Гласные буквы и согласные русского: Изучение гласных и согласных букв
By: Date: 06.06.2021 Categories: Разное

Содержание

Гласные и согласные буквы | онлайн тест по русскому языку.

Задание по русскому языку для 1 класса — Гласные и согласные буквы

Лимит времени: 0

Информация

Выполните задание онлайн олимпиады и узнайте результат.
Для зарегистрированных участников, результаты отправляются на электронную почту.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: 0 из 10

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

Средний результат

 

 

Ваш результат

 

 

Рубрики
  1. Русский язык
    0%
  • Поздравляем!
    Вы отлично справились с заданием.
    Ваш результат соответствует 1 месту.

    Оформить диплом

  • Поздравляем!
    Вы хорошо справились с заданием.
    Ваш результат соответствует 2 месту.

    Оформить диплом

  • Поздравляем!
    Вы выполнили задние допустив незначительное количество ошибок.
    Ваш результат соответствует 3 месту.

    Оформить диплом

  • Сделайте работу над ошибками.
    Попробуйте пройти тестирование еще раз и добиться хорошего результата.
    Ваш результат может стать значительно лучше.

  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    Количество баллов: 1

    Сколько в русском языке гласных и согласных букв?

  2. Задание 2 из 10

    Количество баллов: 1

    Верно ли, что, как правило, в словах русского алфавита столько же слогов, сколько и самих гласных?

  3. Задание 3 из 10

    Количество баллов: 1

    Какую функцию выполняют буквы я, е, ё, ю после согласной буквы?

  4. Задание 4 из 10

    Количество баллов: 1

    Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда являются:

  5. Задание 5 из 10

    Количество баллов: 1

    К буквам, не обозначающим никаких звуков, относятся:

  6. Задание 6 из 10

    Количество баллов: 1

    Твёрдость согласных звуков на письме обозначается с помощью гласных:

  7. Задание 7 из 10

    Количество баллов: 1

    Каково количество гласных и согласных звуков в русском языке?

  8. Задание 8 из 10

    Количество баллов: 1

    Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука в том случае, когда:

  9. Задание 9 из 10

    Количество баллов: 1

    Каким знаком обозначается мягкость согласного на письме?

  10. Задание 10 из 10

    Количество баллов: 1

    Буквы Е, Ё, Ю, Я, И делают звук [Й], входящий в их состав:

Гласные и согласные буквы и звуки русского языка

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки — не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки — произносим и слышим. Буквы — это графические письменные символы, в то время как звуки — акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, – другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика, а буквенные символы — графика. Правописание букв прерогатива орфографии.

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации – твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

б в г д ж з й
к л м н п р с
т ф х ц ч ш щ

Ещё одна характерная особенность согласных — их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с, ф, ш, щ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к, с или частицей б, это некоторые иноязычные имена собственные (Крч — район Праги; армянское имя Мкртч, которое в русском языке иногда пишут с гласной — для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс.

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом — называются звонкими.

Звонкие согласные б в г д ж з л м н р
Глухие согласные к п с т ф х ц ч ш щ

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы], [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными. Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными.

Парные звонкие и глухие Непарные звонкие Непарные глухие
б — п л х
в — ф м ц
г — к н ч
д — т р щ
ж — ш й
з — с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж, ц, ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й, ч, щ — мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а, о, у, э, ы, ъ — тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е, ё, и, ю, я, ь — тогда её звучание будет мягким.
Видео урок

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] — твёрдый звук, то [б’] — мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса — [кас:а].
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна — [вална́].
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б» – слова баран – белый, «р» — работа – ремень, «л» — лошадь – лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» — подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной — а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая. Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: лаля, муми, зозя, бобю, рырё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое — с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама, папа — дядя, тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые — другим. Например:

  • НОСИК
  • КОВЁР
  • ЧИСЛО
  • ТЁПЛЫЙ

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

Видео урок

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример — произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе — при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах — ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф», имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й», также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё» в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало — это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх – (двадцатитрёхзна́чный, четырёхдве́рный, трёхты́сячный). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё», одна из которых становится ударной, а другая — безударной (трёхзвё́здочный, четырёхколё́сный, самолётоподъё́мник, трёхрублё́вка).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед, зоообъединение, длинношеее. Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность, уменьшительность, мультифункциональность, прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь. Односложное слово из 8 букв: вскользь. Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке — о, е, а, и, т, н, с, р. Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком — один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста — основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть — через личный опыт.

 Загрузка …

Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано — слуховое восприятие, чтение, письмо — представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.

В помощь родителям. Звуки и буквы « Детский сад № 374 комбинированного вида

В помощь родителям. Звуки и буквы

Уважаемые родители!

Необходимо четко разграничить для ребенка понятия «ЗВУК» и «БУКВА».

Звук мы слышим и произносим.

Букву мы пишем и видим.

К сожалению, трудность заключается в том, что количество букв не соответствует количеству звуков. Так, например, в нашем русском языке всего 6 гласных звуков [А, О, У, И, Ы, Э] и 10 гласных букв: «А, О, У, И, Ы, Э, Я, Ё, Е, Ю», так как четыре буквы обозначают два звука [ЙА], [ЙО], [ЙЭ], [ЙУ] или один звук [А], [О], [Э], [У] в зависимости от места, где они стоят, что несомненно затрудняет понимание ребенком звукобуквенной системы русского алфавита. Поэтому знакомство с так называемыми йотированными гласными буквами мы рекомендуем оставлять на заключительный этап знакомства со звуками и буквами.

Мы слышим звуки, а не буквы!

Гласный звук принято обозначать красным цветом –

Гласный всегда красный.

Что же касается согласных звуков и букв, то здесь тоже свои сложности. Звук произносится совсем не так, как называется буква, его обозначающая. Например, в русском  алфавите есть буква «Бэ», а звук будет звучать отрывисто [Б], а не «бэ». Звук буквы «Ша» будет звучать [Ш], а не «шэ».

Кроме того, согласные буквы объединяются в пары по твердости-мягкости: буква «Бэ» может обозначать два звука – твердый звук [Б] и мягкий звук [Б`].

Есть согласные — всегда твердые — Ж, Ш, Ц.

Есть согласные —  всегда мягкие —  Й, Ч, Щ.

Согласные твердые мы обозначаем синим цветом.

Согласные мягкие – зеленым.

Игровое упражнение «Сигнальщики». Ребенок поднимает сигнальный кружок или карандаш (красный, синий, зеленый) в зависимости от того, какой звук услышал: гласный, согласный твердый, согласный мягкий.

Игровое упражнение «Кулачки-ладошки». Если ребенок слышит твердый звук – сжимает кулачки, если мягкий – ладошки.

Дети знакомятся с понятиями звонкий и глухой согласные звуки. Эти характеристики мы определяем на слух и по вибрации голосовых связок.  При произнесении  звонкого согласного звука голосовые связки вибрируют. Это можно ощутить, положив ладонь на область горла. Звонкие звуки, такие как [Б], [З], [В] и т.д., образуются при участии голоса. При образовании таких звуков, как [П], [С], [Ф] и т.д., голосовые связки не участвуют, мы не ощутим ладонью вибрации в горле. Это глухие звуки, они произносятся без участия голоса.

Игровое упражнение «Звоночки». Если звук звонкий, ребенок имитирует игру на колокольчике, если звук глухой —  закрывает ушки.

Сколько гласных и согласных звуков в русском языке

В русском языке 33 буквы, а звуков на десяток больше. Различаются гласные и согласные звуки. Гласных всего 6, тогда как согласных 37 звуков. Среди согласных выделяются звонкие и глухие, твердые и мягкие.Если с количеством букв в русском языке все ясно – их 33, – то с количеством звуков несколько сложнее. Хотя, казалось бы, что такого сложного? Взять – и сосчитать.

Безусловно, сосчитать можно. И на самом деле, количество звуков русского языка известно. Но время от времени у людей возникает вопрос не только о том, сколько звуков, но и о разделении таких понятий, как звук и буква.

В русском алфавите 33 буквы, из них 10 – гласных, 21 – согласная и две буквы никаких звуков не обозначают, они нужны для вспомогательных целей. Это мягкий знак «ь»и твердый знак «ъ».

Гласные звуки и гласные буквы

Как уже было сказано выше, гласных букв десять. А вот гласных звуков в русском языке всего шесть. «Как так?» — удивятся люди, которые напрочь забыли то, что учили еще в начальной школе. Это простительно тем, в профессиональной деятельности не нужно проводить звуковой анализ.

Да, гласных звуков в русском языке всего шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. На письме эти звуки обозначаются соответствующими буквами, сообразно орфографии.

К сожалению, иногда называют звуками буквы — йотированные гласные. Это ошибка. Гласные буквы «я», «е», «ё», «ю» в словах обозначают либо мягкость предыдущего согласного («мед»), либо сразу два звука («юла» [йула], маяк [майак].

Конечно, если посмотреть шире, то можно заметить, что, например, звук [а] не одинаков в разных частях слова. Под ударением он произносится максимально четко, но чем дальше его позиция от ударной, тем он менее четкий. В лингвистике это называется редукцией или редуцированием.

При звуковом анализе слов, при записи транскрипции для ударных и безударных звуков употребляются разные значки. Но в рамках школьного курса достаточно знать, что гласных звуков в русском языке всего шесть.

Согласные звуки и согласные буквы

С согласными звуками и буквами несколько проще. Хотя тоже есть свои особенности.

Букв, как было уже сказано, 21. А согласных звуков – 37. В русском языке согласные звуки различаются по твердости-мягкости и по звонкости-глухости.

Большинство согласных звуков являются парными по твердости-мягкости. Это [[б] — [б’]; [в] — [в’]; [г] — [г’]; [д] — [д’]; [з] — [з’]; [к] — [к’]; [л] — [л’]; [м] — [м’]; [н] — [н’]; [п] — [п’]; [р] — [р’]; [с] — [с’]; [т] — [т’]; [ф] — [ф’]; [х] — [х’]. Всего 15 пар. Остальные согласные имеют либо всегда твердое произношение ([ж], [ш], [ц]), либо мягкое ([й’], [ч’], [щ’]). Итого, получается 36 согласных звуков. На особицу стоит 37-й согласный звук [ж’:].

Согласный звук [ж’:] – мягкий, долгий. Он используется значительно реже других согласных звуков. Встречается он в таких словах, как «вожжи», «дрожжи», а также при произношении слова «дождь»: [дож’:]

По звонкости-глухости большинство согласных звуков также являются парными. Таких пар 11. Всегда звонкие, соответственно, непарные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [ж’:]. Всегда глухие: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Итого, в русском языке 37 согласных звуков, 6 гласных. А всего — 43 звука.

15. звуковье
16. звуковия
17. звуковья
18. аналуза
19. аналуз

Конспект урока русского языка для 2 класса на тему «Гласные и согласные звуки и буквы.» | План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:

Класс: 2

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Главная дидактическая цель урока:

Обобщить  знания о гласных и согласных, привести их в систему

Цели:

  1. Обучающие:

— обобщить знания учащихся о роли гласных и согласных звуков и букв  в языке;

— продолжить формирование умения выделять гласные и согласные звуки и буквы и давать им характеристику;

— актуализировать знания учащихся о работе гласных и согласных букв;

— обеспечить применение учащимися знаний на практике.

  1. Воспитывающие:

— возбудить интерес к изучению русского языка как науки;

— создать условия для заинтересованной работы на уроке;

3. Развивающие:

— содействовать расширению кругозора;

— развивать речь;

Оборудование к уроку: тетрадь и другие канцелярские принадлежности, компьютер, лента букв.

Ход урока:

1) Организационный этап: (проверка готовности к уроку, правильная осанка).

-С радостью пришла учиться ты сегодня?

— Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся?

Запомни, тот, кто много трудится, у него что-то да получится. «Учение и труд все перетрут»

-Как ты понимаешь смысл этой пословиц? Есть еще одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья»

2))Сообщение темы и целей урока&

Сегодня  мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и согласных звуков и букв , где ты вспомнишь  гласные и согласные звуки, для чего они нужны и какие функции выполняют.

Пальчиковая гимнастика.

А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради

 — заведем мотор машины

(вращение кулаков)

-покажите как работает наше сердце

(сжимание и разжимание рук)

 -поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз

 (большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)

 -раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)

 и  сразу:

  все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)

 -вдруг проснулись ,потянулись.

Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.

3)Актуализация знаний:

1) Минутка чистописания.

 — Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”

 — Какую букву ты больше всего хочешь сейчас написать?

 — Охарактеризуй эту букву и ее звук?

 — Запиши в тетрадь заглавную и строчную рядом. Продолжи таким образом ряд до конца строки. Выбери самые красивые буквы и подчеркни.

 — Молодец!

4) Обобщение и систематизация знаний

а) — А теперь я открываю ленту букв. Давай внимательно рассмотрим ее.

 — Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим?(красным цветом -гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми?(это ъ и ь хнак.они не имеют звука)

 —  Что ты знаешь о гласных звуках?(гласные поются)

 — Сколько их в русском языке? (6) А сколько  гласных букв?(10)

— Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

  — Как на письме записываются звуки?(в квадратных скобках)

 — Назови буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука (а, о, у, ы, э)

 — Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука (я, е, ё, и, ю)

 —  Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)

 — Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками)

 — Давай приведём примеры таких слов.

Например, ясно, поёт, льёт, подъезд.

 — Может ли слог состоять только из одного гласного звука?(да)

 — А без гласных звуков может состоять слог?(нет)

 — Давай сделаем вывод, для сего нужные гласные?

(Гласные звуки нужны для образования слога.)

 -Попробуй разобрать слова, которые мы приводили ранее, по слогам.(яс-но, по-ёт, подъ-езд -по 2 слога, а в слове льёт -один слог)

Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!

б) Гимнастика для глаз.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

в) На экране звуки: [г], [р], [м], [в], [у], [ф].

-Какой звук лишний?[у] Почему?(гласный, а остальные-согласные)

-А ты  знаешь стихотворения о согласных звуках?

Тогда я тебе сейчас буду читать, а ты-повторяй за мной:

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс – змеиный слышен свист,

Шшш – шуршит опавший лист.

Жжж – шмели в саду жужжат,

Ррр – моторы тарахтят.

г)-Как произносятся согласные звуки?

 — Что ты можешь сказать про согласный звук? (он состоит из голоса и шума или только из шума)

Какие буквы обозначают согласные звуки? (б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ)

— На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)

Чем обозначается мягкость на письме согласного звука?(обозначается гласными буквами е,ё, ю, и, я, а также мягким знаком)

— Я тебе приведу для сравнения такие слова — лук-люк, мел-мель.Где мягкие согласные, а где твёрдые, скажи?

— А теперь мы с тобой переключимся на парные согласные.

Назови мне пары!(б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с — твердые и такие же мягкие)

 — Остальные согласные у нас остались без пары.

— Назови буквы непарных звонких согласных звуков (л,м,н,р,й)

 — Что можешь сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих согласных звуков)

 —  Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ )

 — Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц)

— И еще раз повторим, чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не обозначают звука)

  — Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного?(нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)

Молодец! Ты успешно прошла проверку на знание гласных звуков!

д) Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять

Начал заинька скакать,

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

5)Применение знаний и умений в новой ситуации

а) А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.

 — На экране расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.

Раздели эти буквы на 2 группы .

 — По какому признаку ты разделила буквы?(гласные и согласные)

Назови буквы каждого ряда. Дополни каждый ряд своими примерами по две буквы.

Подбери слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь, гласные.

б) Отгадай загадки и мы сделаем звуковой анализ слов-отгадок.

Вот по небу мчится конь –

Из – под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.    (гроза).

Я мохнатый, я кудлатый,

Я зимой над каждой хатой,

Над пожаром и заводом,

Над костром и пароходом.

Но нигде – нигде меня

Не бывает без огня.         (дым)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Дело ясное вполне:

Пусть отмоет руки мне.    (мыло).

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

— Что изучали и повторили на уроке?
-Определи различие между буквами и звуками?
— Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по количеству гласных в слове»?

За урок я тебе ставлю оценку 5(4, 3..)

7)Информация о домашнем задании

Повтори все гласные и согласные звуки и буквы.

Выпиши из последней загадки 5 слов и сделай звуковой анализ.

8)Рефлексия. 

 — Что тебе больше всего понравилось на уроке?

— Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…

Шишкина школа. Русский язык — Употребление знаков препинания

Употребление знаков препинания

Выпуск 38

Веснушка, Зубок и Шуня пришли на очередной видеоурок по русскому языку для младших школьников. Тема урока посвящена правилам употребления знаков препинания.

Было раньше такое слово «препинать». Означало оно — останавливать или прерывать движение. Знаки препинания, прерывающие плавное течение слов, очень важны для понимания написанного. Например: прочитайте фразу «Дружить нельзя ссориться». Веснушка и Шуня прочитали о том, что нельзя ссориться. А Зубок расстроился — ему показалось, что написано о том, что дружить нельзя. Друзья заспорили: как же понять правильно смысл этой фразы? За помощью они обратились к ведущей видеоурока — Василисе.

Она предложила подумать о том, что же именно они хотят сказать. Ученики Шишкиной школы дружно решили, что — «нельзя ссориться». И Василиса попросила послушать внимательно — как выделяется выбранная зверятами фраза при выразительном прочтении. Веснушка сразу догадалась: «Василиса как будто остановилась перед выбранным словосочетанием». Зубок заинтересовался: «А что же нужно поставить, чтобы эта остановка была видна при написании?»

Ну, конечно, в таком случае употребляется знак препинания под названием «запятая». Именно она ненадолго останавливает плавное течение написанной речи. Друзья весело тренировались произносить понравившуюся фразу. И Шуня радостно воскликнула: «Надо дружить!». Так она в своей речи употребила новый знак препинания — восклицательный знак. Оказывается, он не только останавливает, но даже меняет настроение всей фразы, придавая ей радостное выражение.

Затем Василиса познакомила Зубка, Шуню и Веснушку ещё с одним знаком. Знаете каким? Ну конечно — с вопросительным знаком. Именно он помогает задавать вопросы при написании нашей речи.

Но тут внимательная Шуня забеспокоилась. В начале видеопередачи Василиса обещала рассказать об употреблении четырёх знаков препинания. А пока любознательные ученики узнали о трёх знаках препинания: запятой, восклицательном и вопросительном знаках. Василиса познакомила их и с четвёртым знаком — точкой. Именно этот знак препинания говорит о том, что что-то закончилось. Без этой маленькой точки все предложения в тексте слились бы в одну непонятную мешанину слов и смыслов.

В конце видеоурока зверята ещё раз повторили полюбившиеся им знаки препинания.

Дружную компанию
Знаков препинания
Забыть никак нельзя.
Дружная компания
Знаков препинания —
С вами мы друзья!

как объяснить ребенку отличие гласных и согласных, какие правила нужно запомнить

Содержание статьи

В процессе формирования и развития речевой функции дети интуитивно отличают гласные буквы от согласных, но эти знания необходимо привести в систему, раз и навсегда определив, по каким признакам все звуки русского алфавита делятся на эти две большие группы. Без четкого усвоения этого материала невозможно дальнейшее изучение правил грамматики не только родного, но и любого иностранного языка.

Знакомство с терминами

Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.

Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».

Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.

Выбирая магнитную азбуку для малыша 2–3 лет, руководствуйтесь, прежде всего, ее безопасностью. А вот детям старшего возраста будет полезно заниматься с буквами, правильно разделенными по цветам.

Буквы и звуки

Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.

Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] и Е [йэ]. Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.

Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много. Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:

  • П в словах «спать» и «спеть»;
  • Д — «дом» и «дядя»;
  • Ф — «факел» и «филин».

Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.

Одно из условий успешного усвоения информации — ее последовательная подача. Занятия нужно строить так, чтобы каждая тема вызывала у ребенка новые, логически вытекающие вопросы, ответы на которые даст следующая ступень.

Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем.

Английское произношение для русскоговорящих — LinguaLinkDC

Между русской и английской фонологической системой существуют значительные различия, из-за которых носителям русского языка очень трудно правильно произносить английские слова и интонацию. Хорошее владение русско-английским произношением важно для общения с людьми, не говорящими по-русски. В конце концов, вы захотите изложить свою точку зрения на английском независимо от контекста, избегая при этом недопонимания.

Что мы знаем о русском языке

В русском языке пять гласных звуков без различия между короткими и долгими гласными, но есть различие между твердыми и мягкими согласными. Концепция, которой нет в английском. Английское произношение гласных для русскоговорящих может быть особенно сложной задачей. Ниже вы найдете примеры того, как носители русского языка часто неправильно произносят английские слова, и на что следует обращать внимание при общении на английском языке.

Английский и русский гласные звуки

Между английским и русским существует много различий, которые могут привести к культурным недоразумениям, если ни один из них не знает.Русский гласный звук / ы / вызывает специфические проблемы не только с гласными, но и с произношением согласных. Русскоязычные люди могут слышать английское / schwa / или короткое / i / в качестве своего / ы / звука.

Напротив, в английском языке есть двенадцать гласных звуков (пять длинных, семь коротких), а также восемь дифтонгов. Некоторыми из самых сложных звуков для русских, изучающих английский язык, безусловно, являются звуки, подобные гласному в / her /, который, кажется, еще труднее произнести в словах, начинающихся с / w /, таких как / work / и / were /.

Другие гласные звуки, вызывающие затруднения, — это отсутствие различий между / bat / и / bet / или / range / и / rich /.

Английские и русские согласные звуки

Русские согласные могут вызывать определенные проблемы, связанные с тем, что они часто произносятся со звуком a / y / как в / yacht / в сочетании с согласными или с русской буквой / звуком / ы /.

Русские согласные в конце слога, как правило, становятся твердыми (без мягкого знака).Даже если русское слово заканчивается на / д /, вы произносите его как / т /, что может вызвать проблемы со словами типа / плохой /. Ученик, изучающий русский английский, может произнести это слово как / летучая мышь /.

Окончательный / g / произносится как / k /. An / s / может произноситься как a / z / как в / size /. / Z / становится глухим / s /. Кроме того, звуков / θ / и / ð / в русском языке не существует. Таким образом, русскоязычным людям очень трудно произносить такие слова, как thin, then и the.

Различить звуки / w / и / v / непросто, поэтому изучающие английский язык часто произносят слова типа / vest / и / west / одинаково.Звук / нг / в конце таких слов, как принести, трудно воспроизвести точно, и часто он звучит как / нГ / с полностью произносимым / g / или даже / k /.

Американский звук / r / также трудно освоить изучающим русский язык, и его следует много практиковать.

Английские и русские Слоговые модели ударения

Что касается схемы ударения, русские иногда подчеркивают слова в английском языке, которые не следует подчеркивать. Таким образом, особое внимание следует уделить изучению ссылок и сокращений в английском и словесном ударении.

Некоторые ошибки могут даже привести к культурному недопониманию и оставить у носителей английского языка впечатление, что русские грубы. Изучающие русский язык, как правило, задают вопросы с падающей, а не нарастающей интонацией, что считается невежливым носителями английского языка.

Также, если вы хотите быть вежливым и попросить об одолжении на русском языке, вы можете сказать: «Дайте мне карандаш». По-русски вы действительно не говорите: «Не могли бы вы дать мне карандаш?» и так далее. Русский гораздо прямее.Другой пример: когда вы спрашиваете русского, например, «Вы хотите встретиться завтра?» по-русски для некоторых вполне приемлемо просто ответить: «Нет». Носители английского языка считают это грубым и невежливым.

Английское произношение для русскоговорящих иногда затруднено из-за различий в звуках гласных, согласных и слоговых образов.

Практикуя следующие английские слова, вы улучшите свое английское произношение и сможете лучше общаться с носителями английского языка:

Практика английского гласного звука для русскоговорящих

  1. Начало
  2. Крыса
  3. Мет
  4. Сидеть
  5. Мясо
  6. Работа
  7. Word

Практика звучания согласных на английском языке для русскоговорящих

  1. Заблокировано
  2. Костный мозг
  3. Звезда
  4. Жилет / запад
  5. Замечательно
  6. Удар / тепло

Ударение английских слов для русскоговорящих

  1. Понимание
  2. Счастье
  3. Благодарность
  4. Реализация
  5. Невероятно

Практикуя эти ключевые слова вслух, вы улучшите свою способность произносить эти английские слова.Русскоязычным людям есть чему поучиться, когда дело доходит до овладения английским языком, от различных гласных до слоговых образов.

Сила гласных в сравнении с мощностью согласных в русской морфофонемии по JSTOR

Abstract

Недавно разработанная система основных представлений, которая напоминает ранние общеславянские реконструкции и позволяет передним гласным генерировать мягкость согласных, сравнивается с более традиционной морфофонемией, которая признает лежащую в основе мягкость согласных звуков, в отношении того, насколько эффективно каждая система способна для объяснения форм в современном русском языке, которые возникли в результате изменений нефонологического происхождения, т.е.э., через глубокие изменения. Два часто встречающихся паттерна, вызванных глубоким изменением, появление о между мягкими согласными и некоторых мягких согласных перед гласными не переднего ряда, как показано, могут быть адекватно представлены только в более традиционном подходе.

Информация о журнале

Русское языкознание — это международный форум для всех ученых, работающих в области русской лингвистики и ее многообразного разнообразия, от фонетики и фонологии до синтаксиса и лингвистического анализа текстов (текстовая грамматика), включая как диахронические, так и синхронные проблемы.Помимо оригинальных статей и обзоров, «Русское языкознание» регулярно публикует обзоры текущих научных работ из других периодических изданий.

Темы, которые входят в сферу охвата журнала, включают:

–Традиционно – структуралистские, а также генеративно-трансформационные и другие
современные подходы к вопросам синхронной и диахронической грамматики
–Фонетика и фонология, морфология, синтаксис, прагматика и семантика
— русский и древнерусский
–Филологические проблемы русского и древнерусского языков.
тексты
–Русская грамматика в ее отношении к языковым универсалиям
–История русского литературного языка
–Русская диалектология

Информация об издателе

Springer — одна из ведущих международных научных издательских компаний, издающая более 1200 журналов и более
3000 новых книг ежегодно, охватывающих широкий круг предметов, включая биомедицину и науки о жизни, клиническую медицину,
физика, инженерия, математика, компьютерные науки и экономика.

Сила гласного и мощность согласного в русской морфофонемии

  • Гамильтон, Уильям С., младший: 1974, «Глубокие и поверхностные изменения в четырех системах славянских существительных». Языкознание
    127 , 27–73.

    Google Scholar

  • Исаченко, Александр В. (Исаченко): 1970, «Восточнославянская морфофонемия и лечение jers на русском языке: пересмотр закона Гавлика», IJSLP
    XIII , 73–124.

    Google Scholar

  • Исаченко, Александр В. (Исащенко): 1972, «Роль использования в русском словообразовании», IJSLP
    XV , 95–125.

    Google Scholar

  • Исаченко, Александр В. (Исаченко): 1975, «Morphonologische Motivierung phonologischer Merkmale. Zur Morphonologie der sog. femininen i -Stämme im Russischen ’, Phonologica 1972 .Akten der zweiten Internationalen Phonologie-Tagung, ed. Вольфганг Дресслер и Ф. Мареш, 335–349. Финк Верлаг, Мюнхен, Зальцбург.

    Google Scholar

  • Якобсон, Роман: 1948, «Русское спряжение», Word
    4 , 155–167.

    Google Scholar

  • Кейн, Ричард С .: 1967, «Против циклического анализа русской сегментарной фонологии», MIT, Paper unpublished.

  • Лайтнер, Теодор М .: 1969, «О чередовании e o в современном русском языке», Лингвистика
    54 , 44–69.

    Google Scholar

  • Лайтнер, Теодор М .: 1970, «Некоторые замечания об исключениях и сосуществующих системах в фонологии», Славянское слово , изд. Дин С. Уорт, 426–442, Мутон, Гаага.

    Google Scholar

  • Лайтнер, Теодор М.: 1972, Вопросы теории фонологии , Vol. 1: Русская фонология и турецкая фонология , Linguistic Research, Inc., Эдмонтон.

    Google Scholar

  • Meillet, A .: 1965, Le slave commun , 2-е изд., Изд. А. Вайя, Чемпион, Париж.

    Google Scholar

  • Станкевич, Эдвард: 1968, Склонение и градация русских существительных , Мутон, Гаага.

    Google Scholar

  • Уорд, Деннис: 1970, «Смягчение в морфофонемии русского языка», Славянское слово , изд. Дин С. Уорт, 215–231, Мутон, Гаага.

    Google Scholar

  • Уорт, Дин С .: 1968a: «« Поверхностная структура »и« глубокая структура »в славянской морфологии», Американские вклады в Шестой Международный конгресс славистов , Vol.1: «Лингвистический вклад», 395–427, Мутон, Гаага.

    Google Scholar

  • Worth, Dean S .

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *