Художественно эстетическое развитие предполагает: Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС
By: Date: 03.07.2021 Categories: Разное

Содержание

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС

Библиографическое описание:


Кайсаканова, Т. А. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС / Т. А. Кайсаканова, Г. В. Зуйкова, А. А. Бернацкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 357-358. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54026/ (дата обращения: 20.05.2021).



Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания формируются творческие, культурные ценности.

В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре.

Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были выявлены проблемы художественно-эстетического развития дошкольников, которые могут быть успешно разрешены при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса.

В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:

– поддержка специфики и разнообразия детства;

– сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Содержание Образовательной Программы ДОУ обеспечивает развитие личности ребенка, их мотивации и способностей в различных видах деятельности по следующим направлениям:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– физическое развитие;

– художественно-эстетическое развитие.

Перед педагогом стоит задача в том, чтобы научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, эмоциональную сферу, способность к коммуникации через художественные образы. В целом назначение любого вида искусства — это отражение сегодняшней действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять об идее художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя ДОУ.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие смыслового восприятия и понимания произведений искусства и окружающего мира; становление собственного эстетического отношения к нему; формирование начальных представлений о различных видах искусства — музыки, художественной литературы, фольклора. Огромную роль играет и эмоциональное отражение: умение сопереживать персонажам художественных произведений, видеть характеры героев и учит оценивать отношение автора произведения к написанному.

У педагогов есть немало возможностей для реализации программы художественно-эстетического направления. Необходимо обращать внимание детей на разнообразие форм, цветов, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у детей эмоциональной отзывчивости необходимо побуждать их к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения через проявление различных внешних признаков.

В реализации художественно-эстетического направления, создано вовлечение детей в разные виды деятельности: в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. В изобразительной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании — экспериментирование с цветом, составление композиций; знакомство с техниками оригами, папье-маше, аппликация из рваной бумаги; работа с различными материалами: пластилином, глиной, бумагой, тканью, природным материалом и разными видами конструкторов: деревянный, бумажный, Лего, мягкий. Используются такие средства, как кисточки, карандаши, ножницы. В музыкальной деятельности — танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах — создаются художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театральной деятельности, сюжетно — ролевой и режиссерской игре — способность языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации учатся передавать характер, переживания и настроения персонажей.

Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомят с традиционными национальными и региональными промыслами, обрядами, песнями, хороводами; побуждают воспроизводить образцы народного творчества в самостоятельной изобразительной музыкальной, театрализованной деятельности.

Таким образом, новые воспитательные цели в развитии личностных компетенций дошкольников предполагают качественные изменения в сфере художественно-эстетического развития.

Литература:

  1. Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 288 с.]
  2. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, [2012. — 410 с.]
  3. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мзаика-Синтез, [2014. — 368 с.]
  4. Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 205 с.]
  5. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 315 с.]
  6. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 264 с.]
  7. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 296 с.]

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие, народное творчество, образовательная деятельность, окружающий мир, ребенок, художественно-эстетическое направление, эстетическое воспитание.

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Выполнила воспитатель

высшей категории

Коршунова Елена Владимировна

ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад

№ 91 комбинированного вида»

2015г.

 

Слайд № 1

 

Художественная деятельность представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие художественного образа в целях эстетического освоения мира.
Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития.

 

Слайд №2

 

Содержание образовательной области «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» предполагает:

— Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
— Становление эстетического отношения к окружающему миру
— Формирование элементарных представлений о видах искусства
— Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
— Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
— Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

 

Слайд №3

 

Система работы по художественно- эстетическому развитию детей состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
— обновление содержания образования;  
— создание условий для художественно- эстетического воспитания и развития
— организация образовательного процесса;
— координация работы с другими учреждениями и организациями, обновление содержания образования.

 

Слайд №4

 

К художественно-эстетической деятельности относится:
Изобразительная деятельность;
Музыкальное восприятие;
Восприятие художественной литературы.

 

Слайд №5

 

Художественно-эстетическая  деятельность может осуществляться успешно, если будет:
Тесная связь с искусством.
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
Создание эстетической развивающей среды.

 

Слайд №6

 

Художественно-эстетическая деятельность  –  деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

 

Слайд №7

 

Задачи обучения в первой и во второй младшей группе :
Готовить к восприятию произведений искусства;
Готовить детей к посещению театра;
Приобщать к декоративной деятельности;
Способствовать развитию певческих навыков;
Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
Вызвать интерес к процессу рисования как деятельности, дающей результат;
 Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
 Научить пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;
Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

 

Слайд №8

 

Задачи обучения в средней группе:
Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
Познакомить с архитектурой;
Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
Обогащать представления детей об искусстве;
Продолжать развивать интерес к лепке;
Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений;
Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

 

Слайд №9

 

Задачи обучения в старшей группе:
Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;
Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
Познакомить с произведениями живописи;
Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;
Учить создавать сюжетные композиции;
Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;
Знать особенность изобразительных материалов.

 

Слайд №10

 

Задачи обучения в подготовительной группе:
 Формировать основы художественной культуры;
Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
Познакомить со спецификой храмовой архитектуры;
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни и литературных произведений;
Создавать декоративные композиции способами налепа и барельефа;
Определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется;
Петь индивидуально и коллективно, в сопровождении и без него;
Различать жанры литературных произведений, читать наизусть.

 

 

Слайд №11

 

Все перечисленные задачи являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

 

Слайд №12

 

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

 

Слайд №13

 

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

Слайд №14

 

Парциальные программы по художественно –эстетическому развитию дошкольников.
 - Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота, радость, творчество» (авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина).
 - Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей дошкольных учреждений и учебно – воспитательных комплектов «Природа и художник» (Автор – Т.А. Копцева).
  - Программа «Росинка» — Модуль программа. «В мире прекрасного» (Авторы Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова).
— Программа непрерывного образования «Детский сад – школа». «Художественный труд» (автор Н.А.Малышева).
    -  Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет «Радость творчества» (автор О.А. Соломенникова, ред. Комарова).
    -  Программа художественно – эстетического цикла для детей от 3 до 7 лет по дополнительному дошкольному образованию «Живой мир образов» (авторы Р.Г. Казакова, Л.М. Данилова, Н.С. Щербакова и др.)
     - Программа творческо – эстетического развития дошкольников «Родничок» (авторы Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина).
    - Программа развития цветовосприятия детей 6-7 лет «Какого цвета мир?». Автор С.А. Золочевский.
И другие…

 

Слайд№15

 

СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!

 

 

Слайд №16

Программа «Цвет творчества»

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественно-эстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. )».

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.

Цель: всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве, — залог будущих успехов. Желание творить — внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. «Цвет творчества» — название программы включает в себя два понятия, которые непосредственно направлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве определяющей цели. Уникальность и значимость изобразительной деятельности в том, что она развивает эмоционально-нравственную и сенсорную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.

Творчество — создание новых ценностей, «продолжение и замена детской игры». Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как переносить на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, замечательные детские фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у него разочарование и может даже оттолкнуть от занятий. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связаны с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок в силу того, что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает.

Задача педагога — научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в изобразительной деятельности также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами изобразительного искусства можно говорить об отражении в работе его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Вспомните, какое значение ребенок придает своим «драгоценностям»: камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам.

На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценнее и значимее, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

В процессе работы ребенок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребенок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что направлять ребенка — это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках ребенка оживает, преображается и несет смысловую нагрузку. Например, веточка кустарника, окрашенная белой краской, в одном случае может стать деревом, а в другом — морским кораллом, а кружево из белоснежного айсберга превращается в крыло бабочки.

Детская работа не должна быть только живописной или графической. Она может и должна включать в себя и другие изобразительные материалы. Данная программа — пособие для воспитателей дошкольных учреждений и руководителей кружков, изостудий, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности. Представленный материал будет интересен и для начинающего педагога, который на практике сталкивается с различными программами и педагогическими позициями в области изобразительной деятельности. Новые знания помогут выработать свою творческую линию на основе теоретических и практических подходов, которые рассматривает автор.

Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом сегодня стоит важная задача: заложить основы развития личности, его творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Совершенствование творческого процесса и повышение развивающего эффекта в изобразительной деятельности, образовательной работе с детьми не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные разработки; социокультурная среда — потребность дошкольных образовательных учреждений в новых изобразительных системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в художественном развитии детей. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в изобразительной практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей.

Содержание

  1. Целевой раздел ……………………………………………………………………………4

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………………………..4

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы …………………………….7

1.3. Планируемые результаты освоения программы для каждой возрастной

группы и целевые ориентиры для подготовительной к школе группы …………….15

1.4. Взаимодействие с родителями ……………………………………………………………22

  1. Содержательный раздел ………………………………………………………………..25

2.1. Характеристики ступеней программы …………………………………………………..25

2.2. Виды заданий по изобразительной деятельности в детском саду ……………..69

2.3. Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста . ………………..78

  1. Организационный раздел ……………………………………………………………….93

3.1. Рекомендации по организации изобразительной студии ………………………….93

3.2. Материалы, применяемые в изобразительной деятельности …………………….95

3.3. Технологии работы …………………………………………………………………………..105

3.4. Дизайн для дошкольников …………………………………………………………………148

Комплект-модуль книг программы «Цвет творчества» ………………………………….157

Литература ……………………………………………………………………………………………159

Как научить ребёнка понимать искусство?

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.


Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

  • развитие творческого потенциала ребенка
  • развитие образного, ассоциативного мышления
  • развитие самостоятельности и творческой активности


В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
  • становление эстетического отношения к окружающему миру
  • формирование элементарных представлений о видах искусства
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. )


В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.


Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.


Разобраться в столь обширной и важной теме помогут опытные преподаватели МПАДО на курсе повышения квалификации «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Технологии художественно эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. ) .

В “Концепции дошкольного воспитания” отмечается, что “искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей”.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальное восприятие;

• Восприятие художественной литературы.

В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей. Специфической особенностью художественно-

эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно, если будет:

– Тесная связь с искусством.

– Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

-Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.

– Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.

– Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.

– Создание эстетической развивающей среды.

Задачи обучения в старшей группе:

• Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;

• Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;

• Познакомить с произведениями живописи;

•Подвести к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;

• Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;

• Учить создавать сюжетные композиции;

• Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов;

• Знать особенность изобразительных материалов.

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Автор: воспитатель Мартынова Т.В.

Семинар практикум для педагогов «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка»

структурное подразделение № 154

Семинар практикум для педагогов на тему:

«Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

Подготовила: старший воспитатель Труш Ю.С.

Краснодар 2019г.

Семинар практикум для педагогов на тему:

«Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

Форма проведения: игра «Творим вместе».

Цель: Обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграции

художественно – эстетического развитию в рамках ФГОС ДО

1 часть. Игра «Творим вместе».

Здравствуйте дорогие коллеги, приглашаю вас на игру «Творим вместе». Сегодня мы поговорим на тему «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности».

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по развитию коммуникативных навыков, при чтении произведений художественной литературы дети получают разнообразные впечатления, испытывают разнообразные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества. Актуальность использования принципа интеграции применительно к художественно- эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединить впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь содержания изобразительного искусства и детской художественной деятельности.

Взаимосвязь художественно – эстетического развития в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к продуктивным видам деятельности, таким как: рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, музыке повышению эффективности всестороннего воспитания и развития детей. Художественно – эстетического развития – одно из важных средств воспитания, поэтому комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.

1. Вопрос. Как в ФГОС ДО раскрывает художественно – эстетическое развитие? (предположительные ответы).

После того как участники предположили, зачитываем выдержку из ФГОС ДО.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

2. Вопрос. Какие есть виды детской деятельности? (предположительные ответы).

После ответов, зачитываем. На отдельном листе.

3. Вопрос. Чем должен обладать ребенок на этапе завершения дошкольного образования? (целевые ориентиры дошкольника).

Предположительные ответы.

Зачитываем ориентиры.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4. вопрос. Как можно объединить несколько видов деятельности в единое целое? Предположительные ответы.

Объединение разных видов деятельности одним тематическим содержанием создает возможности творческого осмысления темы и наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности, специфичных для того или иного вида художественной деятельности; обеспечивает глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком образов, созданных в музыке, литературе, игре.

Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразной художественно-творческой деятельности. И чтобы установить взаимосвязь между знаниями нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.

Интеграция — это сложный структурный процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у детей-дошкольников способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

2 часть. Практическая.

• Давайте с вами закрепим наши знания, отгадав кроссворд.

В центральных клеточках откроется слово которое обозначает- название русского праздника – торга ярмарки, на котором все его посетители, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку. (свистунья).

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)

2. Основной материал из которого изготавливают изделия в селе Полхов – Майдан? (дерево)

3. Материал из которого изготавливают дымковскую игрушку? (глина)

4. Название промысла, для которого характерны изготовления подносов? (жостово)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так? (золотой)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимооново, Каргополья? (игрушка)

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье? (гончар)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров, являются объемными, то к какому виду пространственных искуств можно отнести? (скульптура)

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера? (прялка)

• Итак, мы с вами умственно поработали, предлагаю вам отдохнуть, физкультурой заняться.

3 часть.Работа с интеграцией.

В своей работе с детьми мы используем метод интеграции «Художественно-эстетического направления» с другими видами деятельности, такими как: познавательно – исследовательское, коммуникативное, театрализованное, физическая культура, игровая.

Вашему вниманию представляется фото–репортаж проведения интегрированной совместной деятельности с детьми.

Предлагаю вам самим привести пример интеграции.

4 часть.

Практическое закрепление полученного материала.

А я предлагаю вам еще немного поработать. Но уже творчески. Давайте с вами прослушаем произведение музыкальное. Закрываем глаза и внимательно слушаем. Прослушали? Про что это произведение. Правильно, это «Вальс цветов». Посмотрите на экран. Что изображено? Правильно это цветы. Но не просто цветы. Давайте сравним с вами два цветка. Что у них общего? А что различного? Я вам предлагаю поиграть со мной. Давайте соберём из частей целое. Что у вас получилось? А теперь давайте попробуем зарисовать каждый то, что услышит в произведении. Слушаем еще раз и начинаем рисовать. Молодцы посмотрите, какая красота у нас с вами получилась. А расскажите что вы нарисовали?

А теперь еще одно усилие. Я вам раздам вот такие волшебные цветы и попрошу ответить на вопросы на оборотной стороне. Кратко и лаконично.

Вот посмотрите на результат нашей с вами работы, какое интегрированное занятие мы с вами провели и какая красота у нас получилась.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/380265-seminar-praktikum-dlja-pedagogov-hudozhestven

«Модель образовательной области художественно-эстетического развития дошкольников»

«Модель образовательной области художественно-эстетического развития дошкольников»

Внедрение высоких технологий, инноваций в развитие науки, предприятия, государственные структуры все это диктует свои условия на мировом рынке. Эти новшества не обошли и образование. В Российской Федерации на сегодняшний момент происходят существенные изменения в образовании. Эти новшества коренным образом затронули и систему дошкольного образования. Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) продиктовано временем в первую очередь необходимостью подготовки детей к жизни с использованием современных технологий. ФГОС ДО дает нам четкие инструкции и направляет в создании благоприятных и комфортных условий для развития детей согласно их возрастных и индивидуальных особенностей. Стандарт указывает на личностно-ориентированный подход к детям для сохранения самоценности дошкольного детства. В стандарте четко видны требования на ориентацию индивидуальных способностей детей при выполнении образовательной программы.


 

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда (далее РППС ДО) часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. д.), материалами, инвентарем, оборудованием, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного периода, охраны и укрепления здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития.

Исходя из требований ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях
  • вариативность развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей; [5]

Если рассматривать развивающую предметно-пространственную среду в каждом ДОО то видно что она имеет свойства открытой системы а также выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функцию. Так же необходимо помнить о том что, РППС должна быть:

  • содержательно-насыщенной
  • трансформируемой
  • полифункциональной
  • доступной
  • безопасной.

На самом деле в образовательных учреждениях хотелось бы организовать методическую работу так, чтобы каждый педагог понимал требования ФГОС ДО, мог владеть научно-исследовательской деятельностью. Принималось бы им все это естественно, а не как принудительная обязанность. Любой руководитель хотел бы видеть свой коллектив, полон идей и инноваций, нацеленный на создание любимого общего дела. Только грамотно организованное, методически выстроенное сопровождение внедрения и реализации ФГОС ДО только это способствует обеспечению образования выйти на новый качественный уровень ее работы. Таким образом ФГОС ДО продиктовал необходимость современного подхода к методической работе в ДОО. Методическое обеспечение является одним из звеньев в качественном освоении стандарта нового поколения. Все эти размышления касаются необходимости обновления содержания по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Художественная и эстетическая культура являются неотемлемой частью духовного облика личности. Чтобы обеспечить результат художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддерживать в детях постоянный интерес и увлекать народной культурой, разнообразными видами и жанрами искусства, окружающим миром, поддерживать желание выражать свои чувства ярким видением интересного и прекрасного мира. Художественно-эстетическое развитие — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности.

В Федеральном государственном стандарте четко прописано: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Цель художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников приобщение к культуре, развитие детского творчества, формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру. Художественно-эстетическое развитие рассматривается как средство формирования выразительной речи, художественного вкуса, поэтического и музыкального слуха. В настоящее время в этой области решается более широкий спектр задач. Обновление задач в этой области требует и обновления всего подхода к образованию. Педагогическая и методическая работа происходит в непрерывающемся процессе совершенствования мастерства в каждом педагоге.

Стандарт ФГОС ДО направлен на то, чтобы ребенок заинтересовался творчеством, захотел самостоятельно познавать и добывать знания. ФГОС ДО направлен на поддержку программ по формированию личности ребенка как представителя современного мира. Для этого нужно не только совершенствоваться самому педагогу но и совершенствовать предметно пространственную среду в которой ребенок будет добывать свои знания.

Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты в художественно-эстетическом развитии дошкольников, необходимо спроектировать художественно-эстетическое образовательное пространство в группе, чтобы оно было информационно, технологически и методически правильным и грамотным.

В данной образовательной области решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых активизирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности. А именно:

  • развитие художественно-эстетических способностей: развитие творческого потенциала ребенка, образного и ассоциативного мышления, умение изобразительного и художественного восприятия, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, художественно-эстетических представлений
  • формирование художественно-эстетического опыта для того, чтобы доступными средствами ребенок мог выразить себя, свои эмоции и чувства, а так же настроения и переживания
  • развитие у дошкольника точки зрения активного участника, «творца» собственных произведений
  • становление эстетического чувства к окружающему миру
  • формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
  • побуждение сопереживания персонажам художественных произведений
  • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Создание предметно-пространственной среды требует обогащение психолого-педагогических условий. В первую очередь, важно создать среду в соответствии с современными рекомендациями. Выстраивать работу в рамках художественно-эстетической области с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей Жизнь детей в дошкольном учреждении должна быть насыщена музыкой, изобразительным искусством, литературой. Всё это образует культурную среду. Среда должна соответствовать интересам детей, стимулировать детское творчество.

Необходимо оборудовать предметно-пространственную среду (краски, карандаши, пластилин, атрибуты костюмов, муляжи предметов и объектов окружающего мира, художественные игрушки, игрушки-забавы, разные виды кукольного театра, дидактические игры, иллюстрированные пособия и др.). Культурная же среда, должна включать традиции культуры, художественную самодеятельность детей. Знакомить детей с культурным наследием, достопримечательностями, важными тематическими культурными событиями в жизни страны, региона, города, посёлка. В дошкольных учреждениях рекомендуется, если имеется возможность, создавать материальные условия для занятий художественным трудом, театрализованной деятельностью, стены творчества. Очень важна эстетика, т. е. интерьер дошкольного учреждения должен отвечать основным эстетическим требованиям (художественная простота, красота). Дети, особенно старшие, должны участвовать в создании, изменении среды (включать освещение, использовать перегородки, рисунки детей могут оформить стены и т. д.). [4]

Для развития творчества важно создавать игровые проблемные ситуации, стимулировать детей к самостоятельной работе, развивать способность применять постигнувшее в новых условиях, в свободной изменчивой форме.

Необходимо активизировать художественно-эстетическую восприимчивость дошкольников. А для этого следует включать художественные произведения различных жанров и развивающие художественные игрушки в доступные и привлекательные для детей виды деятельности.

Очень важным является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения. Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания, а также обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой. [3]

Приобщать к работе родителей; посещать выставки, концерты, экспозиции; если возможно, включать в программу региональную специфику (народное декоративно-прикладное искусство). Создавать самим мини-выставки с образцами творчества дошкольников.

На данном этапе очень важно иметь необходимый запас художественно-эстетических впечатлений, знаний, умений, которые дети получают в процессе образовательной деятельности.

Принципы ППС: обогащение сенсорного чувства опыта, культурного обогащения содержания изобразительной деятельности в соответствии с познанием особенностей детей разного возраста, принцип эстетического ориентирования общечеловеческими ценностями, эстетизации ППС и быта в целом.

Исходя из принципов педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей, необходим индивидуальный подход, основанный на уважении и внимании к психологическим и интеллектуальным особенностям воспитанников. Создание индивидуальных условий для развития предполагает разработку оптимальной траектории педагогической стратегии для каждого ребёнка с учётом его природных способностей и наклонностей. Единство воспитательного и образовательного процесса. Этот принцип носит магистральный развивающий характер и обеспечивает целостность этического, эстетического и интеллектуального развития личности ребёнка. Глубокая внутренняя связь детского творчества с реальной жизнью — определяет многообразие содержания, техник и методов организации и реализации художественной практики.

Интеграция различных видов искусства — способствует более глубокому и целостному познанию и пониманию явлений и объектов окружающего мира, разностороннему восприятию и гармоничному воплощению детского воображения и фантазии в музыкальной, речевой, театрально-сценической или изобразительной деятельности ребёнка.

Принцип народности и культуросообразности — помогает дошкольникам понять глубинные генетические связи между культурной картиной мира и традиционным самосознанием народа. Кроме того, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир воспитанников новыми познавательными фактами из жизни других стран и континентов, прививает навыки уважительного отношения к своеобразию и оригинальности жизнедеятельности и художественного творчества других народов. Преемственность в художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольником и младших школьников.

Средства осуществления организации ППС. Организация повседневных наблюдений за явлениями окружающей действительности и природы в целом, например тематические прогулки посвященные временам года с использованием музыкального сопровождения, репродукций картин данной тематике. Взаимодействие с миром искусства, через приобщение и знакомство с прекрасным. Материальное обеспечение, конечно же тоже играет немаловажную роль организации ППС. [1]

Необходимо очень бережно относится как к самому процессу, так и к результату детской деятельности. Для дошкольника важна сама творческая атмосфера, мотивация в выполнении задания. Детей важно приобщать и знакомить с творчеством. Использовать виды художественно-творческой деятельности доступные для данного возраста. И конечно же педагог обязан активно вести свою педагогическую деятельность, внедряя новинки инновации.

Формы педагогической работы в художественно-эстетическом развитии глубоки и многогранны. Здесь все зависит насколько, педагог грамотен и творчески разносторонен. В своей деятельности он может использовать не только обычные занятия, здесь открывается огромный полет фантазий. На примере таких форм строится его работа:

  • организация праздников «Троица», «Иван Купала», «Уральские сказы», «Серебряные узоры», «Святки», «Игрушки забавушки» цель таких праздников приобщение к самобытным истокам русской культуры, ознакомление дошкольников с традициями и корнями своих предков.
  • Создавать всевозможные творческие мастерские по интересам. Например: «Ремесленная дедушки Егора», где дети будут знакомиться не только с самими изделиями, но и пытаться создавать их своими руками.
  • Выставки, недели творчества, театральные и литературные гостиные, музыкальные салоны в которых дети будут не только получать, но и демонстрировать свои способности.
  • Создание музыкальных шкатулок «Царство звуков», рукотворных книг «У Лукоморья», всевозможные «Ярмарки талантов» конечно же все это способствует развитию художественно-эстетическом восприятию личности ребенка.
  • Театральные представления «В гостях у сказки», всевозможные игры – забавы «У истоков», музыкальная игра «Веселые нотки» все это позволяет развивать и обогащать ребенка. Особый интерес вызывают нетрадиционные формы работы такие разновидности аппликации как:
  • обрывная мозаика «Котенок» такой способ подходит для того, чтобы передать фактуру образа (например пушистый котенок)
  • искусно скрученная детскими руками узенькая бумага в стиле квилинг «Цветочный город» вполне достойная тема для оригинальных подарков родителям
  • модульная мозаика техника в которой образ создается путем наклеивания мелко нарезанной бумаги одинаковых геометрических форм «Насекомые», «Времена года», «Игрушка»
  • складывание бумаги в виде «гармошки» вид ленточной аппликации «Подводный мир», «Хризантемы»
  • оригами – вид декоративно-прикладного искусства уходящий своими корнями в Древний Китай
  • торцевание — техника с использованием гофрированной бумаги, так же интересна детям «Вишенки», «Подсолнухи», «Петушок»
  • силуэтная аппликация «Моя сказка», «Животные», «Зимние мотивы» особенно нравятся детям
  • «Волшебная ниточка» техника работы с тканью
  • тестопластика доставляет детям огромное удовольствие «Бублики», «Медальоны», «Ягодное панно»
  • «Лесные истории» с использованием природного материала никогда не оставит детей равнодушными
  • «Умелый скульптор» где дети знакомятся со свойствами глины

Все это способствует развитию мелкой моторики рук, а как сказал В. А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Конечно же, если педагог сам обладает творческим потенциалом, грамотен, то он непременно заинтересует и привьет любовь к прекрасному. Душа ребенка – огонек, который нужно подпитывать, поддерживать и разжигать новыми знаниями. Чтобы они в будущем оберегали достояние своей культуры.

Выбирая формы работы, нужно достаточно четко руководствоваться и методами. Ведь метод в переводе с греческого это «путь, способ достижения к цели», а педагог как корабль, который на своем борту размещает детей доверчивых и любопытных исследователей этого прекрасного мира. Так какими методами пользуется педагог:

  • это и методы по источнику передачи информации и характеру ее передачи (наглядные, словесные и практические)
  • метод поисковых ситуаций
  • информативно-рецептивный метод (рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, рассказы воспитателя и детей)
  • репродуктивный метод направлен на многократное повторение ребенком информации или действия, например на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов на предметно-схематическую модель
  • проблемный метод, где педагог ставит перед дошкольниками проблему и показывает или мотивирует их для ее решения.
  • эвристический метод или частично-поисковый в котором педагог делит перед детьми на части проблемную задачу. На примере дидактических игр, моделирования, эвристических бесед.
  • исследовательский метод, этот метод как раз направлен на развитие творческой деятельности. Сюда мы можем отнести всевозможные творческие упражнения, экспериментирование, метод проектов. [2]

Методы обучения отличаются друг от друга и по характеру познавательной деятельности, и по особенности организации.

Какой же результат мы получим в итоге, если наша среда будет выстроена таким образом, чтобы соответствовать новым федеральным стандартам. В результате ребенок приобретает умения и навыки передавать впечатления с помощью выразительных образов. Происходит восприятие и обогащение сенсорного опыта. Мы увидим у него проявление активности восприятия прекрасного в искусстве и окружающей действительности. Он приобретет возможность использования всевозможных разнообразных технологий и средств при передачи художественных образов. Внедрение ФГОС дает нам возможность более обширно подойти к организации пространственной среды так, как четко прописывает все требования предъявляемые к работе ДОО в целом.

Список используемой литературы:

  1. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. — № 3. — 2015. — с.41-43.
  2. Гогоберидзе А.Г., Солнцевой О.В. Дошкольная педагогика с основами методик и воспитания обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения /Под ред. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
  3. Левина Л. Э., Курашинова С. Г. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 151–155. – URL: http: //e-koncept. ru/2016/56838. htm.
  4. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Родионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста – М.: Федеральный институт развития образования. 2014. — 96
  5. Федеральный Государственный Образовательный стандарт. –
< Предыдущая   Следующая >

Искусство творить: почему искусство важно для развития детей в раннем возрасте

Изучение искусства — это не только развлечение и развлечение, но и познавательная деятельность. Вот несколько советов, как вырастить начинающего художника.

Дети от природы любопытны. С того момента, как они обретают контроль над своими конечностями, они работают, чтобы выйти в мир, чтобы увидеть, как все это работает. Они исследуют, наблюдают и имитируют, пытаясь понять, как работают вещи и как контролировать себя и свое окружение.Это неограниченное исследование помогает детям формировать связи в своем мозгу, помогает им учиться, а также весело.

Искусство — это естественное занятие, поддерживающее эту свободную игру детей. Свобода манипулировать различными материалами органичным и неструктурированным способом позволяет исследовать и экспериментировать. Эти художественные начинания и самостоятельные исследования не только веселые, но и познавательные. Искусство позволяет молодежи практиковать широкий спектр навыков, полезных не только для жизни, но и для обучения.

Навыки, которые практикует молодежь при участии в художественных мероприятиях, включают:

  • Мелкая моторика . Карандаши, мелки, мел и кисти помогают детям развивать мелкую моторику. Эта разработка поможет вашему ребенку писать, застегивать пальто и выполнять другие задачи, требующие контролируемых движений.
  • Познавательное развитие . Искусство может помочь детям овладеть и практиковать такие навыки, как формирование рисунка и причинно-следственная связь (например, «Если я очень сильно нажимаю мелком, цвет становится темнее».»). Они также могут практиковать навыки критического мышления, составляя мысленный план или картину того, что они намереваются создать, и следуя своему плану.
  • Математические навыки. Дети могут учиться, создавать и понимать такие понятия, как размер, форма, сравнение, счет и пространственное мышление.
  • Знание языков. По мере того, как дети описывают и делятся своими произведениями искусства, а также своим процессом, они развивают языковые навыки. Вы можете стимулировать это развитие, активно выслушивая и задавая в ответ открытые вопросы.Это также отличная возможность выучить новые словарные слова, касающиеся их проекта (например, текстуры).

Свобода выражения не только помогает молодежи развить важные навыки, но и полезна для общего здоровья и благополучия. Если дать ребенку свободу творчества, это поможет снять стресс и проработать все, что происходит в его жизни. Поощряя художественное самовыражение, вы можете облегчить обучение.

Хотите поддержать творческий путь вашего ребенка? Вот несколько советов от Отделения Университета штата Мичиган:

Расскажите ребенку об его работе. Часто бывает трудно расшифровать детские рисунки, даже если ребенок точно знает, что это такое. Когда мы спрашиваем: «Что это?» мы говорим, что он должен выглядеть как то, что мы узнаем. Вместо этого задавайте открытые вопросы, например «Расскажите мне о своей фотографии». Вы также можете описать конкретные вещи, которые делает ваш ребенок, например: «Вы делаете короткие линии, я вижу, вы используете красный, зеленый и синий». Вы также можете описать действия вашего ребенка или материалы, которые он использует, сказав такие вещи, как: «Вы используете мягкую кисть, я заметил, что вы делаете маленькие кружочки, вы используете два карандаша одновременно!»

  • Подражайте своему ребенку .Вместо того, чтобы рисовать свою картинку, сядьте с ребенком и подражайте его действиям. Нарисуйте большие каракули, мелкие линии или потренируйтесь рисовать круги. Если ваш ребенок сосредоточен на том, что вы рисуете, или на том, насколько «хороша» ваша картинка, у него меньше шансов проявить воображение и творчество самостоятельно.
  • Возможность выбора . Подберите для своего ребенка самые разные материалы, такие как краски, цветные карандаши, мел, пластилин, маркеры, мелки, масляную пастель, ножницы и штампы. Смешайте это, добавив неожиданные материалы, такие как ватные палочки, динозавров, сухие макароны или бобы.
  • Поддержите, а не ведите. Вы когда-нибудь замечали, что занятия становятся намного менее увлекательными, когда их кто-то продиктовал? То же самое и с детьми — пусть они сами решают, какие материалы они хотят использовать и как и когда их использовать. Может быть, они захотят отделить бумагу от мелка и использовать ее вдоль бумаги вместо того, чтобы писать кончиком.
  • Держите его открытым. Вместо того, чтобы сидеть и обдумывать конкретный план или результат, позвольте вашему ребенку исследовать, экспериментировать и использовать свое воображение.Они могут устроить большой беспорядок или несколько раз передумать — все это часть творческого процесса.
  • Сосредоточьтесь на процессе, а не на продукте . Поощрение вашего ребенка к действию неструктурированного искусства помогает ему работать с внутренней мотивацией. Он учит их свободно выражать свои мысли, не беспокоясь о том, что думают другие. Если конечному продукту уделяется много внимания или мы тратим много энергии на похвалу конечного результата, ребенок с большей вероятностью будет делать что-то, чтобы получить ваше одобрение, вместо того, чтобы делать то, что он хочет.Часть сосредоточения на процессе включает в себя поощрение усилий; исследование и усилия важнее конечного продукта. Обратите внимание на их упорный труд!
  • Давай. Пока ребенок в безопасности (т. Е. Не бегает с ножницами), позвольте ему исследовать. Они могут тратить большую часть времени на то, чтобы затачивать цветные карандаши, вместо того, чтобы рисовать ими. Дети учатся, играя, исследуя, методом проб и ошибок. Когда мы даем им свободу открывать, они учатся создавать и экспериментировать новыми и новаторскими способами.

Заставьте вашего ребенка творить и учиться. Все, что вам понадобится, — это кисть и непредвзятость.

Другие статьи о развитии детей, воспитании детей и многом другом можно найти на веб-сайте MSU Extension.

Вы нашли эту статью полезной?