Классификация детей с зпр: Классификация ЗПР (по Лебединской К.С.) -Методическое пространство -Начальная школа -Методические рекомендации -Меню
By: Date: 29.09.2018 Categories: Разное

Содержание

Классификация ЗПР (по Лебединской К.С.) -Методическое пространство -Начальная школа -Методические рекомендации -Меню

Классификация ЗПР (по Лебединской К.С.)

Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия (доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем). Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т.д. У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время. Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы. Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.

ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия – безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, ослабленной личности, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

29.05.2017, 17721 просмотр.

ВИДЫ ЗПР | УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ЛОГОПЕД МАСТЕР

ЗПР конституционального происхождения. При этом виде задержки психического развития эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.

ЗПР соматогенного происхождения. Причинами данного типа задержки психического развития являются различные хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.

ЗПР психогенного характера. Центральным ядром данной формы задержки психического развития является семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы). Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативних функций, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.

ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т.п. Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

дети с задержкой психического развития (ЗПР)


Под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедление темпа реализации закодированных в генотипе возможностей. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. У рассматриваемой категории детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Они не являются умственно отсталыми. Современная Международная классификация болезней и травм детей и подростков 10 пересмотра объединяет этих детей в группу «Дети с общими расстройствами психологического развития» (F83). Это понятие обычно используется для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей старше 12 лет это состояние обозначается термином «легкие когнитивные расстройства».


Особенности развития детей с ЗПР


У большинства детей с ЗПР наблюдается:


—       незрелость сложных форм поведения,


—       недостатки мотивации и целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, сниженной работоспособности, энцефалопатических расстройств.


В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других – произвольность в организации и регуляции деятельности, в-третьих – мотивационный компонент деятельности. У детей с ЗПР часто наблюдаются инфантильные черты личности и социального поведения. У таких детей своевременно не формируется специализированное участие различных структур мозга в реализации процессов восприятия, памяти, речи, мышления. Неблагоприятные условия жизни и воспитания детей с недостаточностью центральной нервной системы приводят к еще большему отставанию в развитии. Особое негативное влияние на развитие ребенка может оказывать ранняя социальная депривация. Многообразие проявлений ЗПР обусловлено тем, что локализация, глубина, степень повреждений и незрелости структур мозга могут быть различными. Развитие ребенка с ЗПР проходит на фоне сочетания дефицитарных функций и/или функционально незрелых с сохранными.


Традиционные классификации детей с ЗПР


Особенностью рассматриваемого нарушения развития является неравномерность (мозаичность) нарушений центральной нервной системы. Это приводит к парциальной недостаточности различных психических функций, а вторичные наслоения, чаще всего связанные с социальной ситуацией развития, еще более усиливают внутригрупповые различия. В соответствии с общепринятой классификацией Клары Самойловны Лебединской традиционно различают четыре основных варианта ЗПР.


1.     Задержка психического развития конституционального происхождения (по-другому – гармонический психический и психофизический инфантилизм). В данном варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоционально-личностной незрелости. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Снижена мотивация в интеллектуальной деятельности, отмечается недостаточность произвольной регуляции поведения и деятельности.


2.     Задержка психического развития соматогенного генеза у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической астении. Наиболее выраженным симптомом является повышенная утомляемость и истощаемость, низкая работоспособность.


3.     Задержка психического развития психогенного генеза. Вследствие раннего органического поражения ЦНС, особенно при длительном воздействии психотравмирующих факторов, могут возникнуть стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка. Это приводит к невротическим и неврозоподобным нарушениям, и даже к патологическому развитию личности. На первый план выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции. Дети не способны к длительным интеллектуальным усилиям, страдает поведенческая сфера.


4.     Задержка церебрально-органического генеза. Этот вариант ЗПР, характеризующийся первичным нарушением познавательной деятельности, является наиболее тяжелой и стойкой формой, при которой сочетаются черты незрелости и различные по степени тяжести повреждения ряда психических функций. Эта категория детей в первую очередь требует квалифицированного комплексного подхода при реализации воспитания, образования, коррекции. Этот вариант ЗПР характеризуется замедленным темпом формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах, незрелостью мыслительных процессов, недостаточностью целенаправленности интеллектуальной деятельности, ее быстрой истощаемостью, ограниченностью представлений об окружающем мире, чрезвычайно низкими уровнями общей осведомленности, социальной и коммуникативной компетентности, преобладанием игровых интересов в сочетании с низким уровнем развития игровой деятельности.


Ирина Ивановна Мамайчук выделяет четыре основные группы детей с ЗПР:


1. Дети с относительной сформированностью психических процессов, но сниженной познавательной активностью.


2. Дети с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности.


3. Дети с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с достаточной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебральноорганического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса).


4. Дети, для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабо выраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебрально-органического генеза, обнаруживающие первичную дефицитность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и пр., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования, регуляции и контроля. Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно, слабо развита произвольная регуляция деятельности. Качественное своеобразие характерно для эмоционально-волевой сферы и поведения.


Таким образом, ЗПР – это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты эмоционально-волевой, социально-личностной, познавательной, коммуникативно-речевой, моторной сфер. Все перечисленные особенности обусловливают низкий уровень овладения детьми с ЗПР коммуникативной, предметной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой, а в дальнейшем – учебной деятельностью.

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка


Расшифровка категорий ОВЗ в образовании


Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.


При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.


Расшифровка категорий ОВЗ в медицине


Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.


МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.


Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.


«Международная классификация функционирования, ограниченной жизнедеятельности и здоровья детей и подростков»


ОВЗ по ФГОС


Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.


  • глухие, 4 варианта АООП НОО


  • слабослышащие, 3 варианта


  • слепые, 4 варианта


  • слабовидящие, 3 варианта


  • с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта


  • с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта


  • с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта


  • с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта


  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)


ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)


Если с ребенком трудно


Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Купить


I категория. Неслышащие, глухие дети без речи


Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.


В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.


Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.


II категория. Слабослышащие дети


Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.


Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.


Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.


В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.


III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)


Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.


Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.


Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.


Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.


Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.


V категория. Тяжелая речевая патология


Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.


Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.


Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.


Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.


Что ещё почитать?


VI категория. Нарушение опорно-двигательного аппарата


Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.


Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия.


Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью.Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.


VII категория. Дети с ЗПР


Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ)


Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.


Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.


При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.


VIII категория. Отклонение интеллектуального развития.


Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.


Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.


Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, российские инклюзивные школы, ППМС, коррекционные школы создают своим «особым» ученикам все условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации»

#ADVERTISING_INSERT#

Интернет-семинары КРИПКиПРО (2019-2020 уч. год)

  • Participants

  • Competencies

  • Grades

  • 22 апреля 2020 г.

  • Классификация зпр к.С.Лебединской.

        С
    учетом этиологии различают 4 основных
    варианта задержки психического развития:

    1.  конституционального
      происхождения;

    2. соматогенного
      происхождения;

    3. психогенного
      происхождения;

    4. церебрально
      – органического генеза.

      К
    задержке психического
    развития конституционального
    происхождения
     относят
    психический и психофизический инфантилизм.
    Детям свойственен инфантильный тип
    телосложения, детская мимика и моторика,
    а также инфантильность психики.
    Эмоционально – волевая сфера этих детей
    как бы находится на уровне детей младшего
    возраста, а в поведении преобладают
    эмоциональные реакции, игровые интересы.
    Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны.
    В игре они проявляют выдумку и
    сообразительность, однако очень быстро
    устают от учебной деятельности.

       ЗПР
    самотогенного
     происхождения
    связана с длительными хроническими
    заболеваниями. Она характеризуется
    физической и психической астенией. У
    детей отмечается большая  физическая
    и психическая истощаемость. У них
    формируются такие черты характера, как
    робость, боязливость, неуверенность в
    себе.

       При
    ЗПР психогенного происхождения
    основными этиологическими  факторами
    являются неблагоприятные условия
    воспитания. В случае раннего длительного
    воздействия психотравмирующего фактора
    у детей возникают стойкие отклонения
    нервно – психической  сферы,
    что обусловливает патологическое
    развитие личности. При этом варианте
    ЗПР преимущественно страдает эмоционально
    – волевая сфера. Так при педагогической
    запущенности, безнадзорности у ребенка
    формируется психическая неустойчивость,
    импульсивность, отсутствие чувства
    долга и ответственности. При гиперопеке
    появляются эгоцентрические установки,
    эмоциональная холодность, неспособность
    к волевому усилию, к труду. При авторитарном,
    императивном воспитании, в психотравмирующих,
    жестоких для ребенка условиях наблюдается
    невротическое развитие личности,
    формируется робость, боязливость,
    отсутствие инициативы, самостоятельности.

       
    Наиболее
    сложной и специфической формой является
    ЗПР церебрально
    – органического генеза

    (минимальная мозговая дисфункция).

        Этиология
    этой формы ЗПР связана с органическим
    поражением ЦНС на ранних этапах
    онтогенеза. Конкретными причинами
    являются: патология беременности и
    родов, интоксикация, инфекции, травмы
    ЦНС в первые годы жизни ребенка. В отличие
    от олигофрении, ЗПР обусловлена более
    поздним повреждением мозга, когда уже
    начинает осуществляться дифференциация
    многих мозговых систем.

       При
    этой форме ЗПР, наряду с признаками
    замедления темпа развития, имеются и
    симтомы повреждения ЦНС (гидроцефалии,
    нарушений черепно – мозговой иннервации,
    выраженной вегето – сосудистой дистонии).

       При
    ЗПР церебрально – органического генеза
    имеется незрелость как эмоционально –
    волевой сферы, так и познавательной
    деятельности. В зависимости от того,
    что преобладает в клинической картине:
    эмоциональная незрелость или нарушение
    познавательной деятельности, — ЗПР
    подразделяют на две группы: первая
    группа – с преобладанием органического
    инфантилизма; вторая – с преобладанием
    нарушений познавательной деятельности.

       Органический
    инфантилизм проявляется, прежде всего,
    в эмоционально – волевой незрелости,
    в примитивности эмоций, внушаемости,
    слабости воображения, преобладании
    игровых интересов над учебными. У одних
    детей преобладает импульсивность,
    психомоторная расторможенность,
    неспособность к волевым усилиям. У
    других детей выявляется робость,
    боязливость, склонность к страхам,
    пассивность, заторможенность.

    Нарушения
    познавательной деятельности у детей с
    минимальной мозговой дисфункцией носят
    мозаичный характер. Парциальное нарушение
    корковых функций вызывает вторичное
    недоразвитие наиболее сложных, поздно
    формирующихся функциональных систем.
    Таким образом, нарушение психичесого  развития
    характеризуется направлением «снизу
    вверх».

        Недостаточный
    уровень развития навыков, знаний и
    умений педагогически запущенного
    ребенка обусловлен не органическим
    повреждением ЦНС, не парциальным
    нарушением высших корковых функций, а
    условиями социальной депривации.      

    Познавательные
    процессы:

    — Методика
    «Определение времени года по картинкам
    »

    — Методика «Различение
    правой, левой стороны»

    — Методика «Исключение
    неподходящей картинки» (два варианта)

    — Методика «Выбор
    картинок»

    — Методика »
    Установление закономерностей»

    — Методика »
    Загадки»

    Исследование
    личности:

    — Методика Рене
    Жиля

    — Методика «Дом
    — Дерево — Человек»

    — Методика «Какой
    Я?»

    — Проективная
    методика «Кактус»

    — Тест “Рисунок
    человека”

    Методика «Определение времени года
    по картинкам «

    (предлагается с 5 лет)

    (Задание может быть включено в беседу
    и заменить вопросы, направленные на
    выявление запаса сведений о природных
    явлениях, растительном мире и т.п.)

    Оборудование

    Четыре картинки с изображением времен
    года ( см. Приложение 1).

    12 картинок с изображением различных
    предметов, относящихся к определенному
    времени года (по 3 на каждое время года)
    (Приложение 2).

    Цели исследования

    Выявление полноты и точности представлений
    детей о вре­менах года. Запас сведений
    об окружающем мире. Способность на
    основе анализа ситуации установить
    причинно-следственные зависимости.
    Речевое развитие.

    Процедура проведения

    Перед ребенком поочередно выкладывают
    четыре картинки большого размера с
    изображением разных времен года,
    сопровождая каждую вопросом: «Когда
    это бывает? Когда бывает снег?» и т.п.
    После рассматривания этих картинок
    ребенку дают 12 кар­тинок меньшего
    размера и просят разложить их на
    соответствующие большие картинки.
    Инструкция: «Посмотри, к какому времени
    года подходит каждая картинка, и положи
    ее туда».

    Анализ результатов

    Дети с нормальным умственным развитием
    с удовольствием рассматривают каждую
    картинку. В зависимости от уровня
    речевого развития одни дети называют
    отдельными словами увиденное на картинке,
    другие строят фразы. К 6 годам они должны
    самостоятельно составить рассказ по
    картинке. Определение времени года по
    признакам (опавшие листья, снег и т.п.)
    не вызывает трудности. Соотнесение
    предметов с временами года им посильно,
    но некоторые дети нуждаются в уточняющих
    вопросах.

    Дети умственно отсталые, как правило,
    называ­ют на картинках то, что попадает
    в поле их зрения, не обобщая увиденное
    самостоятельно. При наводящих вопросах
    и выраженных признаках они узнают
    времена года. Ответы — в виде отдельных
    слов, что связано с бедностью словаря
    и трудностями построения фразы. Задание
    на раскладывание картинок в соот­ветствии
    с временем года не понимают (они просто
    кладут ма­ленькие картинки на большие
    без учета признаков). При обучении
    деятельность улучшается, но бедность
    представлений об окружающем мире часто
    приводит к ошибочным результатам.

    Дети с задержкой психического развития
    понимают смысл задания. Время года на
    картинках определяют, но при раскладывании
    картинок необходимо постоянное уточнение,
    так как у многих детей запас сведений
    об окружающем недостаточен. Возникают
    трудности и в самостоятельном описании
    картинки.

    При анализе результатов можно использовать
    следующую оценку результатов:

    Источник: Немов Р. С. «Психология в
    3-х томах». — Том 3, стр. 124

    Оценка результатов

    10 баллов — за отведённое время (2 мин.)
    ребёнок правильно назвал и связал все
    картинки с временами года, указав на
    каждой основной не менее 2-х признаков,
    свидетельствующих о том, что на картинке
    изображено именно данное время года
    (всего не менее 8 признаков на 4 картинках)

    8-9 баллов — ребёнок правильно назвал и
    связал с нужными временами года все
    картинки, указав при этом 5-7 признаков,
    подтверждающих его мнение, на всех
    картинках вместе взятых.

    6-7 баллов — ребёнок правильно определил
    на всех картинках времена года, но указал
    только 3-4 признака, подтверждающих его
    мнение.

    4 — 5 баллов — ребёнок правильно определил
    время года только на 1-2 картинках из 4-х
    и указал 1-2 признака в подтверждение
    своего мнения.

    0 — 3 балла — ребёнок не смог правильно
    определить ни одного времени года и не
    назвал точно ни одного признака (разное
    количество баллов от 0 до 3 ставится в
    зависимости от того, пытался или не
    пытался ребёнок это сделать).

    Выводы об уровне развития

    10 баллов — очень высокий

    8 — 9 баллов — высокий

    6 — 7 баллов — средний

    4 — 5 баллов — низкий

    0 — 3 балла — очень низкий

    Приложение 1

    Приложение 2

    Методика «Различение правой, левой
    стороны»

    (предлагается
    с 6 лет).

    Оборудование
    Рисунок
    с изображением трех детей в разной
    позиции (вид сзади и вид спереди) (см.
    ПРИЛОЖЕНИЕ). В верхней части рисунка у
    одной девочки в правой руке цветок, у
    мальчика в правой руке флажок, у девочки
    в левой руке пирамида. В нижней части
    рисунка у тех же детей предметы в другой
    руке: у девочки цветок а лоиой руке, у
    мальчика флажок в левой, у девочки
    пирамида в пропой руке.

    Цели
    исследования

    Выявление
    ориентировки в схеме тела. Умение
    определять правую и левую сторону на
    себе, у собеседники, на картинке.
    Обучаемость.

    Процедура
    проведения

    Перед
    тем как показать ребенку рисунок, его
    просят поднять левую, правую руку,
    показать правую, левую ногу. Затем,
    поставив ребенка напротив себя,
    спрашивают: «Где у меня правая рука?»
    Если ребенок показывает неверно,
    объясняют, поеле чего опять спрашивают:
    «Где у меня левая рука?» и т.д. Эта
    часть задания носит игровой характер.
    После указанных упражнений перед
    ребенком кладут рисунок. Сначала работа
    идет с изображением в верхней части
    рисунка, так как ребенку в  этой части
    рисунка легче  определить стороны,
    а затем в нижней части, но в этом случае
    необходима перешифровка.

    Инструкция: «Посмотри:
    нарисованы дети, а в руках у них разные
    предметы. В какой руке девочка держит
    цветок?»

    «В
    какой руке у мальчика флажок?» и т.д.
    По ходу выполнения задания оказывается
    помощь.

    Анализ
    результатов

    Дети
    с нормальным умственным развитием проявляют
    явную заинтересованность игровым
    характером задания. К 6 годам дети
    различают правую, левую стороны в схеме
    своего тела. Однако перешифровка
    (перенос) на собеседника и особенно на
    изображение на картинке у большинства
    детей оказываются несформированными,
    а потому вызывают трудности. Тем не
    менее в процессе упражнений дети 6 лет
    и старше начинают осуществлять этот
    перенос.

    Дети
    умственно отсталые в 6 лет не различают
    правую, левую стороны в схеме своего
    тела. Даже при специальном обучении они
    путают правую и левую руки. Сделать
    перенос на собеседника не могут. Задание
    на рисунке не выполняют, не понимают
    способа переноса. Обучение неэффективно.

    Дети
    с задержкой психического развития проявляют
    интерес к заданию. У них также наблюдаются
    трудности в определении правой, левой
    стороны. По количеству ошибочных действий
    они ближе к умственно отсталым детям.
    Но дети с задержкой психического развития
    лучше используют по­мощь. Более
    адекватной является их реакция на свои
    ошибки. Они пытаются понять способ
    переноса при определении левой или
    правой стороны. Выше результаты обучения.

    Приложение

    Методика
    «Исключение неподходящей картинки»

    ВАРИАНТ
    1.

    Источник: Забрамная
    С. Д. «От диагностики к развитию».-
    /Материалы для психолого-педагогического
    изучения детей в дошкольных учреждениях
    М.:Новая школа,1998 г.-144с

    Цели
    исследования

    Исследуется
    аналитико-синтетическая деятельность
    в зрительно воспринимаемых объектах
    (первый и второй варианты) и на основе
    мысленного представления (третий
    вариант). Умение делать обобщения.
    Логическая обоснованность и
    целенаправленность. Четкость представлений.
    Использование помощи.

    Оборудование
    Три
    рисунка разной сложности.
    На
    рисунке(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)три квадрата, в
    каждом по четыре фигуры, одна из которых
    не подходит по одному признаку (величина,
    цвет, форма). Предлагается детям с 5
    лет.
    На
    рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в
    каждом по четыре предмета: три одной
    родовой группы, а четвертый — другой
    родовой группы. Предлагается детям с 6
    лет.
    На
    рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в
    каждом по четыре слова-понятия, одно из
    которых не подходит. Предлагается детям
    с 7 лет.

    Процедура
    проведения

    Поочередно
    предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3. 
    При
    работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция:
    «Скажи, что здесь не подходит?». 
    При
    работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят
    назвать, что нарисовано, а затем
    спрашивают: «Что здесь не подходит?».
    Помощь: «Здесь три предмета (картинки),
    чем-то одинаковые, а один не подходит.
    Какой?». 
    При
    работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь
    сам читает слова, а затем просит ребенка
    назвать неподходящее к остальным слово.
    При правильном ответе просят объяснить
    выбор.

    Анализ
    результатов 

    Дети
    с нормальным умственным развитием 
    понимают
    цель задания и самостоятельно выделяют
    признак, который отличает фигуру от
    остальных. Дают речевое обоснование
    принципа выделения фигуры. В работе с
    картинками также способны произвести
    самостоятельное обобщение и обосновать
    выделение неподходящей картинки. При
    выделении слов-понятий иногда требуется
    повторное прочтение. Наводящие вопросы
    достаточны для правильного выполнения.
    Нужно иметь в виду, что уровень развития
    обобщения в этом возрасте у детей разный.
    Одни сразу выделяют существенные
    признаки, другие обращают внимание на
    побочные признаки. Это свидетельствует
    о недостаточной сформированности высших
    уровней обобщения. Тем не менее у детей
    с нормальным умственным развитием нет
    случаев неадекватного выполнения этого
    задания.
    Дети
    умственно отсталые 
    не
    понимают инструкцию и самостоятельно
    не выполняют задания. К 6—7 годам они
    зрительно выделяют величину, цвет, но
    затрудняются дать речевое обобщение
    даже при наводящих вопросах. Задание
    (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им
    недоступно.

    Дети с
    задержкой психического развития
     понимают
    инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ
    1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению
    родовых групп и их обоснованию вызывает
    трудности. Организующая помощь эффективна.
    Работа с выделением слов-понятий
    (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих
    вопросах, повторных прочтениях,
    разъяснениях. Затрудняются дети при
    объяснении принципа выделения. Наибольшие
    сложности у них при речевом обосновании.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    1.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    2.

     

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    3.

    ВАРИАНТ
    2.

    Источник: Немов
    Р. С. «Психология в 3-х томах». — М.:
    ВЛАДОС, 1995 год. — Том 3, стр. 148.

             Эта
    методика предназначена для детей от 4
    до 5 лет и дублирует предыдущую для детей
    этого возраста. Она призвана исследовать
    процессы образно-логического мышления,
    умственные операции анализа и обобщения
    у ребенка. В методике детям предлагается
    серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых
    представлены разные предметы, в
    сопровождении следующей инструкции:
    «На
    каждой из этих картинок один из четырех
    изображенных на ней предметов является
    лишним. Внимательно посмотри на картинки
    и определи, какой предмет и почему
    является лишним».
    На
    решение задачи отводится 3 минуты.

    Оценка
    результатов

    10 баллов 
    ребенок решил поставленную перед ним
    задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав
    лишние предметы на всех картинках и
    правильно объяснив, почему они являются
    лишними.
    8—9
    баллов   

    ребенок правильно решил задачу за время
    от 1 мин до 1,5 мин.
    6—7
    баллов   

    ребенок справился с задачей за время
    от 1,5 до 2,0 мин.
    4—5
    баллов   

    ребенок решил задачу за время от 2,0 до
    2,5 мин.
    2—3
    балла     

    ребенок решил задачу за время от 2,5 мин
    до 3 мин.
    0—1 балл       
    ребенок за 3 мин не справился с
    заданием.

    Выводы
    об уровне развития

    10 баллов 
    очень высокий
    8—9
    баллов   

    высокий
    4—7
    баллов   

    средний
    2—3
    балла   

    низкий
    0
    — 1 балл —
     очень
    низкий

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    4 А.

    ПРИЛОЖЕНИЕ
    4 Б.
     Дополнительные
    материалы к методике «Что
    лишнее?»

    Методика
    «Выбор картинок»

    Источник:
    Забрамная С. Д. «От диагностики к
    развитию»: Материалы для
    психолого-педагогического изучения
    детей в дошкольных учреждениях и
    начальных классах школ. — М.: Новая школа,
    1998 г. — 144 с.  

     Методика
    «Выбор картинок»     
    (предлагается
    с 6 лет).

    Оборудование
    15
    картинок с изображением трех видов
    деятельности: игровой, трудовой, учебной
    ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

    Цели
    исследования

    Выявление
    интересов, предпочитаемых видов
    деятельности (игровая, трудовая,
    учебная).

    Процедура
    проведения

    Перед
    ребенком произвольно раскладывают 15
    картинок с изображением трех видов
    деятельности. Предлагают рассмотреть
    картинки, после чего дают инструкцию:
    «Возьми те картинки, которые тебе
    интересны». В качестве уточнения
    вопрос: «Чем бы тебе хотелось
    заниматься?»

    Анализ
    результатов

    Дети
    с нормальным умственным развитием
    понимают смысл задания и обдуманно
    подходят к выбору картинок. В 7 лет
    большая часть детей выбирает картинки,
    относящиеся к школе. Но в то же время в
    возрасте 6—7 лет еще могут быть не
    сформированы мотивы учебной деятельности.
    Это зависит от условий жизни и воспитания
    ребенка. В этих случаях проявляются
    игровые интересы и происходит выбор
    картинок с игровыми ситуациями или
    занятиями, знакомыми по собственному
    опыту и наблюдениям.

    Дети
    умственно отсталые 
    не
    понимают смысла задания, и уточняющие
    вопросы им не помогают. Они наугад берут
    картинки, называя, что на них изображено.
    Цели учебной деятельности в возрасте
    6—7 лет ими не осознаются. Утвердительные
    ответы на вопросы: «Хочешь ли учиться?»,
    «Хочешь идти в школу?» являются
    результатом воздействия взрослых. 

    Дети
    с задержкой психического развития
     понимают
    задание, выбирая, как правило, картинки
    с изображением игровых ситуаций.
    Представления об учебной деятельности
    у них поверхностны, привлекает лишь ее
    внешняя сторона (портфель, обстановка
    классных комнат и т.д.).

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Методика
    » Установление
    закономерностей»

    Источник: Забрамная
    С. Д.
     «От
    диагностики к развитию». — М.: Новая
    школа, 1998 г. — с. 40.

    Оборудование:
      
     Рисунки
    ПРИЛОЖЕНИИ к методике

    Цели
    исследования

          Выявление
    сформированности анализа, сравнения,
    способности выделять существенные
    признаки и мысленно обобщать их по
    принципу аналогии. Установление
    особенностей протекания аналитико-синтетической
    деятельности при решении нагляд­но-образных
    задач. Возможности речевого объяснения
    сделанного выбора. Обучаемость в процессе
    выполнения аналогичных задач.

    Процедура
    проведения

          Перед
    ребенком кладут рисунок, а, объясняют
    и показывают способ выполнения первого
    задания. После этого предлагают поочередно
    остальные. В качестве помощи задают
    наводящие вопросы типа: «Что здесь
    должно быть нарисовано?»

    Анализ
    результатов

            Дети
    с нормальным умственным развитием
    проявляют интерес и пытаются понять
    способ выполнения задания. В зависимости
    от уровня сформированности наглядно-образного
    мышления одни дети без труда анализируют
    задание и устанавливают необходимые
    закономерности. При неверном решении
    и указании на это экспериментатора они
    понимают общий принцип и пользуются им
    в последующих заданиях, обнаруживая
    высокую обучаемость. Другая часть
    нормально раз­вивающихся детей требует
    большей помощи. Все дети проявляют
    интерес к заданию.
           Дети
    умственно отсталые не понимают смысла
    задания и в более старшем возрасте (8—9
    лет). Их привлекает сама картинка, но не
    задание. Помощь неэффективна.
           Дети
    с задержкой психического развития
    проявляют интерес, но с трудом понимают,
    что от них требуется. Даже в 7 лет они не
    могут проанализировать самостоятельно
    простую наглядную задачу, выделить
    основные признаки и провести мысленный
    синтез. Необходима как организующая,
    так и разъяснительная помощь.

                

    ПРИЛОЖЕНИЕ

                                        

    Классификация задержки психического развития К.С.Лебединской.

    Клинические и психолого-педагогические классификации задержки психического развития.

    Этиопатогенетическая классификация ЗПР К. С. Лебединской. Четыре основные типа задержки психического развития, характеристика разных форм инфантилизма.

    В настоящее время существуют несколько классификаций ЗПР.

    Еще во времена становления науки о детях с ЗПР Т.А.Власовой и М.С.Певзнер была выделена «вторичная» ЗПР, обусловленная нарушением познавательной деятельности и работоспособности в связи со стойкой церебрастенией – повышенной истощенностью психических функций.

    М.С.Певзнер и Т.А.Власовой  были выделены:

    1.ЗПР, связанная с психическим и психофизическим инфантилизмом;

    2.ЗПР, обусловленная длительной церебрастенией;

    Таким образом, этими учеными  заложены основные принципы клинического подхода к пониманию механизмов формирования  ЗПР: возможность ее возникновения как за счет замедления  созревания эмоционально-волевой сферы, так и за счет нейродинамических расстройств, тормозящих развитие познавательной деятельности.

    Внимание!

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
    профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
    корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

    Разность патогенетических механизмов обуславливает и различие прогноза. ЗПР в виде неосложненного психического  инфантилизма расценивалась как прогностически более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения.

    При преобладании же выраженных  нейродинамических и, в первую очередь, стойких церебрастенических расстройств, ЗПР оказывалась более стойкой и нередко нуждающейся не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.

    Наиболее распространенной является классификация К. С.Лебединской.

    Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот, у детей этим очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

    Гармонический инфантилизм — это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое — наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединяются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

    Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

    Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.

    Третья группа — задержка психического развития психогенного происхождения. Надо сказать, что такие случаи фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла задержка психического развития этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания.

    Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка. Эти условия — безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания в раннем детстве. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, взрывчатости и, конечно, безынициативности, к отставанию в интеллектуальном развитии. Гиперопека ведет к формированию искаженной, у таких детей обычно проявляется эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм.

    При отсутствии органической или выраженной функциональной недостаточности центральной нервной системы отставание в развитии детей, относящихся к перечисленным трем формам, во многих случаях может быть преодолено в условиях обычной школы (особенно если педагог осуществляет индивидуальный подход к таким детям и оказывает им дифференцированную помощь в соответствии с их особенностями и потребностями).

    Последняя, четвертая, группа — самая многочисленная — это задержка психического развития церебрально-органического генеза.

    Причины — различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет.

    Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны.

    Таким образом, органический инфантилизм — это инфантилизм, связанный с органическим повреждением центральной нервной системы, головного мозга. (Надо сказать, что внутри каждой из перечисленных групп детей с задержкой психического развития имеются варианты, различные как по степени выраженности, так и по особенностям индивидуальных проявлений психической деятельности.) В дальнейшем изложении речь пойдет преимущественно об этой форме задержки психического развития, поскольку дети с органической или функциональной недостаточностью мозга нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, и именно они составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов для детей с задержкой психического развития.

    В формировании ЗПР церебрально-органического генеза значительная роль принадлежит и нарушениям познавательной деятельности, обусловленным недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза. как правило, наблюдается ряд энцефалопатических расстройств.

    1) Церебрастенические явления в первую очередь истощаемость ЦНС. К ним относятся нарушение интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания, нарастание психической медлительности, эмоционального расстройства с феноменом «раздражительной слабости»: ранимостью, тормозимостью, слезливостью, либо раздражительностью, возбудимостью, двигательными расстройствами, моторной расторможенностью.

    2)     Неврозоподобные явления, патогенетически связанные с церебрастенической почвой: тревожность; боязливость; склонность к страху темноты; одиночества, тикозные гиперкинезы – навязчивые движения, связанные с мышечной дистонией; заикание; энурез.

    3)     Синдром психомоторной возбудимости чаще наблюдается у мальчиков: аффективная и общая двигательная расторможенность, отвлекаемость, суетливость.

    4)     Аффективные нарушения появляются в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра.

    5)     Психопатоподобные  нарушения: сочетание двигательной расторможенности, фиктивной неустойчивости, снижения интереса к интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе, иногда расторможенностью влечений (склонность к побегам, воровству, лживости, онанизму и т.п.).

    6)     Эпилептиформные нарушения – различные виды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов.

    7)     Апатико-адинамические расстройства снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженная эмоциональная вялость и двигательная заторможенность.

    В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной деятельности ЗПР  церебрального генеза можно условно разделить на два основных варианта:

    1.       Органический инфантилизм;

    2.       ЗПР с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности.

    1. Органический инфантилизм, как правило, представляет собой более легкую форму ЗПР церебрально-органического генеза (с преобладанием эцефалопатических расстройств, дефицитностью отдельных корковых и подкорковых функций).

    2. Данный вид  требует отграничений от олигофрении. Клиническая картина определяется, с одной стороны, тотальностью недоразвития всех психических функций, а с другой – иерархичностью их недостаточности в виде небольшого нарушения высших форм познавательных процессов – способностей к абстрагированию, обобщению, отвлечению, то при ЗПР. наблюдается не тотальность, а чаще парциальность, мозаичность нарушений различных компонентов познавательной деятельности. Эти нарушения познавательной деятельности в основном носят вторичный характер и наиболее часто сочетаются с психической истощаемостью. В то же время потенциальные возможности высших форм мыслительной деятельности – общение, абстрагирование у детей с ЗПР значительно выше, чем при олигофрении. В связи с этим у детей этой категории значительно лучше способность к использованию помощи.

    Поможем написать любую работу на аналогичную
    тему

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
    учебному проекту

    Узнать стоимость

    Глобальный отчет о питании | Профили стран по питанию