами на понимание десятичных и десятичных операций.

Персональная одиссея в использовании артефактов, материалов и инструментов для изучения и преподавания математики

windows. Журнал математического поведения, 5, 187-207.

NVLM (2007). Национальная библиотека виртуальных манипуляторов.Веб-страница:

http://nlvm.usu.edu/en/nav/index.html, 9 августа 2007 г. Юта: Университет штата Юта.

Олив, Дж. (1968). Обучение логике маленьких детей. Неопубликованная дипломная работа,

Лестерский университет, Лестер, Англия.

Олив, Дж. (1977). Интуиция [Телепрограмма]. Атланта, Джорджия: Телевидение Святого Луки.

Олив, Дж. (1999). От дробей к рациональным числам арифметики: гипотеза реорганизации

. Математическое мышление и обучение, 1 (4): 279-314.

Олив, Дж. (2000). Компьютерные средства для интерактивной математической деятельности в начальной школе

. Международный журнал компьютеров для обучения математике, 5, 241-262.

Олив, Дж. (2001). Соединяем разбиение и итерацию: путь к неправильным дробям. В M.

van den Heuvel-Panhuizen (Ed.), Proceedings of the 25th Annual Conference of the

International Group for the Psychology of Mathematics Education (PME-25): Vol. 4. (стр.

1-8). Утрехт, Нидерланды: Институт Фройденталя.

Олив, Дж. (2002a). Преодоление разрыва: интерактивные компьютерные инструменты для построения дробных схем

на основе целочисленных знаний детей. Обучение детей математике, 8, 356-361.

Олив, Дж. (2002b). Построение соразмерных дробей. В А. Д. Кокберн и Э. Нарди

(ред.), Труды 26-й конференции Международной группы психологии

математического образования (PME-26) Vol.4. (стр. 1-8). Норидж, Великобритания: Восточный университет

Англия.

Олив, Дж. (2003). Стратегии Натана по упрощению и добавлению дробей в третьем классе. В №

А. Патман, Б. Дж. Догерти и Дж. Т. Зиллиокс (ред.), Труды 27-й конференции

Международной группы психологии математического образования (PME-27): Vol. 3.

(стр. 421–428). Гонолулу, Гавайи: CRDG, Гавайский университет, педагогический колледж.

Олив, Дж.(2007). JavaBars [Компьютерное программное обеспечение]. Получено с

http://math.coe.uga.edu/olive/welcome.html, 9 августа 2007 г.

Olive, J., & Steffe, L.P. (1994). TIMA: Bars [Компьютерное программное обеспечение]. Актон, Массачусетс: Уильям К.

Брэдфордская издательская компания.

Олив, Дж. И Стеффе, Л. П. (2002). Построение итерационной дробной схемы: Случай

Джо. Журнал математического поведения, 20, 413-437.

Робинетт, В. и Гримм, Л.(1982). Rocky’s Boots [Компьютерная программа]. Сан-Франциско:

Learning Company.

Сиборн, П. Л. (1975). Введение в математическую программу Dienes. Лондон:

Лондонский университет печати.

Стеффе, Л. П. (2002). Новая гипотеза о дробных знаниях детей. Журнал

математического поведения, 20, 1-41.

Стеффе Л. П. и Олив Дж. (1990). Детское построение рациональных чисел

арифметических.Афины, Джорджия: Университет Джорджии.

Стеффе Л. П. и Олив Дж. (1996). Символизирующий как созидательную деятельность в компьютере

микромире. Журнал образовательных компьютерных исследований, 14, 103-128.

Стеффе Л. П. и Олив Дж. (2002). Разработка и использование компьютерных инструментов для интерактивной математической деятельности

(TIMA). Журнал образовательных компьютерных исследований, 27, 55-76.

ИАП || Книга || Математическое образование и наследие Золтана Пол Динес

Отредактировал:
Бхарат Шрираман, Университет Монтаны

Том из серии: The Montana Mathematics Enthusiast.Редактор: Бхарат Шрираман, , Университет Монтаны, .

Опубликован в 2008 г.

Имя Золтана П. Динеса (1916-) стоит в одном ряду с именем Жана Пиаже и Жерома Брунера как легендарной личности, чьи теории обучения оставили неизгладимое впечатление в области математического образования. Имя Диенеса является синонимом многопозиционных блоков (также известных как блоки Диенеса), которые он изобрел для обучения разряду. Он также является изобретателем алгебраических материалов и логических блоков, которые посеяли семена современного использования манипулятивных материалов в обучении математике.Место Динеса уникально в области математического образования из-за его теорий о том, как математические структуры можно преподавать с младших классов, используя множество вариантов воплощения посредством манипуляций, игр, рассказов и танцев.

Представление Динеса о воплощенном знании предвосхитило других ученых-когнитивистов, которые в конечном итоге пришли к признанию важности воплощенного знания и ситуативного познания — где знания и способности организованы вокруг опыта в той же степени, что и вокруг абстракций.Динес был одним из первых пионеров того, что позже было названо социокультурными перспективами и демократизацией обучения.

Эта монография, составленная и отредактированная Бхаратом Шрираманом, посвящена основополагающему вкладу Динеса в математическое образование и включает несколько недавних неопубликованных статей, написанных самим Динесом. Эти статьи иллюстрируют его принципы управляемого открытия и раскрывают нетривиальные математические структуры, которые могут быть доступны любому ученику. Монография также включает редкое интервью с Дьенесом, в котором он размышляет о своей жизни, своей работе, роли контекста, языка и технологий в преподавании и обучении математики сегодня.Книга занимает важное место в любой библиотеке по математическому образованию и является жизненно важным чтением для исследователей математического образования, ученых-когнитивистов, будущих учителей, аспирантов и учителей математики.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие: Наследие Золтана Пола Динеса, Бхарат Шрираман. Размышления Золтана П. Динеса о математическом образовании, Бхарат Шрираман и Ричард Леш. Некоторые проблемы с логическими блоками, Предложил Золтан Динес. Логические блоки для других вариантов осуществления, Золтан Пол Динес. Некоторые размышления о порядке и плотности: детский путь к теореме Больцано – Вейерштрасса, Золтан Пауль Динес. Игры, ведущие к Тетраэдру, Золтан Пол Динес. Когнитивная психология и математическое образование: размышления о прошлом и будущем, Лин Д. Инглиш. Влияние золтана диена на преподавание математики в Соединенных Штатах, Джеймс Хирштейн.

Zoltan Dienes и обучение математике с помощью игр

Обучение математике с помощью игр может понравиться учащимся, которые считают математику недоступной и утомительной.Обучение через игры помогает детям понять, что понимание математических закономерностей и отношений может быть приятным и мотивирующим занятием.

2. Игры развивают у учащихся навыки решения проблем

Веселые игры, такие как «Змеи и лестницы», «Карты», «Монополия» и «Эрудит», скрывают математические правила и структуры, которые помогают даже маленьким детям развить навыки решения проблем более высокого уровня, например:

  • Методы проб и ошибок
  • Упрощение сложных задач
  • Ищем выкройки
  • Формирование и проверка гипотез
  • Рассуждения
  • Доказательство и опровержение

В одном исследовании влиятельный учитель и исследователь Эдит Биггс заметила, что игры улучшили концептуальное понимание и навыки решения проблем у учащихся в возрасте 7–13 лет, особенно у более продвинутых учащихся в группе.

Другие исследования показали, что игры с математическими элементами побуждают детей решать проблемы независимо от того, обладали ли они этими навыками заранее.

Кроме того, игры — ценный инструмент оценки. Обращая внимание на выбранные учащимися стратегии во время игры, вы сможете лучше определить, на каком этапе обучения находятся дети.

3. Игры помогают учащимся практиковать и укреплять математические навыки

Игры не только помогают развить у учащихся навыки решения проблем, но и дают им возможность попрактиковаться и укрепить свои математические навыки.

Учащиеся преуспевают, когда у них есть поставленная цель, которую им нужно достичь, даже если путь к победе нелегок. Вот почему сложные игры — это еще и веселые игры. Дети должны подумать обо всех стратегиях, которые они могли бы использовать, и, если их стратегия терпит неудачу, их поощряют попробовать еще раз.

Ценить усилия и настойчивость, а не ум или успех, развивают важные навыки в дальнейшей жизни. Когда дети получают положительные отзывы о своей тяжелой работе, они обретают чувство оптимизма и осознание того, что они могут учиться и расти, сталкиваясь с новыми проблемами.

Около

от Web Minder
14 мая 2010 г.

Золтан Динес родился в Венгрии и переехал в Англию в возрасте 16 лет. С тех пор он работал по всему миру, распространяя свое видение обучения математике через игру в таких местах, как Англия, Франция, Германия, Италия, Австралия, Новая Гвинея, США. , Канада, Чили, Бразилия, Аргентина и другие, иммигрировавшие в Канаду в 1966 году. Он разработал новую область психоматематики (психология обучения математике) и был директором Центра исследований в области психоматики в Университете Шербрука (Квебек) для много лет.После выхода на пенсию он некоторое время преподавал в Департаменте образования Университета Акадии, и многие учителя местных начальных классов запомнили посещения своих классов.

Выдержка из: ЗОЛТАН ПАУЛЬ ДИЕН И ДИНАМИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

The Montana Mathematics Enthusiast , Монография 2, сентябрь 2007 г.

Имя Золтана П. Динеса (1916-) стоит в ряду с именами Жана Пиаже и Жерома Брунера как легендарной личности, чьи теории обучения оставили неизгладимое впечатление в области математического образования.Имя Диенеса является синонимом многопозиционных блоков (также известных как блоки Диенеса), которые он изобрел для обучения разряду. Он также является изобретателем алгебраических материалов и логических блоков, которые посеяли семена современного использования манипулятивных материалов в обучении математике. Место Динеса является уникальным в области математического образования из-за его теорий о том, как математические структуры можно преподавать с младших классов, используя множество вариантов воплощения посредством манипуляций, игр, рассказов и танцев.

Представление Динеса о воплощенном знании предвосхитило других ученых-когнитивистов, которые в конечном итоге пришли к пониманию важности воплощенного знания и ситуативного познания — где знания и способности организованы вокруг опыта так же, как они организованы вокруг абстракций. Динес был одним из первых пионеров того, что позже было названо социокультурными перспективами и демократизацией обучения.

Как ввести десятичные дроби с десятичными блоками

Учителя математики не зря начинают год с представления или пересмотра концепций разряда.Понимание стоимости места необходимо для создания прочной основы математического понимания.

Введение в значение разряда

Если вы вводите понятие целого числа или десятичного разряда, важно начать с конкретного уровня, и блоки с базой 10 работают идеально, потому что их размер соответствует их значению.

Даже пятиклассники не слишком стары для базовых 10 блоков. Учителя начальных классов часто используют их для введения целых чисел, но блоки с основанием 10 также эффективны для учеников старших классов при изучении десятичных чисел.Дети должны понимать, что каждое место слева в 10 раз больше места справа, и базовые 10 блоков — лучший способ изучить эту концепцию. Обязательно скачайте бесплатный подарок к этому уроку!

Как ввести десятичные дроби, шаг за шагом

При вводе десятичных дробей вы можете использовать кубы для обозначения десятков, квартиры для обозначения единиц, стержни для десятых и единиц для сотых. Я обнаружил, что для этих уроков действительно важно создать мат с расстановкой значений (например, показанный выше), потому что он помогает учащимся запомнить, какое место представлено каждой моделью.Чтобы создать циновки, подобные тем, которые я использовал в своем уроке, нарисуйте приведенную выше таблицу с 4 столбцами на большом листе плотной бумаги (18 ″ x 24 ″) и ламинируйте ее. С помощью маркера сухого стирания нарисуйте десятичную точку между разрядами единиц и десятыми разрядами. Или вы можете распечатать выкройки из моего бесплатного предложения Build a Number, чтобы создать циновку с числовыми значениями на 2 листах бумаги 8,5 на 11 дюймов.

Разделите учеников на группы по четыре человека и дайте каждой команде один набор из 10 манипуляторов. Лучше, если у каждого ученика есть доска для сухого стирания и маркер.Попросите своих учеников разделить материалы так, чтобы у одного человека были кубики, у другого — плоскости, у третьего — стержни, а у третьего — единицы. Представьте каждый кусок и объясните, как он представляет собой конкретный десятичный разряд. Я объяснил, что даже несмотря на то, что их учили, что «квартира» равна 100, я хотел, чтобы они думали об этом как о едином целом… может быть, об одном целом пироге для семьи мышей! Если они разрезали торт на 10 частей, каждая часть была 1/10 или 0,1. Если они разрежут эти 10 ломтиков на 10 частей, каждая часть будет 1/100 или 0.01 целого.

Командная практика: построение десятичной дроби

После того, как вы введете значение каждой части с основанием 10, проведите своих учеников через задание, которое я называю «Построение десятичной дроби». Начните с написания десятичной дроби в стандартной форме на доске и попросите учащихся поработать со своими командами, чтобы «построить» это число на командном коврике. Вы можете придумывать собственные числа или использовать карточки «Построить десятичную дробь», предоставленные в подарок. Убедившись, что они правильно представили число на коврике, попросите учащихся написать название слова и развернутую форму.

Расширенная форма особенно трудна при представлении десятичных дробей, и использование манипуляторов с основанием 10, кажется, помогает проиллюстрировать концепцию. Например, легко увидеть, что число на коврике можно записать как 20 + 4 + 0,6 + 0,09, потому что ученики могут видеть каждое место, представленное физическими объектами. Развернутая форма этого числа также может быть выражена как 20 + 4 + 6/10 + 9/100 или полностью разбита на 20 + 4 + 6 x (1/10) + 9 x (1/100). Все эти способы выражения десятичных дробей гораздо легче увидеть, если взглянуть на циновку, подобную приведенной ниже.Студенты также могут видеть, что каждое место слева в 10 раз больше, чем справа.

Ресурсы для преподавания Поместите ценность

Как и в случае с большинством математических понятий, недостаточно познакомить их с практическими материалами, а затем перейти к следующему уроку. Дети должны практиковать терминологию и работать с концепциями, пока они не начнут свободно с ними говорить. Вот здесь и пригодятся математические игры. Эти игры с четырьмя разрядами включены в мой комплект «Разные игры», который отлично подходит для 4-го и 5-го классов.Моим ученикам понравились все эти занятия, и они идеально подходят для занятий в математических центрах и небольших групп.

Игра Place Value Partners
CCSS 2.NBT.A.3, 4.NBT.2 и 5.NBT.A.3
Place Value Partners — моя самая популярная игра для просмотра целых чисел и / или десятичных знаков. значение. Это похоже на Морской бой, но учащиеся используют игровую доску с линиями для размещения чисел и карточек с номерами вместо кораблей и координатной сетки. См. Изображение ниже, чтобы понять, как настраивается игра и как в нее играть.Отправитель называет каждую цифру по одной и сообщает Получателю, где их разместить. Когда все числа уложены, они сравнивают свои игровые поля, проверяют окончательное число и записывают его стандартную форму, название слова и развернутую форму в своих математических журналах или на странице записи. Показанный здесь пакет включает четыре различных варианта игрового поля, включая все, от 4-значных целых чисел до десятичных.

Bingo Showdown Decimal Review
CCSS 5.NBT.3 и 5.NBT.4.
Decimal Place Value Bingo Showdown — это разновидность классической игры Bingo, которую можно использовать для обучения всей группе, небольших математических групп с гидом, групп совместного обучения или в учебных центрах. Что еще я могу сказать? Это Бинго, и детям это нравится!

Spin Value Spinner Games
CCSS 4.NBT.2 и 4.NBT.3
Еще одной игрой, которая понравилась моим ученикам, была игра Spin 4 Cash Place Value Review Game. В этом упражнении учащиеся отрабатывают названия слов и развернутые формы с помощью карточек задач и счетчика.Получив правильный ответ, они могут получить определенную сумму «математических денег». Я также создал международную версию под названием Spin 2 Win, в которой вместо наличных разыгрываются жетоны.

I’m the Greatest — Comparing Numbers Game
CCSS 2.NBT.4, 4.NBT.2, 5.NBT.3
Последняя игра, которой я хочу поделиться с вами, — I’m the Greatest, a простое действие для сравнения чисел. Учитель может играть против класса, или ученики могут играть друг против друга в совместных учебных группах.В этой игре игроки пытаются создать наибольшее число, помещая случайно выбранные числа на игровое поле. Здесь требуется немного удачи, но для того, чтобы победить, учащиеся должны уметь читать названия слов и точно сравнивать числа.

Все четыре игры доступны по отдельности или как часть набора Place Value Game Bundle.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *