Цель нравственного воспитания: Программа духовно-нравственного воспитания
By: Date: 27.06.2021 Categories: Разное

Содержание

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Цель и задачи духовно-нравственного воспитания

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах.

1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:

– формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;

– осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;

– формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;

– утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.

2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.

3. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.

4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.

5. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.

6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.

7. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.

В свою очередь и эти задачи нуждаются в конкретизации. Думается, что одним из существенных недостатков абстрактной формулировки целей и задач воспитания является недостаток конкретики, в результате чего задача воспитания не переводится на уровень, понятный не только учителю, но и ученику. А без этого не может быть полноценного воспитания, так как ученик, который не знает, хотя бы в самом общем виде, цель своего воспитания не может быть субъектом воспитания. Простой пример. Ученик приходит в спортивную школу. И для того чтобы мог успешно осуществляться процесс спортивной подготовки, и у тренера, и ученика должен быть идеал спортсмена, на который они должны ориентироваться в своей деятельности.

Но точно такой же идеал должен быть сформулирован и на уровне общего образования и воспитания, причем он должен разделяться не только учеником и учителем, но и родителями.

Если же попытаться сформулировать тот идеал, который необходимо достичь в процессе воспитания, то его можно представить следующим образом.

1. Личность в нескольких направлениях ее развития. Прежде всего, здоровый человек. Далее – труженик, человек, умеющий все делать сам. Далее – эстетически и интеллектуально развитый человек. Духовно и нравственно развитый человек.

Поскольку человек всегда живет в социальном пространстве, то необходимо осмыслить его роль и в контексте его будущего социального положения.


2. Семьянин. Семья – это величайшая святыня, малая церковь. Поэтому ребенок должен быть хорошим сыном и дочерью, внуком и внучкой, братом и сестрой и


т.д. Это необходимо, чтобы затем создать и свою прочную семью.

3. Коллективист. Ученик живет в коллективе. Прежде всего классном, потом школьном, потом он входит в мир взрослых людей. Он везде должен уметь работать в коллективе, находить общий язык и т.п.

4. Сын своего народа. Каждый народ – это великое создание Божие на земле, и потому каждый человек должен понимать это и работать для блага своего народа.

5. Гражданин России. Россия – многонациональное государство. Содружество всех наций образует единый российский народ. И только это единство и может обеспечить процветание страны в целом и каждого человека в отдельности.

6. Гражданин мира. Человек – всегда часть человечества. С каждым днем этот абстрактный тезис наполняется все большим смыслом и реальным содержанием, так как каждый человек так или иначе, но все теснее входит в общение с человечеством. Поэтому необходимо воспитывать гражданина мира, а не исполнителя тех или иных непонятно кем заданных и непонятных самому человеку ролей.

7. «Гражданин царствия Небесного» (Митрополит Филарет (Дроздов)). Есть нечто, что выводит человека даже за уровень бытия человечества, на уровень его вечного бытия. Гражданин Царствия Небесного означает высшие, выходящие за рамки земного бытия, смыслы жизни человека в этом мире. Указать ребенку эти смыслы, научить жить в соответствии с этими смыслами, подготовить человека для жизни вечной также призвано духовно-нравственное воспитание.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Нравственное воспитание как объект педагогической науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 378.13.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

М. Н. Киреев1), Н.В. Киреева2), Е.Н. Коренева3)

Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected]

3)e-mail: [email protected]

В настоящей статье рассматриваются особенности воспитания нравственной основы личности. Авторы рассматривают проблему нравственного воспитания как одно из важнейших направлений целостной воспитательной системы. Особое место в статье отводится стратегическим и тактическим задачам в процессе формирования нравственности личности. Авторы уделяют внимание рассмотрению принципов нравственного воспитания.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, системный подход, ценностная основа, стратегические и тактические задачи, принципы.

Известно, что состояние общества зависит от качества идей, ценностей и смыслов, определяющих его. По мнению ряда ученых, индивидуальная система ценностей является определяющим фактором практически всех жизненных устремлений человека. По мнению Б.Л. Вульфсона, задача состоит в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества» на основе индивидуальной системы ценностей1.

К.М. Хоруженко рассматривает ценность как «представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей2.

С этой точки зрения мы и будем рассматривать нравственность как ценностный компонент личности, на основе которого формируются другие личностные качества. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе, как регулятор чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения.

В настоящей статье нравственное воспитание рассматривается нами с точки зрения системного подхода к воспитанию, в рамках которого оно интерпретируется как основное направление в целостной системе воспитания, пронизывающее все остальные.

Сегодня весь мир переживает кризис. Многие ученые, политики, деятели культуры говорят о том, что XXI век может просто-напросто не состояться, если приоритетами его не станут гуманизация и гармонизация как личности, так и

1 Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания // Педагогика, №1. 2006. С. 8.

2 Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997. С. 533.

социума. И процесс этот может идти только через возврат к нравственным ценностям, так как основным качественным показателем личности является уровень сформированности ее нравственных качеств, которые (при их наличии) наполняют соответствующим содержанием культурный феномен человека, его патриотические, экологические, физические, эстетические составляющие.

Понимание нравственности как основной личностной ценности существовало на всех этапах развития общества, а нравственное воспитание во все времена стояло на первом месте в системе воспитания и считалось основой воспитательного процесса.

В теории системного подхода к воспитанию и системного понимания педагогической действительности ведущее место отводится воспитанию, которое рассматривается как «великое дело: им решается участь человека»3.

Менялись уклады общественной жизни, политического устройства общества, уровень его экономического развития, но на всех этапах его развития: подъемов и падений, рассвета и упадка — на уровне семьи и государства непременным приоритетом в воспитательно-образовательном процессе оставалось нравственное воспитание, так как его изъятие из воспитательного процесса нарушает целостность системы и делает систему недееспособной. Именно нравственная и духовная опустошённость молодого поколения девяностых годов породила безнравственных «интеллектуалов», лжепатриотов, бездуховных «эстетов» и т.д.

В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется, наряду с экономической нестабильностью, кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризацией общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и утраты традиционных духовных ценностей, когда психология творца и созидателя вытесняется и подменяется психологией потребителя, психологией примитивной, лишённой духовно-нравственного наполнения. Для населения людей характерны «двойная мораль», нравственная глухота и «дегуманизация» поведения, за счёт снижения истинных духовных, нравственных, культурных, национальных ценностей.

Вместе с тем, прогресс общества на всех этапах исторического развития способствовал развитию педагогической мысли, формировал основные концепции нравственного воспитания, требовал научного подхода к проблеме разработки теории нравственного воспитания, определению его социальной роли, обогащая новым содержанием в соответствии с новыми жизненными условиями и принципами.

Безусловно, каждый исторический период накладывает отпечаток на содержание воспитания. Это и так называемый социальный заказ, и деидеологизация процесса воспитания, и исключение целенаправленного воспитания из образовательного процесса, и, напротив, всплеск интереса к проблемам воспитания, в том числе и духовно-нравственного.

Философ-идеалист Сократ (469 — 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности4. Платон считал, что приближение к высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение.

3 Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.; Л., 1948. С. 42.

4 Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка/под ред. Е.Д. Божович. М., Воронеж, 1998. С. 25.

В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках.

Иоганн Герберт считал, что нравственное воспитание должно стоять на первом месте, а единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове «нравственность»5.

Я.А. Каменский в своем трактате «Наставление нравов» цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает». Г. Песталоцци говорил о том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.

Проблема нравственного воспитания являлась предметом исследование в трудах русских просветителей, а также А. Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, которые уделяли особое внимание нравственному воспитанию подрастающих поколений, относя его к важнейшим и самым необходимым условиям гармоничного развития личности.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой. Он считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Вопрос о нравственном воспитании в то время глубоко волновал и Марию Константиновну Цебрикову6. известного педагога, литератора, редактора педагогического журнала «Воспитание и обучение». Целью нравственного воспитания она считала развитие в ребенке «чувства собственного достоинства», которое «предохранит от бесчестных поступков». М.К. Цебрикова придавала огромное значение нравственности. «При сильном нравственном чувстве, — писала

у

она, — развито сознание общественного долга, стремление приносить пользу» .

Становление концепции системного понимания педагогической действительности, ее значения для создания целостной педагогической теории претерпело длительный период в развитии педагогической науки.

В.А. Сухомлинский подчеркивал особую роль правильно организованного воспитательного процесса и отводил ему «ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности». Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, народной, религиозной, национальной.

В наше время духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного воздействия на духовно-нравственную сферу личности человека, являющуюся системообразующей её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный, системный характер относительно чувств, потребностей, желаний, мнений, личности, поскольку опирается на определённую систему ценностей, заложенную содержанием информационно-образовательного пространства.

5 Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940.

6 Чернявская Н.Э. Цебрикова М.К. Педагогические взгляды. Белгород, 2010.

7 Артемьева М. [Цебрикова М.] Нравственное чувство // Детский сад. 1876. № 1-2. С. 27.

Нравственное воспитание содействует формированию у человека: нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения.

При разработке концептуальных основ нравственного воспитания, исходя из сущности этого процесса, в качестве основной цели выделяется развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах страны, обеспечения ее жизненно важных интересов и устойчивого развития. Достижение указанной цели осуществляется через решение стратегических и тактических задач.

К стратегическим задачам принято относить:

— усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении тысячелетней истории;

— воспитание гуманизма, стремления к миру в своём доме, коллективе, в своей стране и на планете в целом; усвоение и применение нравственных традиций своего народа и своего этноса;

— сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

— распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня; гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к. старшим;

— утверждение в обществе, в сознании и чувствах молодых людей социально значимых духовно-нравственных ценностей, взглядов и убеждений;

— сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

— формирование духовно-нравственных качеств личности; воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость;

— развитие культуры межэтнических отношений.

К тактическим задачам мы относим:

— изучение истории своей страны, своей местности;

— формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России; изучение, охрана и восстановление культурного наследия страны;

— приумножение культурных богатств края; формирование умения подчинять свое сознание и поведение морально-эстетическим требованиям общества;

— утверждение национальных чувств и национального достоинства каждого студента в повседневной жизни и деятельности;

— формирование уважительного отношения друг к другу и преодоление кичливости, эгоизма и чванства;

— формирование чувства ответственности перед коллективом, государством и народом;

В этой связи, методологической основой духовно-нравственного воспитания населения области становятся традиции народной и православной культуры и педагогики, представленные в таких аспектах, как культурно-исторический, нравственно-этический, этнокультурный.

Таким образом, содержание духовно-нравственного воспитания определяется

основными компонентами структуры личности, среди которых в первую очередь необходимо назвать: когнитивный, деятельностный (направлен на формирование соответствующего поведения и деятельности) и личностно-творческий (направлен на формирование соответствующего поведения и деятельности.). Каждый из этих компонентов со своей стороны наполняется содержанием, ориентируясь на отдельное направление целостного процесса нравственного возрождения государства, общества, человека.

Для духовно-нравственного воспитания характерны общие внутренние и внешние закономерности, которые имеют свои специфические проявления. К внешним закономерностям относятся: обусловленность нравственного воспитания социально-экономическими процессами, идеологией и политикой, своеобразием задач, содержания, методов и форм процесса нравственного воспитания. К внутренним закономерностям относятся: связь обучения, воспитания и развития; связь воспитания и самовоспитания, т.е. связи между деятельностью субъектов и объектов; связи деятельности обучения личности и результаты ее развития; связь между возможностями личности (возрастными и индивидуальными) и характером влияния на нее; связь между коллективом и личностью и т.д. Общий характер закономерностей конкретизируется в определенных требованиях к процессу нравственного воспитания; основных положениях, которыми необходимо руководствоваться в его организации и осуществлении, т.е. в определенных принципах.

Принципами духовно-нравственного воспитания являются: принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех структурных подразделений; принцип ценностной ориентации, которые представлены в сознании человека в идеалах, целях, убеждениях, интересах и воплощаются в поступках; принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной и профессиональной групп; принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения молодых людей и их ценностных установок, ориентированных на интересы государства; принцип универсальности основных направлений нравственного воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним; принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие; краеведческий принцип, требующий формирование развития знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности; принцип воспитания на традициях; лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа и другие. Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств.

Исходя из вышеизложенного, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности нравственное воспитание включает ряд приоритетных аспектов, связанных единой целью, общими формами организации и управления, определяющих системность подхода. К таким аспектам принято относить: содержательный аспект системного подхода, который предполагает разработку методологии, подробного описания всех элементов и форм бытования

нравственной культуры; формирования системы нравственного воспитания и образования; возрастной аспект, который дает возможность выстроить комплекс мероприятий по нравственному воспитанию, с учетом возрастных особенностей воспитуемых; институциональный аспект системного подхода, который предполагает одновременное включение нравственной компоненты в воспитательную деятельность всех социальных институтов; кадровый аспект, предусматривающий поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке педагогических кадров в вопросах нравственного, воспитания; организационно-правовой и информационный аспекты, а также экономический и управленческий.

Нравственное воспитание обладает высоким уровнем комплексности, охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности страны, его социальных и государственных институтов. Нравственное воспитание предполагает формирование у студентов общественно значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Оно должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности, обеспеченной определенной системой мер.

Важнейшей составляющей этих мер является научно-теоретическое и научно-методическое обеспечение, содержание которой заключается в организации исследований в сфере нравственного воспитания и использовании их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития нравственной личности; обогащении содержания нравственного воспитания посредством включения в него культурно-исторического, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук; научном обосновании путей приобщения личности к нравственным ценностям, их духовного освоения.

Проблема нравственного воспитания молодежи характерна для любой исторической эпохи, в наше время эта проблема наиболее актуальна. Специфика времени, его особенности на каждом этапе развития общества характеризуются и специфическими задачами. Мы прошли через этап крушения всех нравственных идеалов, когда нравственный вакуум обезличивал человека и целые нации. Особо подвластно духовно-нравственному опустошению молодое поколение, которому суждено определять будущее любой страны. Исходя их этого, сформировалось осознание необходимости последовательно формировать в сознании молодых людей те ценностные новообразования, которые способны не только вытеснить имеющийся негатив, но и заполнить образовавшуюся пустоту нравственным содержанием.

Список литературы

1. Вульфсон Б.Л. Нравственные императивы и задачи воспитания / Б.Л. Вульфсон // Педагогика, №1. — 2006.

2. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хоруженко. — Ростов-на-Дону:Феникс, 1997. — 640 с.

3. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. — М.; Л.: Изд. Академии педагогических наук, 1948. — 280 с.

4. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка/под ред. Е.Д. Божович. — М.: Институт практической психологии, (Серия «Психологи отечества») / Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 448 с.

5. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И.Ф. Герберт. — Москва: ГУПИ наркомпроса РСФСР, 1940. — 292 с.

6. Чернявская Н.Э. Цебрикова М.К. Педагогические взгляды (монография) / Н. Э. Чернявская. -Белгород: БГИКИ, 2010. — 157 с.

7. Артемьева М. [Цебрикова М.] Нравственное чувство // Детский сад. — 1876. — № 1-2.

MORAL EDUCATION AS THE OBJECT OF PEDAGOGIC SCIENCE

M.N. Kireev1), N.V. Kireeva2), E.N. Koreneva3)

Belgorod state institute of art and culture 1)e-mail: [email protected]

2)e-mail: [email protected]

3)e-mail: [email protected]

The paper under study is devoted to the educational peculiarities of the person’s moral background. The authors examine the problem of moral education as one of the basic concepts of integral educational system. Strategic and tactic tasks in the process of person’s morality formation are of great importance in the paper. The authors pay attention to the discussion of concepts of the moral education.

Keywords: education, ethics, systematic approach, value-based, strategic and tactical objectives, principles

Стратегию духовно-нравственного воспитания детей продолжают реализовывать в Тверской области

Предварительные итоги реализации с 2018 года Стратегии духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области и задачи на предстоящий четырехлетний период рассмотрены на заседании регионального Правительства, которое 30 марта провел губернатор Игорь Руденя.

«Воспитание гармонично развитой и социальной ответственной личности возможно только на основе духовно-нравственных ценностей нашего народа, исторических и культурных традиций. Гордимся тем, что Верхневолжье сохранило традиции преданности Родине, честного труда, уважения к старшим, бережного отношения к родным и близким людям. Главная цель реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания детей – передать эти ценности новому поколению», – сказал Игорь Руденя.

Губернатор подчеркнул – важно дать возможности молодежи региона реализовать себя в учебе, работе, творчестве, спорте, общественной деятельности. При этом особое внимание уделить патриотическому воспитанию, популяризации достижений современников. Игорь Руденя отметил, что трансляция ценностных установок должна активнее вестись через медиапространство, социальные сети, популярные среди молодежи.

Совместную работу в реализации Стратегии ведут органы власти региона, учреждения образования и культуры, Тверская митрополия и общественность.

Стратегия включает три основных блока – «Педагог. Школа наставника», «Ребенок. Школа воспитания и просвещения», «Семья. Ответственное родительство».

Значительная часть мероприятий в рамках Стратегии нацелена на повышение квалификации педагогов Тверской области. За 2018-2020 годы квалификацию повысили свыше 3 300 человек. Участниками семинаров по вопросам духовно-нравственного воспитания детей стали свыше 5000 педагогов, стажировок – порядка 700 человек. Образовательный модуль по нравственному воспитанию освоили и студенты педагогических колледжей.

В муниципалитетах Тверской области созданы методические объединения учителей. Специалисты образования также стали активными участниками всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Активно включены в работу школьники. Около 1500 ребят ежегодно принимают участие в конкурсе юных чтецов «Живая классика», кинофестивале для детей, юношества и семьи «Моряна». Среди событий, направленных на духовное воспитание и образование юных граждан – Волжский Хоровой Собор, «Уроки милосердия», «Живые уроки» и другие мероприятия, в том числе в формате летних лагерей.

Знаковым стал проект «Нас пригласили во Дворец!», который реализуется по инициативе Игоря Рудени – бесплатные экскурсии для школьников из районов области в Тверской Императорский дворец. За прошедшие три года здесь побывали более 31 400 ребят.

Развивается работа «Родительских клубов» и «Семейных гостиных» на базе учреждений социальной защиты населения, действуют выездные «Родительские Приемные». Объединения созданы для поддержки семей, находящихся в непростой жизненной ситуации. В Тверской области работают отделения «Мой семейный центр». Кроме того, действуют антикризисные центры для женщин при медицинских организациях. Продолжена традиция ежегодного конкурса «Семья года».

В период с 2021 по 2024 годы более активно в муниципальных школах будут внедряться воспитательные программы по различным модулям, включая профориентацию ребят. Акцент также делается на изучении истории родного края, культуры и традиций Верхневолжья. Вводится курс исторического краеведения для школьников 1-11 классов.

Будет и далее развиваться гражданско-патриотическое направление через мероприятия по сохранению исторической памяти. В том числе это экскурсии для школьников по знаковым местам Верхневолжья. Отдельными направлениями Стратегии стали эстетическое, духовное и трудовое воспитание, а также приобщение к здоровому образу жизни. Значимая часть Стратегии на предстоящий период посвящена поддержке многодетных семей, педагогическому просвещению родителей.

В регионе предусмотрено создание единой базы семей на территории муниципалитетов, формирование семейно-демографического паспорта территорий. Это даст новые возможности для поддержки института семьи, материнства, отцовства и детства.

Центр Духовно-нравственного воспитания имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Руководитель: Зубарева Татьяна Тофиковна

Адрес: 400066, г. Волгоград, пр. им. В.И.Ленина, 27, ВГСПУ. Главный учебный корпус, каб. 3-15а

Телефон(ы):
+7 8442 60 29 25   
+7 8442 60 29 56   
  

График работы: Пн-Чт, 8:30-17:15. Пт, 8:30-16:00. Перерыв с 12:30 до 13:00.

Дополнительный E-mail: [email protected]

Положения о структурных подразделениях ВГСПУ

Общая информация

17 февраля 2012 г. в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете торжественно открылся Центр духовно-нравственного воспитания имени свв. равноапп. Кирилла и Мефодия. У истоков создания ЦДНВ ВГСПУ стояли такие опытные педагоги университета, как Супрун В.И., Таранов Н.Н., Николаева М.В., Ивановская О.В., Солодкова С.В., Елисеева В.В., Ли Л.В., Любимова Е.С. и представители РПЦ: игумен Христофор (Казанцев), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии, Игумен Лазарь (Куликов), соискатель кафедры педагогики ВГСПУ. Первым руководителем ЦДНВ стала Светлана Георгиевна Ярикова, канд. пед. наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ВГСПУ. Обладая незаурядными педагогическими и организаторскими способностями, С.Г. Ярикова сумела сплотить коллектив Центра и направить общие усилия на выполнение учебных, научно-методических и просветительских задач.

Основная цель создания  Центра — научно-методическое сопровождение процесса развития системы духовно-нравственного воспитания, основанной на ценностях отечественной культуры и её культурно-историческом фундаменте – православии – в  культурно-образовательном пространстве региона.

Центр осуществляет свою работу на внутривузовском уровне: в тесном взаимодействии с отделом по воспитательной работе, факультетами, кафедрами, студенческими группами; на областном уровне: совместно с общеобразовательными учреждениями Волгоградской области, с Волгоградской Епархией, Центрами духовно-нравственного воспитания и воскресными школами и другими общественными и учебными объединениями и организациями, связанными с вузом договором о сотрудничестве.

В 2014 году при ЦДНВ была создана молодежная организация «Радонеж», которая ведет общественно значимую деятельность.
Движение занимается решением таких задач, как:
– воспитание молодежи в духе традиционных нравственных ценностей;
– утверждение традиционных семейных ценностей у молодого поколения;
– привлечение молодых людей к социальному служению и помощи ближнему;
– оказание помощи в создании и развитии новых молодежных добровольческих проектов;
– утверждение социально значимых патриотических ценностей, уважения к культуре и истории России, пробуждение интереса к русскому языку и литературе;
– формирование патриотического отношения к Родине и повышение престижа военной службы;
– продвижение идеи здорового образа жизни и поддержка физкультуры и спорта;
– взаимодействие с другими патриотическими и православными молодёжными организациями и объединениями, обобщение положительного опыта деятельности молодёжи;
– помощь в личностном становлении, творческой и профессиональной самореализации молодых людей.
Молодежная организация имеет открытую страницу ВКонтакте © 2014 Русский: https://vk.com/club79974113

Сегодня в состав Центра входят преподаватели ВГСПУ, а также представители Волгоградской Епархии:

1. Гаврилюк Иван Львович, канд. ист. наук, доцент, зам. декана по учебной работе факультета исторического и правового образования ВГСПУ;
2. Жадаев Юрий Анатольевич, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой технологии, туризма и сервиса, проректор по учебной работе ВГСПУ;
3. Зубарева Татьяна Тофиковна, зам. директора НПБ ВГСПУ, руководитель ЦДНВ;
4. Игумен Христофор (Казанцев), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Волгоградской епархии;
5. Ли Любовь Васильевна, канд. пед. наук, руководитель НИЛ ЦДНВ ВГСПУ;
6. Любимова Екатерина Сергеевна, ст. преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии ВГСПУ, методист ЦДНВ;
7. Николаева Марина Владимировна, д. пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии начального образования ВГСПУ;
8. Путило Анна Олеговна, канд. филолог. наук, ст. преподаватель Института русского языка и словесности ВГСПУ;
9. Супрун Василий Иванович, докт. филол. наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания ВГСПУ;
10. Таранов Николай Николаевич, докт. пед. наук, профессор, директор ИХО ВГСПУ.

Основные направления деятельности
 
Организационно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания:
-организация конференций, семинаров и круглых столов по вопросам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
-выступление известных деятелей науки, искусства, культуры и др. с публичными лекциями и мастер-классами на  факультетах и на семинарах;
-внедрение в учебный процесс комплекса факультативов по проблеме духовно-нравственного воспитания
(«Основы православной культуры», История Русской Православной Церкви», «Основы православной педагогики», «Православный компонент предмета «Изобразительное искусство», «Русская литература второй половины XIX века и жанры христианской письменности» и др.).  
 
Информационно-просветительская деятельность

  • разработка и функционирование на официальном сайте института страницы  Центра;
  • открытый просмотр художественных и документальных фильмов, посвященных знаменательным датам российской истории, а также показ тематических видеороликов в корпусах института;
  • публикация  информации  Центра в общеинститутской газете «Учитель»; 
  • организация выставок по духовно-нравственному воспитанию к тематическим конференциям;

 

Научно-исследовательская деятельность и творческая работа:

  • научно-методическая поддержка учителей, методических объединений учителей начальных классов через предоставление научной и методической литературы, фильмов, видеороликов, сценариев уроков и мероприятий по курсу «Основы религиозных культур народов России и светской этики»;
  • взаимодействие с базовыми школами города, включающее консультирование педагогов и рецензирование программ по духовно-нравственному воспитанию, организацию курсов для учителей по проблемам духовно-нравственного воспитания. 

    Центр совершенствует свою работу, привлекая в свои ряды инициативных преподавателей и творческих студентов.
    Приглашаем к сотрудничеству учителей школ, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей учреждений дополнительного образования.

Центр духовно-нравственного воспитания

Дата создания центра:  1 января 2018 г. (приказ № 3432-3 от 22.12.2017 г.)

Руководитель:  Кальницкая  Александра Михайловна

Регламентирующие документы: ПОЛОЖЕНИЕ Центра духовно-нравственного воспитания Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Цель развитие и воспитание высоконравственной личности через  традиционные ценностные ориентации, формирование института наставничества, разработка методологической базы.

Задачи

  • Создание условий развития высоконравственной личности.
  • Формирование института духовно-нравственного воспитания на основе привития основополагающих принципов нравственности.
  • Воспитание патриотизма на примерах российской истории, формирование у студентов бережного отношения к истории и традициям края.
  • Приобщение молодого поколения к истокам народной духовности, сохранение преемственности поколений; популяризация православной культуры в сферах деятельности.
  • Оказание реабилитационной помощи молодёжи, пострадавшей от тоталитарных сект, наркомании, алкоголизма и т.д.
  • Организация духовно-просветительской, исследовательской и методической деятельности в области духовно-нравственного просвещения, культурного и патриотического воспитания.
  • Осознание и восприятие ценности человеческой и семейное жизни, основанных на христианской морали.

 

Направления деятельности

  • Разработка методических материалов по духовно-нравственному воспитанию студентов.
  • Организация историко-культурных выставок, презентаций и экскурсий по духовно-нравственному воспитанию студентов.
  • Организация православного лектория для студентов и преподавателей. Занятия включают в себя показ православных циклов видеолекций в соответствии с задачами деятельности Центра.
  • Мероприятия, направленные на сбор информации и исторических материалов по тематике, связанной с жизнью святых Тамбовщины. Паломнические поездки и турпоходы.
  • Организация научно-образовательных православных чтений, круглых столов, семинаров, конференций.
  • Организация и проведение историко-культурных и православных праздников и фестивалей.
  • Организация и проведение мероприятий, посвященных юбилейным датам историко-культурного и православного календаря.

Достижения

Центр является  структурой университета, которая активно организует межкультурную коммуникацию, способствует углублению взаимопонимания и взаимодействия представителей разных наций и конфессий. Этому способствует и индивидуальные консультации, проводимые специалистами в области истории, лингвистики, философии, культурологи.

Центр позволяет организовать и провести самые значительные просветительские и государственные праздники в соответствии с календарными датами, что способствует расширению  общекультурного и профессионального кругозора преподавателей и сотрудников  университета.

Традиционные мероприятия Центра:

  • Ежегодные всероссийские научно-практические конференции: «Духовно-нравственное воспитание в системе среднего и высшего образования: традиции и инновации», «Духовно-нравственное образование: исторический опыт, современное состояние, новые ориентиры».
  • Проект «Знание – основа духовно-нравственного воспитания»
  • Ежегодные научно-практические чтения «Святитель Лука и Тамбовский край»
  • Ежегодные Питиримовские духовно-образовательные  чтения
  • Совет конфессий
  • Проект  «Рождество – праздник всех людей»

Сотрудники центра

Администратор:  Михайлова  Людмила Григорьевна

Положение о центре духовно-нравственного воспитания

Контакты

Адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 93

Телефон: 8 953 705 98 48

Е-mail: [email protected]

Общие цели и задачи по духовно-нравственному воспитанию учащихся

Опубликовано: 26.03.2021

В Храме-Памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших состоялось заседание Координационного совета по разработке и реализации совместных программ сотрудничества между органами государственного управления и Белорусской Православной Церковью на тему: «О новых подходах к организации работы по взаимодействию Министерства образования, органов управления образованием и учреждений образования с Белорусской Православной Церковью в вопросах духовно-нравственного воспитания».

В работе Координационного совета приняли участие Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Виктор Лискович, Уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Александр Румак, председатель Синодального отдела по сотрудничеству со светскими учреждениями образования Минской епархии Белорусской Православной Церкви, настоятель Прихода храма в честь Всех святых в г. Минске Отец Федор Повный, а также представители республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, республиканских общественных объединений, руководители учреждений образования.

Открыл заседание Министр образования Игорь Карпенко. В своем выступлении глава ведомства обозначил: «Совместная работа Министерства образования и Белорусской Православной Церкви имеет давние традиции.

Православно-христианские принципы устроения мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Совместно с церковью мы утвердили новый состав Координационного совета по организации нашего взаимодействия и рассчитываем, что его координирующая роль будет направлена на системную и целенаправленную работу. Именно Координационный совет призван определять стратегию и перспективы развития сотрудничества, инициировать проведение особо значимых мероприятий и находить точки соприкосновения в спорных вопросах».

Министр отметил, что, несмотря на имеющиеся достижения, есть и нерешенные вопросы, а именно, по проведению факультативных занятий «Основы православной культуры», экспертизе учебных пособий по социально-гуманитарным дисциплинам и другие вопросы, которые необходимо решать сообща».

Говоря об эффективности духовно-нравственного, патриотического воспитания, Игорь Карпенко заявил, что результат напрямую зависит от профессионального мастерства педагогических кадров: «Всегда в центре внимания находятся вопросы качественной профессиональной подготовки педагогических работников, отвечающих за воспитание обучающихся на духовно-нравственных традициях духовности патриотизма и гражданственности, любви и уважении к истории, культуре и традициям своей страны.

Современные формы и методы духовно-нравственного и патриотического воспитания в образовательном процессе мы всячески поддерживаем и активно используем в целях формирования у молодых граждан Беларуси высокой социальной и гражданской ответственности, нравственных качеств».

На заседании Координационного совета участники ознакомились с новыми подходами по взаимодействию Белорусской Православной Церкви с Министерством образования в вопросах духовно- нравственного воспитания, опытом работы ГУО «Средняя школа № 70 г. Минска по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на основе приобщения к духовно- нравственным ценностям белорусского народа, рассмотрели пример взаимодействия Национального института образования с Белорусской Православной Церковью в вопросах совершенствования научно- методического обеспечения образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования и многое другое.

При подведении итогов заседания, Министр образования выразил уверенность: «Наша слаженная работа позволит успешно решать масштабные и ответственные задачи, стоящие перед системой образования и Белорусской Православной Церковью».

Пресс-центр Министерства образования.

Вернуться к списку новостей

Воспитательная деятельность | maoush36.ru

 

Воспитание в социальном смысле

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Влияние воспитания на развитие личности

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

 

Зависимости воспитания от степени развития

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Виды и классификация воспитания, цели воспитания

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, готовит к осознанному выбору профессии.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания:

  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Процесс воспитания

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Требования к современным принципам воспитания

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция, имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко, В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помощью формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Перейти к основному содержанию

Поиск