Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках
Автоматизация звука Ш в словах проводится после автоматизации в слогах. Для того, чтоб ребенку было интересно произносить слоги, их рекомендуется обыграть с помощью Бродилок. Бродилки можно найти в интернете, сделать своими руками, а можно скачать у нас на сайте.
При произношении звука [Ш] следите за артикуляцией (положение губ, щек, зубов).
Артикуляция звука [Ш]:
- губы округлены и выдвинуты вперёд;
- язык в форме «чашечки» поднят вверх к «бугорочкам» за верхними зубами;
- боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
- зубы сближены;
- воздух идёт тёплый (проверить рукой).
- Произносить звук [Ш] изолированно (перед зеркалом):
- Ш…Ш…Ш….
- Следим за тем, чтобы щёки при произношении звука не надувались!
Игры и упражнения на автоматизацию звука [Ш] в слогах:
1.Упражнение «Повтори слоговые цепочки». Просите ребенка произносить ША-ША-ША и при этом шагайте пальчиками по Бродилкам, выполняя задания. Когда ребенок научится говорить эти слоги, можно переходить к другим или чередовать их.
ша — шо — шу — ши; ша — шу — ши — шо
ша — шо — ша — шу; ши — ша — шу — ши
аш — ош — уш — ыш; яш — ёш — юш — иш — еш
аш — яш — уш — юш; яш — ёш — юш – уш
2. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШИ»
У- …; мы- …; гало- …; камы- …;
каранда- …; гру- …; кры- …; малы- …;
3. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ША»
Ма- …; Да- …; Алё- …; Ната- …;
Гри- …; гру-…; кры- …; ни- …; лап- …;
4. Упражнение «Доскажи слово» — скажи «ШКА»
Пу- …; мо- …; поду- …; вы- …;
лягу- …; бабу- …; деду- …; игру- …;
Полезные советы:
- В начале каждого занятия по автоматизации звука [Ш] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Ш] (см. артикуляционную гимнастику).
- Слова произносим медленно, четко выделяя звук [Ш]. Слова повторять 2-3 раза.
- Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
- При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
- Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.
Для большей эффективности звук [Ш] в словах автоматизируется последовательно: сначала проводим занятия на автоматизацию звука в начале слов, затем в середине и в конце слов.
На нашем сайте Вы можете скачать картинки форматом А4, разрезать их на карточки, желательно заламинировать для долгосрочного использования и заниматься с удовольствием.
1. Автоматизация звука [Ш] в начале слов:
Ша
Ша, шаблон, шаг, шавка, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной, шаляй-валяй, шаман, шамкать, шампиньон, шампур, шанс, шансон, шансонье, шантаж, шантрапа, шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шайтан, шакал, шаланда, шалаш, шалить, шапочник, шар, шарабан, шарада, шарах, шарашка, шарнир, шаровары, шаровой, шарф, шасть, шатание, шатен, шарж, шариат, шарик, шарить, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шашечка, шашист, шашка, шашки, шашлык, шаткий, шатёр, шах, шафран, шахматы, шахматист, шахта, шатун, шаткий, шатёр.
Шо
Шоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорный, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шовинизм, шорты.
Шу
Шум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шуры-муры, шутник, шушера, шушукать, шушукаться, шут, шутить, шутка, шуба, шубейка, шуга, шугать, шулер, шуметь, шумиха.
Ши
Шик, шило, шибать, шибкий, шиит, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шинник, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповки, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма, широкий, шитьё, шифер, шифон, шифоньер, шифр, шифровка, шиш, шишак, шишка, ширь, широта, шитый, шит.
Ше
Шевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейк, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.
2. Звук [Ш] в стечении согласных ( в начале слов):
Шпага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.
Шлях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.
Шматок, шмель, шмыгать, шмяк.
Шнур, шнуровка, шнурок, шнырять.
Шрам, шрапнель, шрифт.
Штаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.
Швабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.
Шкода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка.
3. Автоматизация звука [Ш] в середине слов:
Ша
Каша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша,задышать, зашагать, катюша, кошатник, кушать, кушак, клавиша, клуша, мамаша, мешалка, мешанина, мешать, мешаться, туша, душа, дышать, лишать, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка,
Шо
Капюшон, кошёлка, корешок, гребешок, голышом, хорошо, кукушонок, мешок, тушёвка, тушёнка, тушённый, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок,
Шу
Пишу, укушу, ушу, ношу, кошу, коршун, мишура, дышу, машу, прошу, чешуя, брошюра,
Ши
Малыши, голыши, мыши, задушить, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, погрешить,пеший, тушить, тешить, тишина, хорошист, ушиб, пришили, решили,
Ше
Мишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, душевный, крошечный, бешеный, выше, тише, кашевар, кашель, кашемир, кошелёк, колышек, клише, крушение, кишеть, тушевать, пишет, машет, пашет, пешеход, горошек.
4. Звук [Ш] в середине слов (в стечении согласных):
Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко,
маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.
5. Автоматизация звука [Ш] в конце слов:
Ваш, наш, карандаш, гуляш, ландыш, детёныш, шьешь, шумишь, шантаж, камыш, мышь, шарж, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь, малыш, ковш, душ, катыш, коклюш, ковш, марш, малыш, проигрыш, торгаш, туш, тишь, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, кричишь, молчишь.
Звук [Ш] можно закреплять , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.
Варианты игр:
1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ш] (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ш] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало шапки, не стало шубы и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3. «Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ш], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4. «Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком [Ш], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, шапка, лапа, шут, шампунь. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука [Ш]).
5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, шапка — много шапок, машина — много машин, мышь — много мышей). Не забывайте слова произносить правильно!
6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ШАПКА, к маленькому — ШАПОЧКА.
7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного. Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — шапкА, но две, три, четыре -шапкИ, пять — шапОК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов.
Автоматизация звука Ш в словах. Игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука [Ш] будут интересным занятием взрослого с малышом.
Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. Можно также распечатать, разрезать и играть с удовольствием.
Вам также будет интересно:
- Артикуляционная гимнастика
- Биоэнергопластика
- Кинезиология
- Улитки на звук Ш
- Автоматизация звука Ш в словосочетаниях
- Предложения со звуком Ш
- Стихи со звуком Ш
- Скороговорки со звуком Ш
- Раскраски на звук Ш
- Автоматизация звука Р
- Автоматизация звука Л
- Дифференциация звуков
- Автоматизация свистящих звуков
- Автоматизация звука Ж
- Развитие речи
- Обучение грамоте
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком среднего дошкольного возраста, имеющим ОНР III уровня «Домашние животные и их детеныши.
Звук [Ш]».
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком среднего дошкольного возраста, имеющим ОНР III уровня «Домашние животные и их детеныши. Звук [Ш]».
Ольховая И.Н.
учитель-логопед, ЧУОО Международная лингвистическая школа (English Nursery School), г.Москва
Тема: «Домашние животные и их детеныши. Звук [Ш]».
Цель: введение обобщающего понятия, уточнение знаний ребенка о домашних животных, о названиях детенышей; развитие умения образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; автоматизация звука [ш] в начале слова, развитие фонематического восприятия, формирование элементарных форм звукового анализа, развитие зрительного и слухового внимания и памяти.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, вата, разрезанное на части изображение улыбки, схема слова (полоска белого картона), буква «Ш» из разрезной азбуки, настенное зеркало.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
— Для того, чтобы нас не покидало хорошее настроение собери разрезанную на части, нарисованную улыбку.
II. Артикуляционная гимнастика.
— Улыбнись также. А теперь подготовим к работе язычок.
Выполнение упражнений, «инсценируя» органами речевого аппарата сюжет сказки «Теремок». Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Лопата», «Мост», «Парус», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер».
III. Повторение.
1.Уточнение правильной артикуляции звука в изолированной позиции.
— И вот однажды, в ясную погоду, когда дул теплый ветер, к животным в теремок приполз маленький добрый змееныш, чтобы подружиться с ними (педагог выставляет картинку доброго змееныша). Первым делом он поздоровался. Вспомним, как он это делает.
Ребенок длительно воспроизводит звук [ш]. По необходимости, педагог корректирует звучание.
2.Уточнение правильной артикуляции звука в слогах.
— А потом начал напевать добрые песенки.
Ребенок воспроизводит произношение звука в отработанных прямых, обратных и со стечением согласных, слогах.
IV. Основная часть.
1. Автоматизация [ш] в начале слова.
— Животные заулыбались и тут же подхватили его песенки и стали петь все вместе. Змееныш похвастался, что от мамы он узнал много новых слов и научился их шипеть. Чтобы не забыть их, он нарисовал к ним картинки и принес их с собой, показать друзьям.
По предметным картинкам ребенок повторяет за логопедом слова со звуком [ш] в начале (открытый слог): шина, шипы, шило, шапка, шайба, шампунь, шуба, шов, шалун, шахматы, шея, шепот, шоколад, шелк.
Картинки остаются лежать на столе перед ребенком.
•Игра «Во что попадешь?» (ребенок с закрытыми глазами указательным пальцем попадает в одну из разложенных на столе картинок, называет ее).
•Игра «Запомни и назови» (педагог выкладывает перед ребенком три картинки, тот смотрит и запоминает, затем логопед закрывает картинки листом бумаги, ребенок воспроизводит по памяти увиденное).
•Игра «Запомни и повтори» (педагог называет три слова, ребенок по памяти их воспроизводит).
•Игра «Доскажи словечко» (ребенок, выбирая из картинок, подходящее по смыслу слово, заканчивает им предложение логопеда).
•Игра «Чего нет?» (ребенок называет закрытую педагогом картинку: нет шапки).
— Какой звук есть во всех этих словах? Какой буквой он обозначается? Покажи ее.
2.Развитие фонематических процессов.
— Змееныш принес с собой много других картинок. Только запутался и не может выбрать те, в которых есть звук [Ш]. Поможем ему.
Педагог выкладывает перед ребенком картинки с наличием либо отсутствием в их названиях звука [ш]. Ребенок по порядку произносит названия картинок. Затем педагог их собирает в «стопочку» и просит ребенка брать из нее картинку, называть и класть под букву «ш», если в ней есть данный звук (в названиях картинок со звуком [ш] он находится в начале слова).
— А теперь с помощью схемы слова определим, где стоит [ш] в этих словах: в начале, середине или в конце (ребенок произносит слово, проводя указательным пальцем по схеме-полоске, определяет место звука в слове, ставит туда букву «ш», проверяет еще раз вместе с педагогом).
Вывод: во всех названных словах звук [ш] стоит в начале слова.
V. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
VI. Продолжение.
1.Введение в тему «Домашние животные и их детеныши».
— Помоги змеенышу отгадать загадку, которую ему загадала мама.
Отгадка: кошка. Педагог выставляет на доску картинку с кошкой.
— Кошка — это кто? Каких еще животных знаешь?
— А почему некоторых из них называют домашними?
— Назови домашних животных. По мере называния ребенком домашних животных, педагог выставляет предметные картинки с их изображением. После чего уточняет обобщающее понятия.
2. Расширение словарного запаса. Развитие умения грамотного оформления предложения в устной речи.
Игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?» (логопед располагает в своей руке картинки в виде веера, лицевой стороной к себе, ребенок выбирает любую из них, отвечая полным предложением на вопрос в названии игры).
3.Формирование умения изменять слова и образовывать грамматические формы.
•Игра «Один – много» (кошка – кошки и т.п.). Отработка словоизменения в игре с мячом (педагог бросает мяч ребенку, называя животное в единственном числе, ребенок, возвращая мяч педагогу, воспроизводит слово во множественном числе).
•Игра «Назови ласково» (большая собака, а маленькая собачка). Отработка словоизменения в игре с мячом.
•Игра «У кого кто?» (работа по предметным и сюжетным картинкам: у кошки-котенок-котята и т.п.)
VI. Итог занятия.
— Слова с каким звуком принес нам змееныш? Назови, какие запомнил.
— Перечисли всех животных, которым мы уделили сегодня достаточно много внимания. Какие они? Почему их так называют?
Желаем успехов!
Раскраска для развития речевого слуха и автоматизации звуков -Советы логопеда -Информация для родителей
19.01.2021, 81 просмотр.
Применение упражнения на развитие звукового анализа слов в автоматизации звука
На индивидуальном коррекционном занятии после того, как звук поставлен и ребенок изолированно без моей помощи произносит правильно, в середине или ближе к концу даю следующее игровое задание на развитие звукового анализа слова, фонематических представлений:
Фрагмент занятия по автоматизации звука [ш] в начале слова
— По первым звукам нужно составить слово. Разберемся с тобой по порядку. В первой картинке (шуба) самый первый звук какой мы слышим? (при этом совместно с ребенком произносим слово, обозначающее первую картинку), (Правильный ответ ребенка должен быть таким: «Звук Ш»).
— В следующей картинке (ананас) какой звук мы слышим в начале слова? (Правильный ответ ребенка должен быть таким: «Звук А»).
— В третьей картинке (попугай) какой звук мы слышим первым? (Правильный ответ ребенка должен быть таким: «Звук П»).
— В четвертой картинке (кактус) самый первый звук какой мы слышим? (Правильный ответ ребенка должен быть таким: «Звук К»).
— В последней картинке (абрикос) какой звук мы слышим в начале слова? ? (Правильный ответ ребенка должен быть таким: «Звук А»).
— Все звуки ты услышал (а) правильно. Теперь ответь на главный вопрос: по первым звукам какое слово получилось? (Правильный ответ ребенка должен быть таким: «Шапка»).
— А в слове «шапка» звук [ш] находится где: в начале, середине или в конце слова? (если возникают затруднения ребенку я предлагаю схему рыбки или паровозика с пассажирами: рыбка или паровозик поделены на три части, где голова рыбки или локомотив поезда обозначает начало слова; туловище рыбки или первый вагон обозначает середину слова: хвостик рыбки или второй вагон обозначает конец слова. Ребенок уже сам выбирает по рыбке найти звук или по паровозику).
Приготовила учитель-логопед: Королева О.А
Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.
Индивидуальное логопедическое занятие по
теме:
«Автоматизация звука Ш в слогах,
словах, предложениях.»
Стрельникова М.Н, учитель-логопед
Цель: формирование правильной речи,
автоматизация звука Ш.
Задачи:Образовательные:
·
упражнять
в правильном произношении звука Ш в слогах, словах, предложениях;
- уточнять артикуляцию и правильное
изолированное произношение звука Ш; - упражнять в определении наличия и
места звука Ш в словах; - упражнять в подборе слов-антонимов;
- закреплять знания по темам: «Зима.
Новый год. Зимние забавы детей».
Коррекционно-развивающие
- развивать устную речь, внимание,
мышление; - развивать фонематическое восприятие;
- развивать навык звуко-буквенного
анализа и синтеза; - развивать пространственную
ориентировку и внимание; - развивать просодическую сторону речи,
выработать правильное речевое дыхание; - развивать подвижность речевого
аппарата; - развивать память;
- развивать мелкую моторику пальцев
рук.
Воспитательные
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать самоконтроль над речью.
Наглядность и
оборудование: индивидуальное
зеркало, компьютерная программа «Игры для Тигры», картинки-символы для
артикуляционной гимнастики, предметные картинки, посылка от Деда Мороза
(почтовый ящик), фигурка слона, разрезная картинка «Снеговик».
Словарь:
·
Дед
мороз, снеговик;
·
Слова-антонимы
ХОД УРОКА
I.Орг. момент.
II.Сообщение
темы занятия.
1.Сегодня
мы с тобой вновь будем тренироваться произносить звук Ш.
2.Уточнение
артикуляции звука.
Но
сначала давай вспомним как мы произносим звук Ш. Где язычок? Что делают губки?
III.
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
— Для того, чтобы уметь говорить и красиво, четко,
чисто, выразительно, необходимо потренировать наш язычок и губки.
Но сначала давай вспомним какое сей час время года?
(Зима). А что дети делают зимой? Как играют на улице? (катаются на санках с
горки, лепят снежки…) Вот и мы сейчас будем кататься с горки.
Катаемся
на санках с горки.«Горка»
Замерзли
и пришли домой пить чай из чашки.«Чашечка»
Пьем
чай с вкусным вареньем. «Вкусное варенье»
Едим
блины с грибами. «Грибок»
Попили
чай и пошли кататься на лошадке. «Лошадка»
IV.Игра
«Поймай звук». Чтобы звук больше не терялся, поймай его крепко и сожми
в кулачек. Слушай внимательно. Как только услышишь звук Ш, сожми крепко руки в
кулачек или потряси погремушкой: ша фа ра ха ро шо шу шы. Какой звук ты сейчас
ловил? (Ш)
V.Мне
сегодня передали посылку и сказали открыть на занятие. Давай узнаем, что в этой
посылке и от кого она. Тут какие то задания. Давай сделаем эти задания и
узнаем, что будет дальше.
1. Предметные
картинки со словами со звуком Ш. Назови что здесь нарисовано. Повторяй за мной.
Четко произноси звук Ш.
2. Теперь
давай поиграем в игру «Что пропало?».Закрывай глазки. Какая картинка
пропала?
3. Достаем
следующее задание. Разложим картинки по домикам, определим где стоит звук Ш (в
начале слова, в середине, в конце).
Раскладываем
и проговариваем каждое слово.
4. А
это что? (Машина). Надо помочь машинке проехать по клеточкам и найти слово.
Одна клеточка вправо, какое слово? …
V.Физкультминутка
Выполнять движения пальчиками и руками в соответствии
с содержанием стихотворения.
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
(Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили,
(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались.
(Вести указательным пальцем правой руки
по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись.
(Класть ладошки на стол то одной,
то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли,
(Отряхивать ладошки. )
Съели суп и спать легли.
(Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под
щеку.)
VI.
Развитие мелкой моторики.
Давай помассируем наши пальчики.
1.Ребенок катает шарик «Су-Джок» между пальчиками
одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ш.
Ша-ша-ша
– я катаю малыша
Шо-шо-шо
– мы поем хорошо
Ши-ши-ши
– Миша с Машей малыши
2.Одеваем колечко на пальчики по очереди начиная с
мизинчика.
Это малышка-Даша, Маша, Наташа, Саша, Катюша
3. Развитие лексико-грамматических категорий.Образование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Назови ласково». Логопед катит шарик по столу
называя слово, ребенок ловит шарик и откатывает его назад, называя слово
ласково.
Кошка-кошечка, Маша-Машенька, Даша-Дашенька,
шапка-шапочка, шар-шарик
VII.
1. А здесь какие то половинки. Давай попробуем составить из них картинки. Кто
это? (Снеговик)
Я
буду говорить тебе слова, а ты скажи как будет наоборот.
Снеговик
не маленький, а… большой.
Он
не злой, а… добрый.
Ведро
у него на голове не полное, а…пустое.
Оно
не тяжелое, а…легкое.
Нос-морковка
у снеговика не короткий, а…длинный.
Глаза-уголки
у него не закрыты, а… открыты.
Встрече
с тобой он не сердится, а …радуется.
2.
А здесь нам даны интересные предложения. Сначала послушай, а затем
повтори.
Наши
малыши едят беляши.
Маша
и Паша на поле пашут.
У
машины новые шины.
Наша
Маша под душем моет шею и уши.
3.
Выбери картинки со словами в которых есть звук Ш.
4.
«Лабиринт5». Пройди по лабиринту называя картинки, четко произнося звук
Ш. Начинай от звездочки. Вместо знака «?» придумай слово со звуком Ш.
Игра
«Половинки». Я загадаю слово и назову его начало. А ты добавь недостающую часть
слова. Картинки помогут тебе справиться с заданием.
X.Осталось
узнать, кто приготовил нам все эти задания? Для этого надо отгадать загадку.
Кто
приходит в каждый дом
В
Новый год с большим мешком?
Шуба,
шапка, красный нос,
Это
Дедушка …
Он
катки для нас устроил,
Снегом
улицы занес,
Изо
льда мосты построил,
Кто
же это? …
(Дед Мороз).
XI. Итог урока.
Оказывается, Дед Мороз решил перед новым
годом проверить справишься ли ты с заданием. Но у тебя был замечательный
помощник – звук, который ты так красиво сегодня произносил.Какой это звук? (Ш)
Ша-ша-ша
– я катаю малыша
Шо-шо-шо
– мы поем хорошо
Ши-ши-ши
– Миша с Машей малыши
Наши
малыши едят беляши.
Маша
и Паша на поле пашут.
У
машины новые шины.
Наша
Маша под душем моет шею и уши.
Снеговик
не маленький, а… большой.
Он
не злой, а… добрый.
Ведро
у него на голове не полное, а…пустое.
Оно
не тяжелое, а…легкое.
Нос-морковка
у снеговика не короткий, а…длинный.
Глаза-уголки
у него не закрыты, а… открыты.
Встрече
с тобой он не сердится, а …радуется.
Кто
приходит в каждый дом
В
Новый год с большим мешком?
Шуба,
шапка, красный нос,
Это
Дедушка …
Он
катки для нас устроил,
Снегом
улицы занес,
Изо
льда мосты построил,
Кто
же это? …
Чистоговорки на автоматизацию звука Ш в начале, середине, конце слова с картинками
Чистоговорки постоянно используются в логопедической практике в качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков, то есть для развития речи. Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, с использованием мяча, массажного мячика и тд
Просмотр содержимого документа
«Чистоговорки на автоматизацию звука Ш в начале, середине, конце слова с картинками»
ЗВУК [Ш] В НАЧАЛЕ
апка-апка – теплая шапка ахматы-ахматы – играю в шахматы уба-уба – меховая шуба
лад-лал – сладкий шоколад арф-арф – вязаный шарф ышка-ышка – еловая шишка
мель-мель – мохнатый шмель танга-танга – тяжелая штанга риц-риц – медицинский шприц
ляпа-ляпа – с полями шляпа аф-аф – платяной шкаф вея-вея – шьет швея ны-ны – новые штаны
ЗВУК [Ш] В СЕРЕДИНЕ
гушка-гушка – зеленая лягушка шок-шок – сшили мешок ишка-ишка – плюшевый мишка
руша-руша – сладкая груша рушки-рушки – детские игрушки машка-машка – душистая ромашка
душка – душка – мягкая подушка решка-решка – для супа поварешка кушка-кушка- ракушка
ашка-ашка – красивая чашка ошка-ошка – шаловливая кошка шитель-шитель — огнетушитель
башка-башка – шелковая рубашка рыша-рыша – новая крыша ешалка-ешалка – для одежды вешалка
шина-шина – шикарная машина шок-шок – цветочный горшок шин-шин – синий кувшин
шютист-шютист – летит парашютист лек-лек – кожаный кошелек ошадь-ошадь – скачет лошадь
нишка-нишка – шелестит книшка ишня-ишня – спелая вишня ишка-ишка – шагает мишка
ЗВУК [Ш] В КОНЦЕ
ышка-ышка – шуршит мышка андыш-андыш – душистый ландыш даш-даш – карандаш
лыш-лыш – непослушный малыш еж-еж – колючий еж
Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
КОНСПЕКТ.
«Миша и школа»
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Миша и школа» (для детей старшей группы) Кипа Марины Алексеевны воспитателя участника II (городского) этапа Всероссийского профессионального
Подробнее
«День рожденье Маши».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Конспект непосредственной — образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы
Подробнее
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка детский сад «Сказка» г. Белоярский» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Подробнее
Тема: «Играем со звуками и слогами»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ДЕТСКИЙ САД 43» Сценарий образовательной ситуации в области «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного
Подробнее
Дымаренок Елена Дмитриевна,
Дымаренок Елена Дмитриевна, учитель-дефектолог, КОУ «Адаптивная школа-интернат 7», г. Омск, Россия УРОК РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ В 1 КЛАССЕ В РАМКАХ
Подробнее
Пояснительная записка.
Пояснительная записка. Рабочая тетрадь предназначена учителям-логопедам и родителям для занятий с детьми 5-7 лет. Задания направлены на развитие у дошкольников фонематического восприятия, дифференциацию
Подробнее
«НАШ РОТИК. КАК ЗА НИМ УХАЖИВАТЬ»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10» города Аши Челябинской области НОД для детей старшей группы «Солнышко» (в рамках проекта) «НАШ РОТИК.
Подробнее
Речевое развитие детей 6 7 лет
Речевое развитие детей 6 7 лет Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим направлениям: 1. Воспитание звуковой культуры речи; 2. Обогащение активного и пассивного словаря; 3. Формирование
Подробнее
«Утенок, который не умел играть в футбол»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 84 Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием мяча «Утенок, который не умел играть в футбол» Автор-составитель: Захарова
Подробнее
Тема: «Путешествие на остров сокровищ»
муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Детский сад «Солнышко» деревня Середняя» Методическая разработка (НООД) по подготовке
Подробнее
г. о. Тольятти 2015 год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 199 «Муравьишка» городского округа Тольятти План конспект образовательной деятельности на тему: «Овощи и фрукты» воспитателя Ивановой
Подробнее
Конспект НОД в средней группе
Конспект НОД в средней группе Тема: «Фрукты» Цели: -Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, пользе для здоровья человека. -Упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен
Подробнее
Сценка «Репка на новый лад»
Ведущий: Сказка это лучшее, Ты, главное, поверь, Что к золотому ключику, Всегда найдется дверь. Сценка «Репка на новый лад» Посидите тихо, детки, Да послушайте про репку Сказка может и мала Да про важные
Подробнее
Тема НОД «Поиграем с Лунтиком»
Тема НОД «Поиграем с Лунтиком» Задачи Автоматизации звука «Л» Индивидуальная работа Коррекционные: — закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в слогах, словах и предложениях; — развитие фонематического
Подробнее
Колобок спешит на помощь
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Мурманска Логопедическое индивидуальное занятие Колобок спешит на помощь (автоматизация звука Л) Составила:
Подробнее
автоматизировать звук [ш] в начале, середине, конце слова
Коровина Маргарита Сергеевна,
учитель-логопед второй квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Детский сад № 23 «Василек»
Автоматизация звука [ш] в двухсложных словах в начале, середине, конце слова
Конспект индивидуального логопедического занятия
Цель занятия: автоматизировать звук [ш] в начале, середине, конце слова.
Задачи занятия:
Образовательные:
-
развивать умение находить слова с заданным звуком в начале, середине, конце слова; -
закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме: «Игрушки». -
обогащение словарного запаса ребенка по теме: «Игрушки».
Коррекционные:
-
развивать зрительное восприятие; -
развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику; -
развивать фонематический слух и восприятие; -
развивать мелкую моторику рук; -
формировать умения вырабатывать правильную воздушную струю.
Воспитательные:
-
воспитывать желание говорить правильно и красиво; -
побуждать интерес к логопедическим занятиям; -
воспитывать активность на занятии.
Оборудование: вата, зеркало, предметные картинки с изображением игрушек, разрезная картинка с изображение медвежонка, большой конверт с вложенной в него картой «Путешествие медвежонка Тоши», мягкая игрушка медвежонка, мячики «су-джок».
Ход занятия:
Организационный момент:
— Здравствуй Ксюша сегодня, я приглашаю тебя в путешествие, но путешествовать ты будишь не одна, а вместе с медвежонком Тошей. Посмотри Тоша приготовил для тебя конверт, какого он цвета? (желтого). Правильно конверт желтого цвета. Давай откроем его и посмотрим, что же Тоша прислал нам в конверте. Что это? (Карта) Правильно это волшебная карта, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Посмотри, здесь на карте все нарисовано. Что ты видишь в самом начале?
— Домик
Основная часть:
Артикуляционная гимнастика:
— Правильно в этом домике за высоким забором живет медвежонок Тоша. Медвежонок Тоша проснулся, открыл дверку домика (упражнение «Лягушка», «Окошечко») и вышел на крылечко (упражнение «Лопатка»). А на улице дул холодный ветер, замерз медвежонок и зашел домой пить чай из чашечки с блинами (упражнение «Месим тесто», «Блинчик», «Чашечка»). Выпил одну чашечку чая (упражнение «Чашечка»), другую, третью. Согрелся медвежонок и пошел гулять.
Дыхательные упражнения:
— Вышел медвежонок Тоша из домика идет по дорожке видит на пеньке сидит клоун и выполняет интересные фокусы. Захотелось и медвежонку попробовать. Попросил он клоуна показать, как нужно выполнять фокусы, стали они показывать фокусы вместе (упражнение «Фокус»).
Автоматизация звука [ш]:
— Пошел медвежонок дальше видит по дорожке из сухих листьев мышка бежит и шуршит. Давай с медвежонком пойдем за ней и пошуршим, как листочки: ш-ш-ш-ш-ш-ш.
-Молодец. А сейчас я буду начинать слова, а вы с медвежонком шуршите погромче, чтобы его закончить:
мы…. ду…. камы……. малы… .каранда….
( Показываю и называю листочки с нарисованными на них картинками, а ребенок договаривает последний звук).
Физкультминутка:
— Но внезапно поднялся сильный ветер, закачал деревья и они зашуршали:
ш-ш-ш. Давай покачаемся и пошумим как деревья в лесу (имитация движений).
-Молодец, а сейчас мы сядем на стульчик и посмотрим, куда приведет нас волшебная карта.
Пальчиковая гимнастика:
-Смотри это же волшебные мячики (даю ребенку два мячика «су-джок»). Они умеют разговаривать. Послушай как (выполняю показ, а затем совместно с ребенком выполняю упражнение. Проговариваем слоги: ша-ша-ша;шо-шо-шо,шу-шу-шу, аш-аш-аш;ош-ош-ош;уш-уш-уш одновременно сжимая мячики двумя руками).
-Молодец медвежонку Тоше понравилась наша игра.
-Что подсказывает карта? Впереди река, чтобы перейти на другой берег нам необходимо построить мост. Строить его мы будем из картинок. С начала выложи картинки где звук [ш] в начале слова, затем звук [ш] в середине слова, а закончим строительство моста картинками, где звук [ш] в конце слова.
— Молодец, медвежонок Тошка привел нас в магазин игрушек. Назови какие игрушки есть в магазине (мяч, кукла, заяц, дом, машина, пирамида, паровоз, пароход, матрешка) А теперь эти же игрушки назови ласково (мячик, куколка, зайчик, домик, машинка, пирамидка, матрешечка,
пароходик,паровозик).
-Молодец. Медвежонку Тоше очень понравилось с тобой путешествовать. Он хотел бы подарить тебе картинку, но вот беда картинка рассыпалась. Давай вместе с медвежонком соберем картинку и узнаем, кто на ней изображен (ребенок самостоятельно собирает картинку).
-Ксюша кто это?
-Тоша
-Правильно, Тоша подарил на память свои портрет, чтоб мы помнили об этом путешествии.
Заключительная часть:
— Ксюша скажи, какой звук мы сегодня произносили?
— Что тебе больше понравилось?
— Путешествовать вместе с медвежонком, собирать картинку.
-Молодец, ты очень хорошо занималась, наше занятие окончено.
-До свидания.
Список литературы
-
Борисова, Е.П. Лексический материал для закрепления правильного произношения звуков [Текст] / Е.П.Борисова //Логопед. – 2008. — №1.-С. 51-53. -
Егорова, Е.А. Упражнения и игры для развития движения пальцев рук [Текст] / Е.А. Егорова //Логопедия. – 2005. — №6. – С. 58-60. -
Краузе, Е.Н. Логопедия [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Е.Н. Краузе. – Спб : Корона, 2006. – 208 с. -
Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5лет с общим недоразвитие речи [Текст] : пособие для родителей и педагогов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 72 с.
Примеры диграфов
Каждый раз, когда вы берете трубку, чтобы позвонить другу, вы попадаете в мир диграфов. Орграф — это комбинация двух букв, издающих один звук, например, «ph» в «phone». Фактически слово «орграф» содержит орграф. (Вы можете это заметить?) Диграфы могут включать сочетание согласных или гласных. Давайте рассмотрим несколько примеров орграфов, начиная с согласных.
Примеры согласных диграфов
Диграфы могут издавать начальные звуки и располагаться в начале, середине или конце слова.Ниже мы перечислим каждый звук, включая его использование в качестве начального орграфа и конечного орграфа.
Digraph | Начальный или конечный звук | Примеры |
«ch-» | Начальный | детский стул |
«-ч» | Финал | обед, щепотка, богатый |
«-к» | Финал | удача, больной, так |
«кн-» | Начальная | рыцарь, нож, узел |
«ph-» | Начальная | телефон, звуковая, фраза |
«ш-» | Начальный | форма, корабль, башмак |
«-ш» 9 0016 | Final | кисть, блюдо, вспышка |
«-ss» | Final | блаженство, шахматы, беспорядок |
«th-» | Начальная | Think, three, thumb |
«-го» | Final | ванна, земля, с |
«wh-» | Initial | кит, что, почему |
«wr-» | Начальное | крушение, запястье, письмо |
Следует отметить два типа диграфы.Самый распространенный тип — гетерогенный орграф. То есть он состоит из двух разных букв, например «ск» или «ш». У нас также есть однородные диграфы, состоящие из двух одинаковых букв, например «сс».
Примеры орграфов гласных
Орграфы гласных обычно помещаются в середину слов. Конечно, это не всегда так, поскольку мы рассмотрим пару орграфов «ea», которые могут стоять в начале таких слов, как «each», и в конце таких слов, как «plea». Но, поскольку они преимущественно не касаются начальных и конечных звуков, мы перечислим диграфы гласных, а затем рассмотрим несколько примеров.
Digraph | Примеры |
«ai» | усиление, увечье, пятно |
«ay» | |
«ea» | пляж, читать, говорить |
«ee» | футов, посмотреть, лист |
«ie» | бриф, начальник, вор |
«ie» | плакал, пирог, привязан |
«oa» | лодка, коза, дорога |
«oe « | алоэ, палец, горе |
» oe « | каноэ, подкова, снегоступы |
» oo « | |
«оо» | зоопарк, стрела, полдень |
«уэ» | спорить, синяя, спасательная |
» ui « | круиз, фрукты, рекрут |
Посмотреть и скачать PDF
Digraphs vs.Дифтонги
Диграфы часто попадают в категорию дифтонгов. Но не поддавайтесь на эту распространенную ошибку! Орграфы, также известные как биграммы, состоят из пары двух букв. Дифтонги — это звуки.
На самом деле, по-гречески «граф» означает «письменный». Также по-гречески «phthong» означает «звук». А вот дифтонги — это интересно. Они имеют дело только со звуками, которые издают гласные. Между тем диграфы имеют дело как с гласными, так и с согласными.
Диграфы против смесей
Все это может заставить вас задуматься и о смешениях согласных.Вот еще одно интересное отличие. Диграфы — это буквы, которые соединяются в один звук. Смеси также содержат пары букв, но можно услышать каждый отдельный звук.
На самом деле слово «смесь» содержит смесь. Обратите внимание на буквы «B» и «L.» Они образуют интересный звук, но каждая буква отчетливо выражена. Другой пример — буквы «S» и «N» в словах «снег». Между тем, «S» и «H» в «show» — это орграф.
‘Короткие слова I’ Страница слов, которые начинаются со звука краткого i — в формате словаря изображений. | Слова, начинающиеся с буквы I (краткое i) Крошечная печатная книжка о простых словах, начинающихся с буквы I (краткая i) — для начинающих читателей и писателей. В книге 2 страницы для печати и 8 страниц, которые ученик может вырезать, раскрасить и написать.Вот слова: иглу, игуана, дюйм, чертенок, чернила, насекомое и «Что еще начинается с i? | Слова, рифмующиеся с Ig Крошечная печатная книжка о простых словах, рифмующихся с «ig», — для первых читателей и писателей. В книге 2 страницы для печати и 8 страниц, которые ученики могут вырезать, раскрасить и написать. Это слова: большой, копать, инжир, свинья, ветка, парик и «Можете ли вы придумать другое слово, которое рифмуется? с иг? » | Короткое колесо I Word Сделайте круг из слов, содержащих короткий звук «i», используя эту двухстраничную распечатку; он состоит из базовой страницы и вращающегося колеса.Когда вы вращаете колесо, появляются слова, содержащие короткий звук «i», в том числе свинья, корабль, губы, ухмылка, сидеть, молоко, король, котенок, кольцо, подмигивание, подарок и булавка. Затем ученик записывает слова. |
Сопоставление коротких слов I Сопоставление 10 слов с кратким звуком I. Слова: кольцо, корабль, котенок, король, молоко, подарок, булавка, губы, сидеть, свинья. Или перейдите к ответам. | Обведите слова с коротким звуком «я» Обведите 10 слов с коротким звуком «я».Слова: свинья, булавка, кольцо, рыба, король, подбородок, губы, сидеть, ящерица / игуана, рукавица. Или перейдите к ответам. | Краткий рабочий лист I Phonics: множественный выбор Каждое изображение имеет три слова, описывающих его. Выберите слово с коротким звуком «i». Короткий звук «я» (звук «а») — это гласный звук в нем, цыпленок, таблетка и фильм. Или перейдите к ответам. | Напишите восемь слов с коротким звуком I Найдите и напишите слова с коротким звуком I.Примеры ответов: его, оторвать, чернила, подогнать, исправить, поцелуй, счет, вращение |
Обведите правильное написание коротких I слов Обведите правильное написание слов с коротким звуком i, а затем раскрасьте изображение слова. Слова: губа, корабль, подарок, котенок, молоко, король, кольцо, свинья, рукавица, сидеть. | Краткие вопросы правописания I Используйте список орфографических слов коротких I, чтобы ответить на простые вопросы.Слова: большой, кроватка, рыба, фикс, ухмылка, спрятался, холм, король, крышка, молоко, шесть, крылья. Или перейдите к ответам. | Пропущенные буквы в словах с коротким звуком I Найдите недостающие буквы в коротких словах i, а затем раскрасьте изображение слова. Слова: свинья, булавка, кольцо, молоко, король, губы, корабль, котенок, сидеть, подарок. | Расшифровка слов с коротким I звуком Расшифруйте короткие I-слова, а затем раскрасьте изображение слов. Слова: корабль, свинья, булавка, кольцо, подмигивание, молоко, король, рукавица, котенок, ухмылка. |
Обведите слова буквы V. Звук может быть в начале, середине или конце.
Вставьте большой эскиз, заголовок и полное описание в свой блог или другой веб-сайт.
Ширина: 350 пикселей Высота: варьируется
Скопируйте и вставьте текст ниже: