Фроттаж техника: Нетрадиционная техника рисования — «Фроттаж»
By: Date: 26.12.2019 Categories: Разное

Содержание

Нетрадиционная техника рисования — «Фроттаж»

Мастер – класс:

Нетрадиционная техника рисования — «Фроттаж»

Назначение: данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж».

Задачи: 
1. Учить детей рисовать в технике «Фроттаж».
2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги.
3. Продолжать учить детей работать с трафаретом.
4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.

ХОД Мастер класса:

Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.

«Фроттаж»— это ещё одна интересная техника нетрадиционного рисования.

Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.

Вся техника заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью или восковыми мелками. Конечно же, рисунок, целиком состоящий из переведенного узора, не может считаться вашим творением. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы, найденные и подобранные вами, которые будут интересно смотреться на бумаге и дополнять ваш рисунок.

Рифленой поверхностью может быть обычная расческа, салфетки, кружева, листья деревьев, обои, терка для овощей, доска от мозаики, детали конструктора и все, что попадется под руку. Список предметов, пригодных для этой техники, практически бесконечен.

«Фроттаж» — это способ легко увлечь ребенка рисованием потому, что в этой технике практически невозможно сделать ошибку, результат всегда получается качественным.

Знакомить с этой техникой детей можно уже со средней группы. Начинать лучше с небольших картинок. Овладев этой техникой и, имея в распоряжении набор разнообразных шаблонов, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы.

Порядок выполнения:

1. Подготовьте рабочее место для рисования. 

2. Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка. Например уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.

3. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.

4.Заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.
5. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.

6. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.

Эта техника дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата. Знакомить с этой техникой детей можно уже со средней группы. Начинать лучше с небольших картинок. Овладев этой техникой и, имея разнообразные шаблоны, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы.
Спасибо за внимание!

мастер-класс для детей и взрослых

Детство это прекрасная пора. В раннем возрасте мы смотрим на мир совсем другими глазами. Нас окружают яркие краски, мы искренне радуемся любой мелочи и любим творить. Помните, как любили подкладывать монетку под лист и поверх зарисовывать карандашом? Вот это и есть техника фроттаж (не путать с граттаж).

Слово «фроттаж» («frotter») с французского языка переводится как «тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Основоположником данной техники принято считать художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста».

Для работы в данной технике понадобятся следующие инструменты: несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик. Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не пачкались руки. Но рекомендуем снять обертку, так как она может мешать процесса зарисовывания и результат не получится таким ярким и интересным. Во время подготовки материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам понадобятся

Теперь определитесь, что будете использовать в качестве объекта рисования. Оглянитесь вокруг и Вы найдете массу интересных для этого предметов. Или можете отправиться на прогулку и собрать листву, цветы, все то, что может создать прекрасный контур и работу на память.

А теперь положите объект под бумагу (если это будут небольшие предметы, те же листья, приклейте их к листу). И теперь можно приступать к самому интересному, а именно, начинать покрывать цветными карандашами, мелками поверхность белого листа.

 

Следите за тем, чтобы узоры проявились и их было видно отчетливо. Продолжайте закрашивать лист, пока все предметы не проявятся на листе бумаги.

После этого Вы можете насладиться прекрасно проведенным временем с ребенком и результатом Вашего совместного труда. Помимо закрашивания, можно украсить работу дополнительными декоративными элементами и вставить её в рамочку.

Похожие статьи:

  • Мастер-класс: рисуем с детьми в технике Граттаж – Сегодня 1 июня и прекрасный праздник День защиты детей. День, когда особо пристально обращаем внимание…
  • Обучающий мастер-класс по рисованию красочной Зендалы – В статье вас ждет пошаговый МК по рисованию разноцветной Зендалы, примеры волшебных рисунков с выполнением…
  • Как правильно и красиво рисовать Мандалу: пошаговый мастер-класс с картинками! – Узнайте, как рисовать Мандалы и Зендалы, впрочем они отличаются немногим! В этом уроке рисования, покажу…
  • Польза раскрасок для детей, Doodle monster — 2 – Проведём долгожданные осенние каникулы с пользой для детей. Их, как известно, надо постоянно развивать и…
  • Готовимся к Хэллоуину: разрисовываем тыквы, открытки и страшные раскраски для детей – Не все взрослые любят  Хэллоуин у нас в стране, но дети его просто обожают. Праздновать…

Рекомендованные товары:

Нетрадиционная техника рисования — фроттаж. Нетрадиционная техника рисования в детском саду фроттаж поэтапно с фото

Мастер – класс по рисованию для детей дошкольников.

Нетрадиционная техника рисования «Фроттаж».

Название работы: «Уточка».

Кириллова Ирина Николаевна.
Воспитатель МКДОУ «Детский сад №4 «Ромашка», Калужская область, г. Киров.

Назначение:
данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
Цель:
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж».
Задачи:

1. Учить детей рисовать в технике «Фроттаж».
2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги.
3. Продолжать учить детей работать с трафаретом.
4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
Материал:
Два листа бумаги любого формата, восковые мелки, влажные салфетки, скотч, трафареты.

Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.
Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.
1. Подготовьте рабочее место для рисования.

2. Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка. Например уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.

3. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.

4.Заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.

5. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.

6. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.

7. Дорисовываем рисунок, делаем рамку.

Рисунки детей.

Эта техника дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата. Знакомить с этой техникой детей можно уже со средней группы. Начинать лучше с небольших картинок. Овладев этой техникой и, имея разнообразные шаблоны, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы.
Спасибо за внимание!

Умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру. Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность.

Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко. Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки — увлекательное зрелище!

Немного истории

Зародилось это мастерство благодаря художнику-сюрреалисту Максу Эрнсту, который в 1925 году подобным стилем перенес на бумагу потрясшие его очертания деревянных напольных дощечек. Он не принялся их перерисовывать, а просто, положив бумажный лист на пол, растер его углем. Новоявленная техника фроттаж с радостью была одобрена некоторыми сюрреалистами, которые добивались последних результатов большей частью методом натирания бумаги ломтиком свинца. На бумажном листе при этом проявлялись с индивидуально выбранных и подложенных под него предметов контуры изумительных рисунков, мифических животных и птиц. Иногда такое искусство называют техникой воскового резиста.

Что служит основой работы

Фроттаж — что это за искусство? Для занятий таким мастерством потребуются четкие фактуры, а именно: рельефные картинки, деревянные поверхности, жесткие ткани, линейные или кружевные составляющие, крепкие, с необычным изображением листья.

Растирание фроттаж делается с осторожностью: следует держать бумажный лист, не смещая силуэта под ним. Тона, которыми заштриховывается плоскость для получения художественного результата, дополняются и покрывают друг друга.

Рисование фроттаж

Выбрав некоторые соответствующие предметы, можно провести эксперименты с ними. Лучше применять карандаши различной мягкости. Одни «ландшафты» изображаются карандашами 2B или B, иные — более мягким. Однако это отнюдь не значит, что чем нежнее — тем лучше. Совсем мягкий карандаш, скорее, закрывает, чем показывает рельеф. Можно попытаться штриховать в разном направлении — эффекты могут значительно отличаться. Очень часто в мастерстве используют много поверхностей одного экземпляра.

Фроттируя листочки и другие растительные основы, можно получить настоящий и отчетливый образ моделей растений. Для цветочного наклеивания это умение увлекательно тем, что в нем легко создать действующий фон. Для этого необходимо положить под бумагу выбранную фактуру обоев, ткани, ажура, керамической плитки или полотна и натереть ее мелками или карандашом. Следует брать во внимание фигуры, которые есть в окружении, и в объектах для фроттажа недочетов не будет.

С какими предметами можно фроттировать

Орнамент, произведенный при помощи мелковолокнистой дощечки, будет пригоден для зарисовки не только деревянной плоскости, но и человеческой кожи на портрете или далеких холмов на картине. Применяя в качестве фигурной поверхности листья, можно изображать деревья, перья птицы или же стены домов. И тут встает вопрос: фроттаж — что это за техника такая? Это искусство прежде всего для творческих людей, которые обладают еще

Перед работой в стиле фроттаж нужно в первую очередь включить фантазию. Для этого следует внимательно оглядеться вокруг, чтобы найти подходящую вещь для получения требуемого орнамента. Сараи, кладовки, кухни или гаражи — места, где можно посмотреть. Перед выбором какого-нибудь экземпляра необходимо перевести его фактуру на бумажный лист и оценить рисунок.

Картина с изображением забора на фоне природы

Что потребуется для техники:

  • тонкий лист бумаги для чертежа формата А3;
  • карандаши HB-5B;
  • немного досок с нитями различной толщины.

Теперь можно приступать к работе.

  1. Рисование в технике фроттаж начинается с подбора предмета, подходящего для мастерства. Для начала нужно набросать силуэт ограждения карандашом HB, потом изобразить отдаленные строения, поля и немного сплетений травы на ведущем фоне.
  2. Заранее определив, какая комбинация карандаша и деревянной плоскости дает идеальный эффект, следует подложить доску под бумагу и начать штриховку. Если стоит цель расположить волокно дерева параллельно столбцам забора, тогда можно положить дощечку перпендикулярно. Если использовать карандаш 2B с толстым стержнем подальше от заточенного края, то реально достичь эффекта мягкого волокнистого ландшафта.
  3. Для того чтобы перенести рельеф поперечных перекладин ограды, требуется повернуть доску на 90 градусов. Далее необходимо пройти карандашом вдоль нитей (выйдут отчетливые линии). По ходу работы полезно проводить эксперименты с различными методами зарисовки.

Фроттаж — что это еще может значить? Это также проявление собственной фантазии, приобретение опыта и, возможно, дальнейшая перспектива в работе.

«Нетрадиционные способы рисования» — Кляксография. Раздувание. Нетрадиционные способы и приемы рисования на занятиях с детьми. Дошкольный возраст. Рисование через копировальную бумагу. Воскография. Рисование мыльными пузырями. Диотипия. Печать. Рельефное рисование. Монотипия. Рисование витражей. Граттаж. Рисование по сырой бумаге. Ниткография.

«Нетрадиционные техники рисования» — Получаются разноцветные ветвистые отростки. Старое золото. КАМЕШКИ. Монотипия. Скажите волшебные слова и посмотрите, что получилось. После высыхания фломастером дорисуйте мелкие детали. По окончании выполнения организуется выставка «Юных художников». Разрежьте луковицу и сделайте отпечаток. Должно получиться что-то очень интересное.

«Нетрадиционные методы рисования» — Монотипия пейзажная. Средства выразительности. Развитие творчества у детей. Старая форма. Акварель. Монотипия. Рисование восковыми мелками. Рисование. Душа человека. Новый образ. Рисование точками. Техники. Нетрадиционное рисование. Творческое развитие учащихся на занятиях в кружке. Работа по-сырому.

«Нетрадиционное рисование» — Можно нарисовать целую семью осминожков. Цветок. Рисование по сырому. Восковые мелки + акварель. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения. Ангелочек. Ежик. Оттиск пробкой. Порисуем вместе. Рисование пальчиками. Аппликации из очерченных и вырезанных ладошек. Свеча + акварель. Мыльная живопись.

«Рисование нетрадиционной техникой» — Оттиск мятой бумагой. Рисование ладошкой. Нетрадиционные техники рисования. Монотипия предметная. Рисование пальчиками. Нетрадиционные техники рисования в разных возрастных группах. Восковые карандаши. Оттиск поролоном. Рекомендации родителям. Отпечатки листьев. Рекомендации педагогам. Нетрадиционные изобразительные техники.

«Использование нетрадиционных техник рисования» — Цветной граттаж. Штампики из пластилина. Штампики из деталей конструктора Лего. Монотипия пейзажная. Пример рисунка в технике «печать листьями». Восковые мелки + акварель. Печать листьев. Транспорт. Штампики-цветочки. Штампики из приклеенной банковской резинки для денег. Картина из отпечатков от стаканчиков.

Всего в теме
6 презентаций

Фроттаж (от фр. frottage
— натирание) – нетрадиционная техника рисования, заключающаяся в получении оттиска на бумаге фактурной поверхности, подложенной под него.

Старшее поколение, вероятно, помнит, как в детстве они играли в «магазин», подкладывая под бумагу монету, а сверху заштриховывая её карандашом, чтобы на бумаге остался след (оттиск) с изображением орла или решки. После получения двух таких оттисков монетки вырезались и склеивались, становясь, таким образом, бумажной копией реальной монеты. Так вот данное занятие и представляет собой фроттаж. У этой техники есть несколько разновидностей и видов применения, которым и посвящена данная статья.

Материалы для творчества

Предметами для фроттажа может быть, в принципе, почти любой объект вокруг вас, осмотритесь – рельефный чехол телефона, кружевная салфетка, конструктор, подошва домашних тапочек, всё это можно использовать в качестве инструмента для оттиска на бумаге.

Можно раскрашивать в технике фроттажа детские раскраски – просто распечатайте любую, которая вас устроит, из интернета (благо в настоящее время их можно легко найти на специальных сайтах), после чего закрашивайте, подкладывая под листы фактурные предметы.

Вам может быть интересно

Также можно купить готовые наборы в магазинах – в них находится комплект специально разработанных текстур, бумага и карандаши, для её раскрашивания. В России такие наборы найти довольно проблематично, однако что мешает вам заказать их через интернет? Английское название данных наборов – rubbing
plates
.

Наконец, можно создавать аппликации из фроттированной бумаги. Просто сделайте несколько листов с разными текстурами и цветами, а потом вырезайте из них все, что душе захочется и создавайте красивые композиции.

В заключение этой статьи расскажем вам про, наверное, самый необычный вариант фроттажа. Дело в том, что детям чаще всего больше важен процесс рисования, нежели результат, а вот взрослые любят, чтобы после 2-3 часов какой-то деятельности у них остался четкий результат их работы. Описанная ниже техника удовлетворит как взрослого, так и ребенка, ибо доставит удовольствие в процессе, по итогу которого получится красивая «дизайнерская» бумага, которую потом можно будет использовать для упаковки подарков, создания красивых открыток или для той же аппликации.

Техника называется «мраморная бумага» — для неё вам потребуется:

  • пена для бритья;
  • акварельные краски или пищевые красители;
  • большая плоская тарелка;
  • кусок картона/скребок;
  • чистая бумага.

Положите на стол плоскую тарелку, равномерно нанесите на неё пену, после чего смешайте акварель или пищевой краситель в воде, чтобы сделать жидкий, но насыщенный цветом раствор. Теперь кистью, пипеткой или шприцом без иголки произвольно капайте этим раствором по поверхности пены. После этого берите кисть и создавайте ею различные узоры и переливы на поверхности пены, размазывая капли краски по ней. Это самый увлекательный момент! Ребенок будет заворожён тем, как легко он создает различные узоры своими руками. В завершение возьмите лист бумаги и положите его на слой пены с краской, после чего поднимите и скребком или какой-нибудь картонкой снимите с поверхности остатки пены. Вы увидите под ней причудливые узоры из краски, которая, благодаря своей водной основе, уже впиталась в лист. Все, теперь осталось только высушить готовые мраморные листы, и можете их использовать так, как вам хочется.

 Фроттаж – нетрадиционная техника рисования для детей: описание и подборка рисунков

Содержание статьи

Рисование для дошкольника – это захватывающий мир ярких, удивительных образов. Техника фроттаж позволят раскрыть творческие способности. Она представляет собой нетрадиционный вид рисования – через отпечаток. Овладеть ею могут даже дети младшего возраста – от 3 лет. Изучение различных способов рисования рекомендуется в детском саду и дома для всестороннего развития малышей.

Почему полезно рисование в разных техниках?

Изучение разных техник рисования становится своеобразным толчком к развитию воображения и творческих способностей у детей. Занятия прививают самостоятельность, инициативность. Комбинируя различные методы изображения в одном рисунке, дошкольники могут проявить свою индивидуальность и полно выразить впечатления об окружающих предметах, явлениях или событиях в жизни.

Чем большим количеством техник рисования овладел ребенок, тем свободнее и легче он может решать изобразительные задачи. Например, передать вещественность предмета. В процессе творческих занятий происходит развитие тонких движений руки. Свободное владение своей рукой подготавливает малышей к письму, вследствие чего они меньше устают на уроках в школе.

Что такое техника фроттаж?

«Фроттаж» происходит от французского слова «frotter» и дословно переводится как «натирать, тереть». Официальное определение звучит так: «Художественная техника воспроизведения рисунка посредством натирания бумаги».

Чтобы получить рисунок, под чистый лист кладется фактурный объект, а затем карандашом совершаются штрихообразные или натирающие движения. В результате получается рисунок-отпечаток. Многие вспомнят, как в детстве таким способом обрисовывали монетки с двух сторон. Затем оба кружка вырезались и склеивались между собой. Получались вполне правдоподобные деньги.

На самом деле фроттаж – техника не совсем детская. Ее основоположником считается художник-сюрреалист М. Эрнст (1925 г.). Однажды он был поражен удивительным природным рисунком на деревянном полу. Но вместо того, чтобы его перерисовывать, он приложил к доске бумагу… и натер ее угольком. Новая идея мгновенно набрала популярность. Другие художники стали подбирать предметы разных форм и фактуры. Они складывали их особым образом и натирали куском свинца, получая фантастические пейзажи, животных и птиц.

Как и чем рисовать?

Считается, что метод рисования фроттаж лучше всего подходит для написания картин маслом – абстрактных и полуабстрактных. Его элементы также хорошо использовать в натюрморте, например, для передачи фактуры деревянной столешницы.

Дошкольникам в детском саду предлагается использовать упрощенные варианты материалов:

  • плотную белую бумагу формата А4;
  • цветные восковые мелки, цветные и простые карандаши, сухую и масляную пастель, уголь;
  • фактурную основу для оттиска (листья деревьев, тканевые салфетки, кору дерева, рельефные подставки под горячее, терку для овощей и т. д).

Исполнение техники фроттаж:

  1. Нужно придумать и выложить композицию на столе, комбинируя разные фактурные материалы. Если это листочки или бумажные шаблоны, можно приклеить их клеем ПВА к листу А4.
  2. Накрыть композицию белой бумагой и натереть восковыми мелками (боковой стороной) или заштриховать карандашом.
  3. Детские рисунки в стиле фроттаж хорошо дополнять аппликациями из цветной бумаги, рамками паспарту.

Подборка фроттажа:

Техника рисования фроттаж очень интересна для детей. Дошкольникам нравится искать все новые и новые необычные фактурные предметы, которые можно задействовать в рисунке. Между тем творческие занятия приносят пользу – развивают ребенка и расширяют его кругозор.

Нетрадиционная техника рисования — «Фроттаж

Нетрадиционные техники рисования. Фроттаж

Наверно, многие мамы помнят, как в детстве делали деньги для игры в магазин.
Подкладывали под лист бумаги монетку и заштриховывали сверху карандашом или восковым мелком поверхность бумаги над ней. Сначала с одной стороны, где орел, потом с другой стороны – где решка. После этого две стороны монетки надо было вырезать и склеить между собой.

Но мало кто знает, что такая техника рисования называется – фроттаж
.
Название этой техники происходит от французского слова frottage (натирание).
Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру.

Оглядитесь вокруг. У себя дома вы можете найти достаточное количество предметов с интересной, фактурной поверхностью
– кружева, гофрированный картон, детали от конструктора, москитная сетка, подошва обуви, обои с выпуклым рисунком, расчески и многое другое.

С помощью фактурных поверхностей и цветных карандашей (восковых мелков) можно создавать красивые, оригинальные рисунки.
Для этого распечатайте из интернета любую понравившуюся вам раскраску. А теперь, подкладывая под бумагу различные фактуры, раскрасьте рисунок.

Для примера еще несколько удачных рисунков, выполненных этим необычным способом рисования:

На нашем сайте рассказывается как с помощью техники фроттаж делать отпечатки листьев.

Продаются специальные таблички с различными текстурами для раскрашивания.

Аппликация. Аппликация из бумаги

В заключение хотим рассказать вам еще об одном интересном применении этой нетрадиционной техники рисования. Если с помощью цветных карандашей и фактурных поверхностей наделать узорчатую бумагу разных цветов, то потом из такой бумаги можно создавать оригинальные аппликации.

людмила варламычева

Об этой нетрадиционной технике рисования
«фроттаж
» мне рассказала моя подруга, которая тоже работает воспитателем в детском саду. Посмотрев её работы, работы в интернете, меня эта техника заинтересовала
. И я решила предложить её своим детям.

Название техники
«фроттаж
» французского происхождения, означает натирание. Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем,перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать «плашмя».Но это упражнение полезно,способствует развитию мелкой моторики. И тут вспоминается, как в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку
, положив её под лист бумаги и проявляя изображение карандашом. Не зря же говорят, что всё новое — это хорошо забытое старое. А сейчас, используя эту технику
, можно создавать замечательные картины. Дети с интересом и удивлением наблюдали за тем, как появляется рисунок.

Итак, я приготовила шаблоны из бумаги

Для рисования
я использовала дощечки от мозаики. Пригодилась москитная сетка, которую я разрезала на квадраты. В ход пошла алюминиевая сетка от вытяжки. Для безопасности края сетки обклеила двухсторонним скотчем.

Объяснив детям порядок выполнения работы, мы принялись за дело.

Ребятам очень понравилось. Каждый нарисовал
по несколько рисунков. Сначала работали одним цветом, а потом стали делать разноцветные рисунки. Вот что получилось у нас в первый день
.

Мастер – класс по рисованию для детей дошкольников.

Нетрадиционная техника рисования «Фроттаж».

Название работы: «Уточка».

Кириллова Ирина Николаевна.
Воспитатель МКДОУ «Детский сад №4 «Ромашка», Калужская область, г. Киров.

Назначение:
данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
Цель:
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Фроттаж».
Задачи:

1. Учить детей рисовать в технике «Фроттаж».
2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги.
3. Продолжать учить детей работать с трафаретом.
4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
Материал:
Два листа бумаги любого формата, восковые мелки, влажные салфетки, скотч, трафареты.

Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.
Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.
1. Подготовьте рабочее место для рисования.

2. Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка. Например уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.

3. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.

4.Заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.

5. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.

6. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.

7. Дорисовываем рисунок, делаем рамку.

Рисунки детей.

Эта техника дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата. Знакомить с этой техникой детей можно уже со средней группы. Начинать лучше с небольших картинок. Овладев этой техникой и, имея разнообразные шаблоны, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы.
Спасибо за внимание!

Нетрадиционная техника рисования. Фроттаж

Наверно, многие мамы помнят, как в детстве делали деньги для игры в магазин. Подкладывали под лист бумаги монетку и заштриховывали сверху карандашом или восковым мелком поверхность бумаги над ней. Сначала с одной стороны, где орел, потом с другой стороны – где решка. После этого две стороны монетки надо было вырезать и склеить между собой.

Но мало кто знает, что такая техника рисования называется – фроттаж. Название этой техники происходит от французского слова frottage (натирание). Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру.

Оглядитесь вокруг. У себя дома вы можете найти достаточное количество предметов с интересной, фактурной поверхностью – кружева, гофрированный картон, детали от конструктора, москитная сетка, подошва обуви, обои с выпуклым рисунком, расчески и многое другое.

Раскраски для детей. Игры раскраски

С помощью фактурных поверхностей и цветных карандашей (восковых мелков) можно создавать красивые, оригинальные рисунки. Для этого распечатайте из интернета любую понравившуюся вам раскраску. А теперь, подкладывая под бумагу различные фактуры, раскрасьте рисунок. Подробно эта техника описана на сайте www. lisichka. tv

Полезную информацию о технике фроттаж вы найдете также на сайте www. ta-vi-ka.

Для примера еще несколько удачных рисунков, выполненных этим необычным способом рисования:

На нашем сайте рассказывается как с помощью техники фроттаж делать отпечатки листьев.

Наборы для детского творчества

Продаются специальные таблички с различными текстурами для раскрашивания. Правда, в наших отечественных магазинах найти их достаточно сложно. Зато в иностранных интернет магазинах выбор таких материалов для детского творчества очень большой. Называются они там – rubbing plates.

Аппликация. Аппликация из бумаги

В заключение хотим рассказать вам еще об одном интересном применении этой нетрадиционной техники рисования. Если с помощью цветных карандашей и фактурных поверхностей наделать узорчатую бумагу разных цветов, то потом из такой бумаги можно создавать оригинальные аппликации .

рисуем в технике «фроттаж»

Для работы нам понадобится несколько листов бумаги, восковые мелки, клей-карандаш и ластик. Обратите внимание: в продаже бывают мелки, обернутые бумагой, чтобы во время рисования не пачкались руки. Но нам придется снять обертку, так будет удобнее работать. Во время подготовки материалов для работы, обсудите с ребенком, какого цвета бывают листья, какие из мелков вам понадобятся.

Из дополнительных материалов можно приготовить рамку для будущей картинки, ножницы и карандаш.

И, конечно же, нам понадобятся объекты для рисования. Соберите на прогулке несколько листьев деревьев или кустарников, можно использовать и листья цветов. Хорошо, если у листьев будут крупные жилки. Если от момента сбора листьев до, собственно, рисования должно пройти какое-то время, положите листья в полиэтиленовый пакет, чтобы они не завяли. Кстати, когда будете собирать листья, обратите внимание ребенка на название растений. (Ну а то, что местом для сбора растительного материала не станет ближайшая городская клумба, думаю, и так понятно?) Мы у себя на даче нашли вот что: шиповник, девичий виноград, смородину, липу, скумпию и буквицу.

Выбираем несколько листьев, которые будем рисовать в первую очередь. Возможно, для первых опытов стоит выбрать листья простой формы. Теперь приклеиваем листья на бумагу. Скорее всего, дети приклеят листья лицевой стороной вверх, жилками вниз. Это хорошо, как раз то, что нужно.

Теперь перевернем лист бумаги, мы будем работать на его обратной стороне. Но перед тем, как начать рисовать, подложим под наш рабочий лист несколько других листов бумаги, иначе мы получим не только снимки листьев, но и отпечаток рабочей поверхности. Все готово? Тогда приступим! Мы взяли желтый мелок, положили его на лист бумаги плоско, а затем стали двигать в этом положении, прижимая к бумаге. У нас получились светлые отпечатки листьев.

Повторим это упражнение с мелками другого цвета, чтобы изображения листьев проступили четче, и рисунок стал более интересным. Но чтобы все получилось удачно, следите за постановкой рук ребенка: на этом занятии мы работаем всей поверхностью мелка, поэтому не нужно брать его в руку так, как делаем это обычно для письма.

Если рисунок готов, отклейте с его обратной стороны листья растений. Можно поместить готовую работу в рамку. Отмечаем карандашом контур будущей картинки, затем вырезаем.

Кстати, работы в этой технике могут пригодиться не только для создания картин. Таким способом можно получить интересную дизайнерскую бумагу, которая потом будет нужна и для создания открыток, и для украшения альбомов, и для фонов аппликации из природного материала.

Надеюсь, вашим детям понравится рисовать в этой технике. Попробуйте поэкспериментировать, что будет, например, если рисовать не на белой, а на цветной бумаге? Или будет ли рисунок другим, если использовать пастель вместо воскового мелка? Уверена, эти маленькие самостоятельные открытия принесут вашему малышу радость.

Всё новое, хорошо забытое старое. Фроттаж (искусство)

Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.
Слово «фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Появление этой техники связывают с именем художника-сюрреалиста Макса Эрнста, который в 1925 году, таким образом, перенес на бумагу поразивший его рисунок деревянных половых досок. Он не стал его перерисовывать, а, положив на пол бумагу, натер ее углем. Новая техника с восторгом была принята многими сюрреалистами, которые достигали все новых эффектов преимущественно путем натирания бумаги куском свинца. При этом на ней проступали со специально подобранных и подложенных под нее предметов формы фантастических пейзажей, призрачных птиц и животных. Описание подобной техники иногда можно встретить под названием «техника воскового резиста».

Важно…
• для фроттажа необходимы выразительные фактуры: грубые ткани, теснённые обои или картон, любые выпуклые изображения (обращайте внимание на фактуры, которые вас окружают, и в поверхностях для фроттажа не будет недостатка)
• огромным преимуществом фроттажа является объём, а результаты применения этой техники поражают воображение
• цвета, которыми штрихуют поверхность, для получения художественного эффекта, добавляют и накладывают друг на друга
• и помните, что рисунок, состоящий из переведённого узора, не является вашим творением
• можно переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы

Прикрепите к столу, скотчем, гладкий лист бумаги нужного формата и на нем закрепите лист картона.

Разложите на нём элементы будущего рисунка(вырезанные самостоятельно или купленные), закрепите их клеем.

Накройте элементы листом неплотной бумаги, закрепив его.

Придерживая одной рукой бумагу, заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом.

 

Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.

Закрашиваем оставшуюся бумагу и фломастерами дорисовываем…

А если, разыграется фантазия, может получиться ещё и вот так!

     

Графическая техника Фроттаж / Открытый урок

Я предлагаю вашему вниманию небольшой обобщающий опыт в нетрадидионном виде графики, находки в технологическом процессе работы с учащимися. Покажу как в зависимости от возраста, умений и навыков учеников, можно использовать на уроках графические техники, позволяющие мотивировать к творчеству, эмоциональному и профессиональному развитию.

Для любого преподавателя, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении успешного опыта в свою работу.

Графика расширяет возможности в техническом воплощении своих замыслов, позволяет найти для многих увлечение на всю жизнь, а некоторым ориентир в профессии. Ведь чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы, а также материалы, с которыми действуют ученики, тем интенсивнее развиваются художественно-творческие способности.

Уже на подготовительном отделении в своей работе я использую такие графические техники, как: «кляксография», «монотипия», «отпечатки листьев», «восковые мелки, свеча и акварель», «оттиск смятой бумагой», «печать по трафарету», «набрызг» и др. Такая практика дает учащимся представление о выразительных возможностях различных материалов, вырабатывает разнообразные умения и навыки, даёт возможность воплотить любой изобразительный замысел, раскрыть возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Поступив в 1 класс нашей школы, учащиеся получают знания и навыки на дополнительном предмете, не предусмотренном учебным планом — «Графика».  На учебную дисциплину «Графика» отводится 1 час в неделю. В школе имеется авторская программа по предмету. Авторы программы — Муругов Юрий Алекссандрович и Муругова Маргарита Трофимовна. Программа отмечена СЕРТИФИКАТОМ. на областном конкурсе профмастерства «Волжский проспект».

Наличие печатного станка в школе значительно расширяет возможности в изучении этого предмета. Открываются возможности преподавания — как для поднятия общего культурного уровня учащихся, так и для профессиональной специализации особо одарённых детей.

Интерес педагогов, и поиск новшеств в подходах к процессу печати, связанный с появлением новых материалов на рынке, позволяет им самим окунаться в процесс творчества, приобщая к этому и своих учеников.

На уроках решаются следующие задачи:

— формируется интерес учащихся к изобразительной деятельности;

— формируются умение предварительно продумывать содержание   образа  и последовательность его воплощения;

— стимулируется активность, самостоятельность, инициатива детей в придумывании содержания и способов изображения, оригинальных замыслов;

—  развивается эстетическое восприятие, художественный вкус.

Расскажу об одной из самых увлекательных техник в графике «фроттаж» в переводе с французского «натирание, протирка».

Придумал эту чудо-технику немецкий художник, сторонник сюрреализма, график и живописец Эрнст Макс. Эта техника проста и оригинальна. Мы все знакомились с ней в детстве. Если положить монету под тонкую бумагу и плотно заштриховать её карандашом, получится чёткое изображение рельефа. Эта техника и есть «фроттаж».

На самом деле список предметов, помимо монеты, используемых в технике «фроттаж» безграничен, Можно использовать любой фактурный или рельефный материал для творческой работы.


Если полученное изображение целиком состоит из переведённого рисунка, он не может считаться вашим творением. Нужно на бумагу переводить лишь отдельные рельефные элементы как дополнение к собственной работе.

Главным в технике «фроттаж» является объём, что позволяет раскрытию широких возможностей для творчества и оригинальных идей.

Предметы для работы в технике «фроттаж» можно найти где угодно. В ход могут пойти любые предметы, которые вокруг нас. Их можно найти дома, на улице. Главное, чтобы предметы имели чёткую фактуру, удобную для перевода на бумагу.

Например, эти прекрасные одуванчики получились путём натирания щётки для душа.→


 

Букет цветов и пейзаж при помощи деревянной салфетки.

Работать можно с любым природным материалом: листьями с деревьев, кора, доски, камни и др.

Для работы в этой технике можно использовать:

  • простые и цветные карандаши от нв до ;
  • цветные восковые мелки;
  • пастель и др.


Главное в процессе работы держать правильно карандаш или мелок.  Если, например, хотите показать не чётко выраженный рельеф с преобладанием штриховок, то нужно работать штриховкой, пользуясь разными карандашами, сильно нажимая грифелем на бумагу. Если, предпочитаете показать плавные тональные переходы с чётко выраженным рельефом, используйте более мягкие материалы, например восковые мелки и пастель, при этом работать надо тушевкой, держа мелок горизонтально к бумаге, либо катать, слегка нажимая, способом натирания.

Работая в технике «фроттаж» получаются очень интересные графические композиции, при использовании одного чёрного цвета. Особенно потрясающими создаются рельефные изображения с помощью восковых мелков из-за мягкости материала.

На следующем рисунке показано 3 простых варианта передачи фактуры листика в изображении на бумагу

  • 1 вариант — пользуясь одним цветом;
  • 2 вариант — пользуясь двумя цветами, наложенными друг на друга;
  • 3 вариант — добавляя для контраста чёрный цвет;



Также, в качестве упражнения, используйте разные приёмы натирания на бумагу мелками или карандашами, путём сильного и слабого  надавливания. Подчеркивая контур, нужно нажимать сильнее материалом, с которым работаете, а постепенно расслабляя пальцы, можно перейти к передаче плавных тонов и передаче объёма.

Используйте бумагу разной тональности белую и разноцветную.

Цвет бумаги может быть основой для поиска идей и создания интересных композиций.

Как создать композицию в этой технике?

Процесс работы прост, но требует внимательного изучения рельефного материала и тогда может возникнуть спонтанная идея,озарение для создания уникальной работы. Если рельефный материал изучен, сделаны

предварительные упражнения для изучения фактуры материала, идея композиция есть, можно приступать к работе. Изучим 3 способа создания композиции.

1 способ

Главной центральной идеей в композиции является выбранный вами, рельефный материал. Это самый простой вариант в создании композиции. Сначала   нужно   правильно класть под лист материал, придерживаясь замысла вашей композиции. 


После нанесения изображения   на бумагу в технике «фроттаж», рисунок можно дополнить небольшими элементами, придуманными вами. Рисунок этой Жар-птицы выполнен таким способом цветными мелками, создавая красивую гамму, путём наложения цвета друг на друга.

2 способ

Здесь наоборот, главным является созданная вами композиция, а рисунок, созданный в технике «фроттаж», лишь является его дополнением.

Возможности для раскрытия творческих идей бесконечны. Нужно только удачно выбрать предмет для переведения узора или сюжета. Техника «фроттаж» поистине уникальна тем, что она доступна всем возрастным категориям, малышам и взрослым.


Способов изображения мажет быть много, учитывая оригинальность и диапазон для творчества в технике «фроттаж». Можно начать с упражнений, для того чтобы изучить и понять фактуру предметов.

Возьмём  для примера красивый природный материал: это листья с деревьев. Нельзя работать с листьями, только что снятыми с веточки, их надо слегка просушить, они очень мягкие и могут испачкать бумагу.

Для малышей можно давать уроки по технике «фроттаж», используя очень яркий фактурный материал — это листья клёна, боярышника, дуба, рябины и др.

Для них работа в этой технике как волшебство, сказочное превращение.


Покажите им простые приёмы натирания цветными мелками или пастелью по бумаге, малыши будут в восторге. Для них открывается целый мир фантазий для творчества.

Детям постарше, давая уроки симметрии и ассиметрии в технике «фроттаж», можно работать и в декоративном стиле. Путём правильного, аккуратного наложения рельефного материала под тонкую бумагу, создавайте орнаменты в разных стилях и композициях.

Например:

орнамент в полосе ↓


 

 


                                                       

↑орнамент в круге.

 

Можно создавать и разноплановые композиции, учитывая возрастные особенности детей.

3 способ

Состоит в создании разноплановой композиции путём  постепенного наложения  и закрепления листьев на бумагу с обратной стороны.
Главная  задача —  подобрать листья интересной фактуры с причудливыми формами и силуэтами. Они должны помочь вам в поиске идей.

Рассмотрим  этапы на примере создания композиции сказочного персонажа.






1.Подобрав и разложив листья с необычной формой на бумаге,  изучите их.

 

2.Если появилась интересная идея и вы нашли решение, приступайте к работе

 

3. По замыслу нашей композиции на переднем плане изображен сказочный персонаж

Правильно  разложив  листья на бумаге  и  закрепив  бумажным скотчем, мы  переворачиваем бумагу и  начинаем работать восковым  мелком,  катая и нажимая по контуру, создавая чёткий силуэт сказочного персонажа.

 

4.Следующий этап — это  дополнение деталей для  выразительности при помощи листьев. Это,  например,

перо к шляпке, детали рук, ног и др.

 

 

 

5.Дальше идёт работа над фоном. Для создания  разноплановости и перспективы , мы последовательно накладываем листья друг на друга с обратной стороны бумаги. Сначала кладём листья и закрепив  их бумажным скотчем, изображаем средний  план,  слегка катая мелком по бумаге. Затем, завершаем работу над дальним планом,  также накладывая листья   поверх других листьев,  заранее отобразившихся  на бумаге.  Следите за тем, чтобы сказочный персонаж не сливался с фоном. Сделайте фон мягче и воздушнее.

Для творческой реализации своей фантазии  в создании этой композиции, можно пользоваться  цветными и чёрными мелками, пастелью и др.  на белом или на цветном фоне.

 

 

Техника «фроттаж» очень полезна для развития творческой фантазии у детей младшего и школьного возраста. Изучив и поработав в этой технике, дети будут очарованы тем, что насколько большие просторы для творчества открываются перед ними. 

Frottage — Методы рисования — Joshua Nava Arts

Frottage — французский термин, означающий «произвести впечатление при помощи трения». Мы все, наверное, в какой-то момент проделали какой-то фроттаж. Вы когда-нибудь натирали монету, когда были маленькими? Тогда это была работа фроттажа. Натирание латуни — еще одна форма панировки.

В качестве техники и процесса рисования мы можем расширить и использовать фроттаж как инструмент для выражения наших идей, и многие художники, особенно в двадцатом веке, использовали его именно для этой цели. Не меньший художник, чем Макс Эрнст, использовал этот процесс с большим эффектом в начале прошлого века.

Делаем панировку очень просто. Вам нужна дешевая тонкая газетная бумага, прессованный уголь, фиксатор и открытое экспериментальное отношение к своему информационному материалу. Это любая поверхность с интересной текстурой.

Создадим рисунок из фроттажа. Наш предмет — пейзаж, потому что пейзаж очень хорошо поддается этому процессу.Во-первых, вам нужно собрать несколько потертостей (фроттаж) из различных текстур, которые вы можете найти в окружающей вас среде. Сделайте это, просто поместив бумагу на выбранную текстуру, а затем поместите сжатый уголь на бумагу и плотно протрите его сверху. Таким образом вы воссоздадите текстуру под ним. Проделайте это много раз с множеством различных типов текстуры, поскольку это формирует ваш ресурсный материал для создания рисунка, который будет иметь форму коллажа (коллаж — это изображение, которое полностью или частично построено из кусочков бумаги или других материалов).Эти текстуры поверхности, которые вы создаете, могут быть правильными, геометрическими или естественными. Убедитесь, что вы зафиксировали слепок сразу после его создания, чтобы сохранить его. Теперь, когда вы собрали исходный материал, вы можете подумать о следующем шаге в этом процессе.

Ландшафт, который мы собираемся создать, требует исследования. Для этого вам необходимо сделать несколько основных набросков выбранного вами вида. Было бы полезно сделать около полдюжины рисунков с разных точек зрения, что даст вам больший выбор тем, когда вы приходите делать законченную работу дома или в студии.

Для начала вам нужно перенести один из ваших набросков на лист большего размера, желательно A1. Выбранный вами набросок должен иметь хорошее ощущение глубины. Например, композиция должна содержать четкий передний план, средний план и различимый горизонт. Делайте это линейно, обводя формы областей, занимающих ландшафт, создавая вокруг объектов что-то вроде силуэтов.

Вам нужно будет заполнить эти формы текстурами из ваших исследований, чтобы создать впечатление ландшафта, созданного вами в ваших первоначальных набросках.Вы также можете обнаружить, что вам нужно сделать больше фроттажа для определенных областей изображения.

Читать здесь: Процесс

Была ли эта статья полезной?

Искусство фротажа — HiSoUR — Hi So You Are

🔊 Аудиочтение

В искусстве фроттаж (от фр. Frotter, «тереть», растирание) — сюрреалистический и «автоматический» метод творческого производства, разработанный Максом Эрнстом.

«… Всевозможные материалы, которые могли быть в моем поле зрения: листья и их ребра, потертые края холщового мешка, мазки современной живописи, нить катушки и так далее.»
(Макс Эрнст,« Au-delà de la peinture », Cahiers d’Art, 1937)

Фроттаж — это художественная техника, заключающаяся в растирании карандаша по листу, помещенному на объект, для получения впечатления формы и текстуры этого объекта. Также это можно сделать цветными карандашами или раскрасить по первому эскизу. Он был разработан художником-сюрреалистом Максом Эрнстом в 1925 году.

Этот метод основан на воспроизведении текстуры различных объектов с результатами во многих неожиданных случаях на бумаге; например: монета, сухой лист дерева и т. д.; растирание цветной полосой, графитом или цветным карандашом, воском или другими материалами, позволяющими зафиксировать текстуру на листе бумаги.

На картине Макса Эрнста формы точек или маленьких пятен были нанесены с помощью пуповины, с нанесением текстуры этого типа, полной краски, что означает, что она была окрашена только с выдающейся текстурой в виде точек.

Картины и рисунки Макса Эрнста, которому приписывается изобретение этой техники, служат хорошим примером использования и развития этой техники.

Детали
Во время поглаживания художник берет пастель, карандаш или другой инструмент для рисования и растирает неровную поверхность. Рисунок можно оставить как есть или использовать как основу для дальнейшей доработки. Хотя внешне он похож на трение латуни и другие формы протирания, предназначенные для воспроизведения существующего предмета, и на самом деле иногда используется как альтернативный термин для него, поглаживание отличается тем, что носит алеаторический и случайный характер.

Он был разработан Эрнстом в 1925 году. Эрнст был вдохновлен старинным деревянным полом, где текстура досок была подчеркнута многолетней чисткой. Узоры зернистости подсказывали ему странные образы.Он запечатлел их, раскладывая листы бумаги на полу, а затем растирая их мягким карандашом.

Техника и основные материалы
Эта техника заключается в наложении определенной опоры, такой как лист бумаги или холст, на поверхность, имеющую более или менее заметные рельефы, такие как камень, дерево или что-либо не гладкое. Карандашами разной мягкости, пастелью, мелками, контуром или углем растирают основу, оставляя постепенно проявляющиеся рельефы подлежащей поверхности.Результат этого процесса позволяет получать рисунки и текстуры светотени, а также выцветание и изображения в значительной степени случайные и непредсказуемые. Помимо того, что фроттаж используется просто для создания определенных графических изображений, он также может быть отправной точкой и основой для создания более сложных работ в течение длительного периода времени. Другой способ использования этой техники — обогащение участков и деталей рисунков и картин текстурами или графическими мотивами.

Эрнст и сюрреализм
Фроттаж был заново открыт как художественная техника художником-сюрреалистом Максом Эрнстом.Глядя на деревянный пол в своей комнате, он склонился над листом бумаги, по которому протер карандашом, получая копию обзора, из этого простого опыта он осознал бесконечные возможности, которые могут возникнуть. Эрнст сначала назвал эту технику гратаджем, а затем фроттажем, с его помощью он реализовал в 20-х годах серию работ, повторяющихся в изображении леса, опубликованных в его «Histoire Naturelle». Используя эту технику, он реализует сюрреалистический принцип психического автоматизма в живописи, уже присутствующий в литературной форме с автоматическим написанием сюрреалистических поэтов.

Усовершенствованная техника
Усовершенствованная техника разработана специально Максом Эрнстом, основана на том же базовом принципе втирания, но реализуется другими способами и с большей степенью сложности. Он заключается в удалении шпателем или другим инструментом слоя свежего цвета, например, маслом, оставляя на поверхности основной цвет фона.

Царапание, как и в базовой технике, всегда происходит после наложения шероховатой поверхности, однако получаемые результаты более наглядны и материальны.

Источник из Википедии

Frottage | Национальные галереи Шотландии

Техника, при которой бумага или холст кладут на зернистую поверхность и натирают мелком или углем. Художники-сюрреалисты часто использовали это для создания случайных эффектов. От французского слова «frotter», что означает «тереть».

Техника, при которой бумагу или холст кладут на зернистую поверхность и натирают темным материалом, например карандашом, мелком или древесным углем.Этот процесс часто использовался художниками-сюрреалистами для создания случайных эффектов и был образован от французского слова «frotter», означающего «тереть».

Художник-сюрреалист Макс Эрнст был первым, кто открыл технику фроттажа и дал ей название. Французское слово «frottage» имело эротические ассоциации, которые соответствовали увлечению сюрреалистов теориями Зигмунда Фрейда о сексуальных ассоциациях и сновидениях. Впервые Эрнст вдохновился на этот необычный процесс зернистой текстурой старого деревянного пола с сильно изношенной патиной, напоминающей о любопытных гибридных существах или мистических пейзажах.Он положил на пол лист бумаги и потер его мягкой темной графитовой палочкой, что привело к неожиданным и удивительным результатам. Довольный результатами, Эрнст начал протирать бумагой множество других поверхностей, включая нитки, солому, текстиль, сетку и засохшую краску.

По мере того, как его уверенность росла, Эрнст начал перемещать бумагу, протирая, чтобы исходное содержание превратилось во что-то новое. Затем произошло нечто чудесное, когда Эрнст увидел новые формы, появляющиеся из бумаги, которые он мог переработать с помощью отрывков рисунка, как видно на иллюстрации Elle garde son secret (Она хранит свою тайну), 1925.Он заметил: «Когда я пристально смотрел на рисунок, выигранный таким образом, на« темные пятна »и другие тонкие, светлые, полутемные, я был (поражен) внезапным увеличением моих способностей к видению с помощью контрастирующих и наложенные картинки ».

В серии гравюр Histoire Naturelle (Естественная история), 1926, основанной на фроттажа-рисунках Эрнста, мы видим результаты дальновидного воображения Эрнста, когда из необычных текстур возникают живописные миры, изображающие любопытных гибридных существ и мистических волшебных лесов.После успеха этих гравюр Эрнст продолжал экспериментировать с тем, как техники фроттажа можно было бы включить в его картины и коллажи, беря натирки с еще одного множества ранее существовавших поверхностей и разрабатывая аналогичные методы соскабливания или « гратажа » масляной краской на холсте. .

Идеи Эрнста о фроттаже ​​повлияли на многих его коллег-сюрреалистов, особенно на художника и коллекционера сэра Роланда Пенроуза. Как и Эрнст, Пенроуз применил экспериментальный подход, играя с тем, как различные текстуры в одном изображении могут создать ощущение диссонанса и трансформации в коллажах и картинах маслом.В своем коллаже La Méditerranée, Etude Artistique, 1937, Пенроуз комбинирует вырезанные фрагменты фроттажа с фрагментами открыток, выстраивая их в противоречивые формы и узоры, позволяя при этом просачиваться узнаваемым образам, предлагая лишь след скрытого повествования. содержание.

Немецкий художник Йозеф Бойс был очарован Максом Эрнстом и посвятил свою работу Naturgeschichte (Естественная история), 1964–1982 знаменитой серии фроттажей Эрнста «Естественная история».В отличие от Эрнста, Бойс пошел прямо к источнику натираний, представив кусок дерева, напоминающий половицы с сильно потертой поверхностью, подчеркнув такое же очарование мистическими и историческими свойствами, скрытыми в природных материалах вокруг нас, как и Эрнст.

Что такое Frottage?

Поиск изображений или информации

Фроттаж — это растирание для создания текстуры.Итак, если вы потрете карандашом по бумаге, когда у вас есть объект под бумагой, вы получите довольно интересные формы и текстуры.

Простым примером этого будет положить монету под бумагу, а затем протереть ее карандашом. Я провел свой эксперимент с австралийской монетой в 20 центов (см. Изображение слева).

Из-за используемого действия само собой разумеется, что этот вид искусства также известен как «натирка».

Некоторые люди называют фроттаж техникой тиснения, потому что вы можете создать 3D-дизайн на 2D-поверхности.

Это интересное упражнение для выполнения, поэтому, пожалуйста, убедитесь, что у вас есть время, чтобы сделать это, вы скоро увидите, что оно того стоит.

Для начала соберите различные предметы с разной текстурой, такие как кусочки дерева, листья или кусок кружева — подойдет что угодно, так что
при условии, что он достаточно ровно лежит под вашей бумагой.

Карандаши класса

«B» имеют мягкий грифель, поэтому они лучше всего подходят для достижения хороших результатов.

Я попробовал кусок дерева для своего первого теста, потому что я думаю, что он имеет самую интересную текстуру из всех.

Потрите карандаш стороной карандаша по бумаге там, где под ней лежит дерево.

Наблюдайте за узором, появляющимся на вашей бумаге.

Для создания этого рисунка я использовал дерево на старой церковной скамье.

Не знаю, как вы, но я вижу рощу деревьев! Это было очевидно, как только я закончил тереться.

Хорошо, теперь давайте попробуем потереть тот же кусок дерева, только перемещайте карандаш в противоположном направлении — то есть, если раньше вы использовали горизонтальные штрихи, теперь попробуйте вертикальные.Вы замечаете, что у вас получается другой паттерн?

Я думаю, что это похоже на отличный рисунок перистых облаков, но мой друг увидел, как вода на пляже отливает. Может быть так много интерпретаций одного и того же произведения, разве это не увлекательно?

Тестирование различных поверхностей

Сделайте небольшой тест и сначала почувствуйте предмет, который вы собираетесь потереть, и попытайтесь представить, какой узор появится. Затем, когда вы протираете его, вы видите, что он совсем не такой, как вы думали вначале, не так ли? Я думаю, что свет и тьма выглядят
просто потрясающе, и это действительно привлекает мое внимание.

Для следующего шага попробуйте проверить карандаши разных сортов в разных направлениях.

Обычная фотокопировальная бумага, вероятно, является лучшей бумагой для использования, потому что изображения не получатся очень хорошими, если бумага будет слишком толстой.

Посмотрите на свою бумагу, где вы натерли все различные предметы, и вы увидите всевозможные изображения и образования — вы получите то же ощущение, когда некоторое время смотрите на облака.

Явлений: пледы и потертости с 1860 по настоящее время

Техника, известная как фроттаж, от французского глагола frotter , что означает «тереть», представляет собой автоматический метод рисования, разработанный художником Максом Эрнстом.Он включает рендеринг изображения путем помещения листа бумаги на объект или размерную поверхность и протирания его маркировочным агентом, например графитом или восковым мелком. Эта относительно простая процедура, сочетающая в себе элементы рисунка, гравюры и скульптуры, создает сложные и неожиданные композиции, которые отражают как индексные, так и более неуловимые свойства объектов. Французский поэт и художник Анри Мишо ввел термин « видения » для своих поглаживаний: изображения, которые продиктованы как случайностью, так и выбором, и которые появляются на поверхности бумаги.Излюбленная техника рисовальщиков-сюрреалистов, фроттаж продолжал изучаться на протяжении всего двадцатого века и сегодня остается экспериментальной практикой в ​​студиях. Явления: пудры и потертости с 1860 по настоящее время — первая музейная выставка, которая исследует как исторические корни, так и современное влияние этой техники. В нем представлены ключевые примеры техники художников из разных периодов и регионов, от исторических личностей, таких как чешские сюрреалисты Йиндржих Штырски и Тойен, до художников периода после Второй мировой войны, таких как Алигьеро Боетти и Рой Лихтенштейн, и современных художников разных поколений, включая Анна Баррибалл, Дженнифер Борнштейн, Морган Фишер, Симрин Гилл, Мэтт Мулликан, Рубен Очоа, Габриэль Ороско и Джек Уиттен.Презентация проливает свет на художников, малоизвестных за пределами своих стран происхождения, таких как Гета Брутеску из Румынии и Ева Кментова из Чешской Республики. Признавая условность трения в антропологических и научных целях, выставка также представляет важные исторические предшественники, в том числе замечательную группу латунных надгробных плит XIX века. Этот эклектичный, но при этом исключительно сфокусированный отбор демонстрирует многогранность, в которой фроттаж выходит за рамки традиционных границ художественного мастерства.Куратор выставки Аллегра Пезенти, куратора Института рисования им. Менила и бывшего куратора Грюнвальдского центра графических искусств Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Apparitions: Frottages and Rubbings from 1860– Now включает около ста работ пятидесяти художников на бумаге. Он выставлен на обозрение в Музее Хаммера с 7 февраля по 31 мая 2015 года и в коллекции Menil в Хьюстоне с 11 сентября 2015 года по 3 января 2016 года.

Определение фроттажа от Merriam-Webster

фротаж

| \ frȯ-ˈtäzh

\

1

: техника создания рисунка путем трения (как карандашом) по объекту, расположенному под бумагой.

также

: композиция, созданная таким образом

2

: акт получения сексуального возбуждения путем трения о человека или предмет.

Чертеж: Создание эффектов трения | L’atelier Canson

Кухонная терка, подошва обуви, салфетка… Эти повседневные предметы не так уж и важны. Но они могут добавить нотку оригинальности вашим рисункам! Поднимите свой творческий потенциал с помощью техники растирания, это так же просто, как детская игра.

Обычно на рисунке более мелкие или грубые волокна бумаги создают материальные эффекты. Чтобы пойти дальше, создайте широкую палитру текстур, потирая грифелем карандаша по листу бумаги, положенному поверх различных материалов.

1.

Выбор материала

Ваше непосредственное окружение предлагает множество возможностей: можно использовать любой материал.Измените эффекты, изменив давление карандаша на лист бумаги. Вот несколько предложений по протирке материалов:

  • стена с зернистой поверхностью, изображающая песчаные просторы
  • салфетка для натурального кружева
  • кусок необработанного дерева, напоминающий рельефный узор на стволе дерева
  • терка кухонная, для узоров в виде сот

… и т. Д.! Совет: дайте волю своему воображению!

Это небольшое дополнение: продолжайте собирать коллекцию эффектов трения, сохраняя образцы, созданные на бумаге для заметок, и не забывайте вести список использованных материалов.

2. Освежитель пенки

Материал:

— Choisissez un papier pas trop épais: par instance un papier à dessin (от 60 до 120 г / м2), ou du papier calque, com le papier.

— Мелок Un HB.

  • Placez votre feuille de papier sur une surface rugueuse de votre choix.
  • Frottez la zone du dessin Concerée avec votre crayon.
  • Recourez à cette техника с модерацией: multiplier les effets de frottages, дополнительная плата за композицию.Объедините сливки и рисунки с основным блюдом!
  • Si vous utilisez la Technique du Frottage pour représenter l’objet frotté (un napperon sur une table), assurez-vous qu’il soit à l’échelle.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *