Синтаксический разбор сложного предложения
Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.
Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.
Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.
Порядок разбора сложного предложения
1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.
2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.
3.Дать общую характеристику всего предложения.
4.Описать каждую часть отдельно.
Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.
Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.
План разбора сложного предложения
- Общая характеристика всего предложения:
- по цели высказывания,
- по эмоциональной окраске,
- по количеству грамматических основ,
- по виду связи между частями.
- Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
- Характеристика отдельных частей:
- по наличию главных членов,
- по наличию второстепенных членов,
- по полноте,
- по наличию осложнений.
- Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
- Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).
Образцы разбора сложносочинённого предложения
[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].
[ = ], и [ — = ].
* — выделены и подчёркнуты главные члены предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].
[ = ], но [ — = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].
[ = — ], и [ = — ], и [ — = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].
[ — = ], и [ — = ], и [ — = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части — двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.
Образцы разбора сложноподчинённого предложения
[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).
[ — = и = ], (как = — ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными членами; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
(Кто там живёт), [не знал я раньше].
(Кто = ), [ = — ],
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть — придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).
[ — = ], (которую = — ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.
[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].
[ , (когда = ), = и = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.
Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).
[ — = и = ], (что = — ), ( = — ) и ( — = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть — главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части — придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.
[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).
[ — = ], (как , (на котором — = ), — =, = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ — придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.
[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).
[ — = , (пока — = ), и = ], (что — = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.
Образцы разбора бессоюзного сложного предложения
[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].
[ — = и = ], [ = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.
[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].
[ — = ] — [ — = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).
[А бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].
[ — = ] : [ — = и = ], [ = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.
Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи
(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].
(Когда — = ), [ — = ], и [ — ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть — придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.
[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].
[ — ], [- = ], [- = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.
[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадед — все были гончары).
[ — = ], а [- = ], (что и -, и — — — = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.
[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].
[ = ] : [- = ], а [ = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть — односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.
[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).
[ = — ], [ — = ], (потому что — = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.
[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].
[ , (когда — = ) и ( — = ), — = и = ] : [ — = ].
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть — главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части — придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.
Урок, Презентация «Синтаксический разбор сложного предложения»
Технологическая карта урока
Учитель русского языка и литературы Комаровских Надежда Дмитриевна
МОУ СОШ №1 г. Магнитогорска
Класс 5 Предмет русский язык
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: традиционный
Тема урока: Синтаксический разбор сложного предложения.
Познакомить детей с синтаксическим разбором сложного предложения
Задачи урока
Образовательные: углубить и систематизировать знания о синтаксисе сложного предложения;
• формировать навык синтаксического анализа сложного предложения;
• учить находить грамматические основы, средства связи между частями сложного предложения;
• развивать умение работать со схемой предложения.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, умение работать в коллективе.
Развивающие: способствовать самореализации и социализации личности учащихся посредством вовлечения их в активную самостоятельную (поисково-исследовательскую, творческую ) деятельность; прививать интерес пятиклассников к проектной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные:
• знать порядок синтаксического разбора сложного
предложения;
• выполнять синтаксический разбор (устный
и письменный) сложного предложения;
• анализировать сложные предложения по совокупности признаков;
• определять основную мысль текста;
• выявлять языковые средства описания предмета
в тексте и описания его действий.
уметь составлять предложения или тексты – миниатюры, включая в них сложные предложения (творческий уровень)
Метапредметные:
регулятивные:
• формировать цели;
• ставить учебную задачу в соответствии с целью
урока;
• определять последовательность действий, работать по плану;
познавательные:
• анализировать, обобщать, классифицировать языковой материал и делать выводы;
коммуникативные:
• взаимодействовать в процессе учебной деятельности;
• высказывать и обосновывать свою точку зрения
Личностные:
• осознавать значимость систематизации в познавательном процессе;
• совершенствовать грамматический строй своей
речи;
• проявлять интерес к созданию собственных высказываний;
• проявлять интерес к чтению.
Основные понятия, используемые на уроке
Сложное предложение, союзное и бессоюзное сложное предложение
Оборудование урока
компьютер, рабочие тетради, презентация, карточки для индивидуальной работы, учебник русского языка для 5 класса (Ладыженская Т.А.)
Формы организации познавательной деятельности учащихся
Фронтальная, в парах, индивидуальная, коллективная (работа над проектом)
Методы обучения
Проблемный, словесный, иллюстративный, деятельностный
Технологии работы с информацией
ИКТ технология. Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
структура
урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Прогнозируемые результаты
1. Организационный этап.
Этапы:
1.Приветствие.
2.Эмоциональный настрой уч-ся на работу.
Приветствие.
Организация внимания всех учащихся.
Доброжелательный настрой, полная готовность класса к уроку, быстрое включение класса в деловой ритм.
2.Актуализация знаний уч-ся по теме.
Интеллектуальная разминка
Этапы:
1.Повторение основных сведений о предложении вообще и о сложном в частности.
• Организует и сопровождает деятельность учащихся, Контролирует правильность выполнения заданий
• Организует проверку домашнего задания, актуализирует знания по теме и практические умения разграничивать простые и сложные предложения на основе анализа предложений.
• Предлагает сделать синтаксический и пунктуационный разборы одного из
простых предложений, воспользовавшись планом разбора (§44).
• Отвечают
на вопросы; строят понятные высказывания.
Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию,
• Классифицируют простые и сложные предложения, опираясь на образец
анализа, объясняют расстановку знаков препинания, проверяют правильность выполнения домашнего задания.
• Делают устный и письменный синтаксический разбор предложения, отражают в схеме пунктуацию
Методы и приёмы обучения: опрос, взаимопроверка.
1.Синтаксис изучает (словосочетание, предложение, текст)
Предложения бывают
2 по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные)
3. по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные)
4. по количеству грамматических основ (простое и сложное)
5. Если в предложении одна грамматическая основа, то предложение (простое)
Методы и приёмы обучения: работа с интерактивной доской (заполнение схемы)
выборочная проверка упражнения домашнего задания.
учащиеся называют предложения из домашней работы, которые соответствуют схеме:
, и . , когда .
Отвечают на вопросы преподавателя.
Оценивание
работы
3. Целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.
• Знакомит с темой урока, предлагает подумать, чем синтаксический разбор
сложного предложения отличается от аналогичного разбора простого предложения.
• Просит определить учебную задачу урока, предложить план разбора для систематизации предложений и добиться единства в подходе к анализу предложения.
• Обсуждают вопрос и характеристики сложного и простого предложений, выдвигают предположения по их разбору.
• Определяют учебную задачу урока, предлагают познакомиться с планом разбора в учебнике, сопоставить со своими выводами.
—Что помогает охарактеризовать предложение? (синт.разбор)
Характеристика предложения даётся в ходе (синтаксического разбора)
-Что помогло поставить знаки препинания? (Синтаксический анализ и знание правил пунктуации.)
Итак, ребята, мы с вами определили, что сегодня на уроке будем выполнять синтаксический разбор сложного предложения.
Запишите, пожалуйста, тему урока: «Синтаксический разбор сложного предложения».
-Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?
Какие будут цели урока?
Сформулировать цели помогут схемы(шаблоны) (Слайд)
1. Учиться выполнять … (синтаксический разбор) сложного предложения и строить …. (схемы)
2. Уметь находить в тексте … (сложное предложение)
— Зачем нам нужно уметь выполнять синтаксический разбор сложного предложения? За 1 минуту убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
(Чтобы правильно ставить знаки препинания, необходимо четко представлять себе структуру предложения. Осознать ее призван помочь синтаксический разбор, то есть разбор предложения по членам). Также эта работа научит нас анализу.
Предполагаемые итоговые отметки можете сразу выставить карандашом в дневник.
— Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (наблюдение, анализ и вывод из данного наблюдения, тренировочные предложения, самостоятельная работа)
4.Открытие нового знания
Изучение новой темы
• Предлагает прочитать §47, проанализировать порядок и образцы устного
и письменного синтаксического разбора сложного предложения, сравнить со
своими предположениями.
• Обращает внимание на письменный образец, вносит поправки, вставляя пропущенное указание на эмоциональную окраску
предложения, сообщает, что схема сложного предложения является письменной фиксацией пунктуационного разбора.
• Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий
«Корзина идей, понятий»
2.Самостоятельное наблюдение на стр.104, 111-112, п.47
• Изучают порядок разбора сложного предложения, соотносят пункты плана со
своими предположениями, осмысляют и осваивают алгоритм действий, делают акцент на обязательных компонентах разбора.
• Записывают уточнённый
образец письменного разбора, отображают в схеме особенности строения
сложного предложения.
•осознают свои трудности и стремятся к их преодолению
•приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
•Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников
Методы и приёмы обучения: наблюдение, сбор соответствующего материала с последующим его использованием по заданию учителя;
— Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения.
-Что вы уже знаете об этой теме? Давайте в «корзину идей» условно соберём все то, что мы знаем об изучаемой теме.
-С разбором какого предложения вы уже знакомы? (с синтаксическим разбором простого предложения)
Методы и приёмы обучения: анализ языковых единиц (синтаксический).
Синтаксический разбор простого предложении. Работа с интерактивной доской
(За) лето р..ка обм..лела прит..илась между б..регами.
(Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., осложнено одн. сказ.)
• А теперь подумайте, какие пункты, по-вашему, должен включать синт. р-р СложП?
• Давайте в «корзину идей» условно соберём все то, что мы знаем об изучаемой теме.
-Откройте учебник, вспомните синтаксический разбор простого предложения (с. 104)
1) по цели высказывания
2) по эмоциональной окраске
3) по количеству грамматических основ
• Сверимся с материалами учебника и дополним информацию (с. 111).
4)средства связи
5) знаки препинания
Посмотрите, у нас получилась схема, которой вы можете пользоваться в дальнейшей работе на уроке и дома. кластер вам поможет запомнить порядок синтаксического разбора предложения
-Как вы думаете, чем будут схожи и различны разборы простого и сложного предложений?
Знакомство с порядком синтаксического разбора и памяткой, (выступление представителя группы с проектом разбора).
П а м я т к а
1. Прочитайте предложение.
2. Выделите грамматические основы каждого простого предложения.
3. Пронумеруйте ПП в составе СП.
4. Составьте схему.
5. Определите, какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по средствам связи.
6. Объясните постановку знаков препинания
Сделайте выводы.
— Что нового вы узнали по теме урока?
— Что показалось сложным, непонятным?
Синтаксический разбор сложного предложения заметно отличается от разбора простого, поэтому в начале анализа вам нужно будет определить, сколько частей входит в состав предложения: одна или несколько.
Уметь производить синтаксический разбор предложения
5.Первичное закрепление
с комментированием
во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
•Организует синтаксический разбор упр. 242 с обязательным устным проговариванием и записью выводов.
• Выполняют упражнение по плану разбора, записывают характеристику и схему сложного предложения, сверяют с записью на сладе
Методы и приёмы обучения:
1. Чтение образцов устного и письменного разбора.
Задание: используя памятку, которая лежит перед каждым из вас на парте, произведите синтаксический разбор предложения. Постройте схему.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой. Упр. 242. (слайд)
1 вариант – 1 предложение
2 вариант- 2 предложение
составлять предложения; анализировать интонационные конструкции; определять главные члены в предложении
6. Информация о домашнем задании
1 вариант задания. Параграф 47, закрепить порядок синтаксического разбора, выписать из сказок А.С. Пушкина 5 СП., сделать синтаксический разбор сложного предложения.
2 вариант задания. упр. 243
7. Динамическая пауза
Выполняют элементарные физические упражнения
— Нам пора и погулять
(шагают, высоко поднимая колени)
И друзей с собой позвать.
(шагают, высоко поднимая колени)
Сказуемое – подлежащее, (две руки перед грудью – сказуемое, разводят руки в стороны – подлежащее). Ровной дорогой лежащее. (продолжают это движение).
Вот пунктиром дополнение
(разводят обе руки в стороны отрывистыми движениями)
А волна – определение
(делают движение двумя руками влево — вправо, имитируя движение волны)
— Чёрточка, точка – прыжок
(руками поочерёдно делают движение в сторону – это чёрточка, прыжок– это точка)
— Обстоятельство, дружок!
8. Практическая деятельность Закрепление изученного.
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий
• Распознавание и анализ объектов. Разбор сложных предложений
• создание собственных письменных текстов, предложений
• работа с худ. текстом
1.Творческое задание Составьте текст, используя и простые, и сложные предложения. Включите в предложения следующие слова: трава- колокольчики –одуванчики – кузнечик. Формы слов сохранить. Текст худ. стиля озаглавить. Сравните собственный получившийся вариант с авторским, из которого эти слова были заимствованы (взяты). 2.Расставить знаки препинания. По данной характеристике найти предложение в тексте. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, БСП, состоит из двух ПП.) (работа в парах) На берегу реки. 1)На берегу трава выше колена. 2)Звенят по ветру лиловые колольчики качаются пушистые одуванчики. 3)На листке подорожника сидит большой зелёный кузнечик играет на скрипке. (И. Соколов – Микитов)
4.Диагностика достижения планируемых результатов.
дать характеристику предложениям по схемам.
Уметь создавать текст, составлять предложения; анализировать интонационные конструкции; определять главные члены в предложении
9. Рефлексия учебной деятельности
• Организует подведение итогов и рефлексию.
•Подводят итоги, оценивают свою работу на уроке.
9 класс. Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи
Для 9 класса ( 14.04.2020)
Тема урока :» Синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи»
Добрый день, ребята. Желаю вам хорошего настроения и успехов в труде.
1. Перейдите по ссылке и выполните тест «Орфография» ( повторение изученного по Орфографии)
2. Внимательно ознакомьтесь с порядком синтаксического разбора сложных предложений с разными видами связи.
— Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.
Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.
Порядок разбора сложного предложения
1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.
2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.
3.Дать общую характеристику всего предложения.
4.Описать каждую часть отдельно.
Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.
План разбора сложного предложения
- Общая характеристика всего предложения:
- по цели высказывания,
- по эмоциональной окраске,
- по количеству грамматических основ,
- по виду связи между частями.
- Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
- Характеристика отдельных частей:
- по наличию главных членов,
- по наличию второстепенных членов,
- по полноте,
- по наличию осложнений.
- Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
- Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).
Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
1. [Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).
[ — = и = ], (что = — ), ( = — ) и ( — = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть — главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части — придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.
2. [И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).
[ — = ], (как , (на котором — = ), — =, = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ — придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.
3. [Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).
[ — = , (пока — = ), и = ], (что — = ).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.
3. Упражнение 316 ( учебник). Ответы присылаете мне на почту
4. Перейдите по ссылке и выполните тест «Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи»
У кого есть образец разбора сложного предложения, 9 класс? Очень нужно, плиз, желательно с
Помогите, Сочинение по-простому плану12 ПРЕДЛОЖЕНИЙ Можно больше, нельзя меньше!1. Зарождение звезды2.Жизнь звезды3. Падение звезды
Объясните расстановку знаков препинания. Подчеркните грамматические основыв предложениях. Найдите в тексте односоставные предложения, определите видод
…
носоставного предложения, способ выражения грамматической основы.Втроем пройдя по полупротоптанной тропинке, мы вскоре свернуличерез пушистый снег к проезжей дороге и двинулись окружным путемпо направлению так называемой Песчанки, откуда можно было прой-к станции, минуя село Рождествено. Меж тем солнце село, и оченьскоро стало совсем темно. Братец стал жаловаться, что продрог и устал,и я помог ему сесть верхом на дога, единственного члена экспедиции,который был по-прежнему весел. Брат в совершенном молчании всесваливался со своего неудобного коня, и, как в страшной сказке, лун-ный свет пересекался черными тенями придорожных гигантов-деревьев.Вдруг нас нагнал слуга с фонарем, посадил на дровни и повез домой.(В. Набоков) Помогите пожалуйста !
317 а прочитайте безличные предложения . Укажите, какие слова и формы глаголов выступают в роли сказуемого . Запишите по группам безличные предложения
…
, в которых сказуемое выражено :а) безличным глаголом; б) неопределенной формы глагола; в)наречием; г)наречием или безличным глаголом в сочетании с неопределенной формой глагола; д)словом нет .
подготовьте 4 тонких и 4 толстых вопроса по трагедии А.С.Пушкина Моцарт и Сальери по заданному началу
Упражнение 427. Запишите предложения, укажите личные местоимения, которыеотвечают на вопросы притяжательных местоимений, определите падеж.1. Я встрети
…
ла его вчера. 2. Его картина понравилась всем. 3. Её сестра рассказала нам о поездке в горы. 4. Мы увидели её лишь толькопосле уроков. 5. Мы долго ждали, но их так и не было. 6. Их вопросыпоказались нам интересными.
очень нужна помощь!!
Запишите по группам слова, вышедшие из употребления, и слова, вышедшие в нашей речке недавно: Спонсор, волость ,получка ,банкомат, чело,принтер, мобил
…
ьный телефон, авоська
Срочно! Желательно все десять, заранее спасибо
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА❤Срочно!! ❤1. Выпишите существительное, которое имеет форму только единственногочисла:Рельс, ворота, темнота, грабли. 2.Выпишите сущ
…
ествительное, которое имеет форму только множественного числа:Небеса, молоко, чернила, крестьянство.
Сразу к сути: 45 баллов за Сочинение-описание.
Сочинение-описание, в публицистическом стиле про памятник Кириллу Туровскому.
Самое главное:
1. НЕ КОПИ
…
РОВАТЬ НИ У КОГО;
2. ЧТОБЫ БЫЛО ПОХОЖЕ НА РАБОТУ 9-ТИ КЛАССИКА.
Как правильно разобрать предложение синтаксически
Просто о синтаксическом разборе предложения
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое – простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое – какой формой глагола;
- составное глагольное – из чего оно состоит;
- составное именное – какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
Описание
Сервис позволяет провести автоматический бесплатный синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн. Сервис выделяет члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, над каждым словом приводится морфологическая информация о части речи по данному слову. При использовании сервиса учитывайте, что правильность разбора на данный момент составляет примерно 80%, поэтому представленный результат необходимо подвергать тщательной проверке. В комментариях можете указывать найденные ошибки, мы будем стараться их исправить 🙂
Буквы Е и Ё (две разные буквы), наличие орфографических и пунктуационных ошибок в тексте влияют на результат разбора.
Результаты хранятся 7 дней (сохраняйте адрес страницы с разбором вашего предложения).
Справочная информация
Понятие синтаксиса
Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями. Какие же именно темы затрагивает синтаксис?
Правильное построение и верный состав предложений, а также словосочетаний.
Рассмотрение связующих слов внутри синтаксических единиц.
Темы, относящиеся к синтаксическим единицам, их главная роль в языке.
Определение главных и второстепенных членов предложения, упор на грамматическую основу.
Если обратиться к созданию науки о синтаксисе, то придется углубиться в 19 век. А сами предпосылки появления термина «синтаксис» появились еще в далеком античном мире. Люди принимали синтаксические разбор, как нечто, которое способно прояснить предложение и длинное словосочетание. Спустя время синтаксис помог разбирать не только отдельные части, но и целые тексты.
Понятие синтаксического разбора предложения
Вся наша речь строится на словах, которые мы постоянно собираем в одно предложение. Для того, чтобы понять смысл, идею и посыл, важно провести анализ. Так, в каждом отрывке существуют особые составные части. Синтаксический разбор включает в себя способность найти и выделить основные моменты в тексте, при этом поняв, каким именно является каждое предложение. Оно делится на простое и сложное. Помимо этого, важно учитывать, какой тип связи в тексте. Например, существует согласование, управление или примыкание. Обычно, для этого устанавливается главное слово, по которому и определяется смысл синтаксиса. Затем, по правилу определяется время, наклонение, действующие лица и число главных членов.
Члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение
Если бы не было деления на определенные названия, то нельзя бы было вообще понять суть синтаксиса в речи. Но, русскому языку повезло. Здесь есть всё, что необходимо для разбора.
Подлежащее. Главнейший член предложения, без которого буквально не существует нашей речи. Это может быть, как неодушевленный предмет, так и обычный живой человек. Единственные два вопроса, на которые отвечает подлежащие – это «Кто?» и «Что?». Часто употребляемые в роли подлежащего части речи – это существительное или местоимение. На письме выделять необходимо одной неразрывной чертой. Смотрите пример: моя кошка очень любит молоко. В данном предложении подлежащим будет слово «кошка», выраженное обычным существительным женского пола. Или такой пример: он обожает пиццу и морепродукты. А вот здесь подлежащим станет местоимение «он» мужского пола.
Сказуемое. Еще один важный член предложения, которые необходимо подчеркивать двумя неразрывными линиями. Основной вопрос, на который отвечает сказуемое – это «Что делать?» и «Что сделать?», «Каков?», «Кто он / Что он?». Как правило, в 80% случаев сказуемое – это глагол, т.е. действие. Например: мама любит цветы. В данном предложении слово «любит» является сказуемым, так как это действие.
Дополнение. Важный член в предложении, но не являющийся главным. Наоборот, дополнение – второстепенно. Оно относится к предмету, который отвечает на вопрос «Что?» или «Кто?», поставленный в винительном падеже. Подчеркивается такая основа пунктирной линией. Смотрите: я пишу письмо, слушаю песню. Слово «песню» будет дополнением, так как именно оно отвечает на вопрос винительного падежа.
Обстоятельство. Вспомогательная часть в тексте, важная для наполнения и красочности речи. Не было бы данного пункта – было бы скучно, уж поверьте. Итак, обстоятельство – это качество, признак, отвечающий на вопрос «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». А вот и пример подоспел: мы уехали в Париж. Смотрите, было бы неинтересно знать, что люди просто уехали. Намного важнее узнать информация, куда именно было направление. Отсюда находим обстоятельство «в Париж», отвечающее на вопрос «Куда?».
Определение. Для того, чтобы речь была красочной, многогранной, нескучной и разной – важно включать определения. Они отвечают на вопрос «Какой?», «Какая?». Часто в речи определение выражается прилагательным, т.е. частью речь, которая описывает предмет от и до. Поглядите на пример: животные обитают в дремучих джунглях. Слово «дремучий» – как раз является определением, так как отвечает на вопрос «Какой?» помогает конкретнее представить и понять, какими именно являются джунгли.
Как выполнять синтаксический анализ простого и сложного предложения
Чтобы было понятнее, давайте возьмем несколько примеров.
Разбор простого предложения
Алексею вручили медаль за отвагу, мужество и героизм, проявленные в жестоких боях во время Великой Отечественной Войны.
Во-первых, определите основы в предложении: первая часть главная, так как здесь присутствует основное сказуемое, а вторая – придаточная, дополняющая то, о чем говорится в самом начале. По структуре предложение является утвердительным, повествовательным. По эмоциональной окраске восклицание отсутствует. Считая основы, предложение простое, двусоставное и распространенное. Здесь есть осложнение, которое выделяется запятой – как видите, вторая часть четко выражена причастным оборотом.
Разбор сложного предложения
Вчера учитель по английскому языку не записал домашнее задание, мы всем классом ничего не сделали на сегодняшний урок.
Обратите внимание на предложение, в нем есть повествование, т.е. содержится определенный факт, мини-сообщение. Если же судить по эмоциональной окраске, то восклицание отсутствует. Посчитав грамматические основы, делаем вывод, что их целых две. А это означает, что предложение сложное. Смотрите: в первой части основа слова «учитель не записал», а во второй – «мы не сделали». Союзов здесь тоже нет, а это значит, что оно – бессоюзное, но с запятой, которая разделяет две важные части.
Вот, наглядный пример того, как выглядит синтаксический разбор двух типов предложения. Нас учат в школе точно также, просто со временем все забывается.
Порядок разбора
Нас учат по-разному, с чего лучше начинать анализ. Кто-то считает, что приоритетно дать общую характеристику предложению. Другие же, наоборот, придерживаются мнения, что важно определить все части в предложении, а только затем приступать к основной характеристике. Лучше всего более верный вариант скомпоновать в небольшую памятку, чтобы вам же было впоследствии удобнее ею пользоваться.
Для начала прочитайте внимательно исходное предложение с простым карандашом в руке, определив, какова цель высказывания.
После этого посмотрите внимательно на интонацию, которая всегда прописывается в самом конце (вопросительный знак или восклицательный).
Теперь, найдите состав предложения, выделяя карандашом основу. Это может быть, как простое, так и сложное предложение.
Посмотрите, есть ли средства связи между частями, т.е. союзы, которые соединяют две части.
Имеются ли второстепенные члены. Если да, то предложение считается распространенным, т. е. включает в себя разные части речи.
Если можно, то найдите обороты. Они бывают причастными и деепричастными.
Вот так легко можно понять, что же такое синтаксический анализ. На самом деле, все это не сложно, если выучить и понять алгоритм выполнения. Вспомните, как на уроках нас часто «гоняли» и заставляли выполнять домашнее задание на синтаксис каждый раз. Набив руку, каждый школьник за считанные минуты сделает разбор предложения и представит его классу. И еще один момент: никогда не бойтесь больших текстов. Да, они оснащены огромными основами, описаниями, моментами и знаками препинания, но тем они и красочные! Мы охотнее представляем себе что-то в подробных деталях, нежели сухое предложение из пяти слов. Так что, не паникуйте при виде предложения, где полно основ и частей речи. Зато синтаксический анализ получится громоздким, но максимально открытым.
Морфологический разбор слова
Под морфологическим разбором слова понимают полную грамматическую характеристику той или иной словоформы. В ходе данного процесса нужно чётко определить, к какой из частей речи необходимо отнести анализируемое слово, какие у него постоянные и изменяемые признаки, а также в какой из форм его следует употреблять. Кроме того, определяется роль слова в заданном предложении.
Морфологическому разбору подвергаются лишь слова, которые представлены в определённом предложении. Это имеет большое значение, поскольку для русского языка характерно распространение омонимии форм, а также частей речи. Дать правильную характеристику слова, которое представляется изолированно, в отрыве от контекста, практически невозможно.
Важность морфологического разбора слова заключается в том, что быстрее осваиваются грамматические категории, а также они становятся легкоразличимыми в процессе практической деятельности.
При выполнении морфологического разбора, нужно помнить, что не для каждого слова характерно наличие стандартного набора категорий. Кроме того, могут возникнуть затруднения с чёткой идентификацией той или иной категории.
Несмотря на то, что имеются разночтения в сфере морфологического разбора слов, на текущий момент разработаны общие требования. Прежде всего, нужно следовать чёткому алгоритму. При соблюдении установленных требований, гораздо легче осуществлять морфологический разбор того или иного слова. Если отступать от правил, то это будет приводить к возникновению ошибок в ходе анализа, поскольку даже неправильный порядок разбора внесёт хаос в данный процесс.
Действия по морфологическому разбору слова осуществляют в следующей последовательности:
Записывается словоформа слова, которое анализируется – оно должно быть указано так, как его используют в контексте, не подвергая каким-либо изменениям.
Определяется для слова начальная форма. Каждая часть речи характеризуется индивидуальными правилами приведения слов в эту форму. К примеру, для существительного характерно наличие именительного падежа и единственного числа. Что касается глагола, то здесь всегда используется неопределённая форма.
Указывается грамматическое значение анализируемого слова в качестве части речи. К примеру, для существительного это будет предмет, а для глагола – действие.
Определяются грамматические категории, которые являются неизменяемыми. Такие категории также находятся в зависимости от частей речи. Если рассматривать существительное, то оно может быть собственное и нарицательное. Кроме того, используется род, склонение, а также одушевлённость и неодушевлённость. Для глагола характерно наличие возвратности, переходности, вида и спряжения.
Указывается, в какой из форм применяется слово в обозначенном контексте. Категории, которые изменяются, определяются исключительно по словоформе.
Определяется синтаксическая роль слова в указанном предложении. При этом данное предложение рассматривается очень внимательно, так как порой слова выполняют те функции, которые для них несвойственны. Например, существительное преимущественно выступает в качестве подлежащего и дополнения. Что касается глагола, то он бывает сказуемым.
Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.
Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы:
1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).
2) Какова эмоциональная окраска предложения ? (Восклицательное или невосклицательное).
3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).
Далее, если предложение простое:
4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).
5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).
6) Осложненное предложение или неосложненное?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)
7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.
8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.
Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.
4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?
5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?
6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?
7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.
Пример синтаксического разбора простого предложения.
В букете были розы и лилии.
Устный разбор простого предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное; грамматическая основа: розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор простого предложения.
Повест., невоскл., прост., двусост., г/о розы и лилии были, распростр., осложн. однород. подл.
Пример разбора сложного предложения.
В букете были розы и лилии, но ей больше нравились тюльпаны.
Устный разбор сложного предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, предложения связываются сочинительным союзом «но», сложносочиненное предложение. Первое предложение двусоставное, грамматическая основа розы и лилии были; распространенное, осложнено однородными подлежащими. Второе предложение двусоставное, грамматическая основа: тюльпаны нравились, распространенное, не осложнено.
Письменный разбор сложного предложения.
Повеств., невоскл., сложн., сложносоч., с союзом но. 1-е ПП: двусост., г/о розы и лилии были, распр., осложн. однор. подл. 2-е ПП: двусост., г/о: тюльпаны нравились, распростр., не осложн.
Синтаксический разбор предложения
Синтаксис – отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.
Синтаксический разбор (разбор под цифрой 4) – это разбор синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.
План разбора простого предложения
- Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
- Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
- Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
- Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
- Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
- Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
- Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
- Записать характеристику предложения.
- Составить схему предложения.
Примеры
План разбора сложного предложения
- Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
- Найти грамматические основы, подчеркнуть их и обозначить способы выражения, указать, что предложение сложное.
- Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
- Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
- Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
- Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое (см.план разбора простого предложения).
- Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
- Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Примеры
Комментарии:
Добавить комментарий
Синтаксический и пунктуационный разбор СПП
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Повторение СПП. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП
Слайд 2
повторим всё, что знаем об СПП;
будем выполнять синтаксический разбор СПП;
будем выполнять пунктуационный разбор СПП.
Сегодня мы…
Слайд 3
Сложноподчинённое предложение – предложение, части которого связаны на основе подчинительной связи, при помощи подчинительных союзов (союзных слов, указательных слов) и интонации.
Вспомним…
1. Одна часть – главная, а вторая – придаточная.
2. От главной части к придаточной ставится вопрос.
Слайд 4
Синтаксический разбор СПП
При дедукции мы сначала задаём общие вопросы, а потом их конкретизируем.
Слайд 5
Синтаксический разбор СПП
1
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
Это что за предложение?
Характеристика всего сложного предложения: вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Слайд 6
Предложения бывают…
По цели высказывания
По эмоциональной окрашенности
Вспомним…
повествовательные
вопросительные
побудительные
восклицательные
невосклицательные
Слайд 7
Характеристика всего предложения
1
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
Повествовательное,
невосклицательное.
Слайд 8
Синтаксический разбор СПП
2
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
А из чего состоит это сложное предложение?
Обозначить предикативные части сложного предложения, выделить их основы.
Слайд 9
Обозначаем предикативные части
2
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
Слайд 10
Синтаксический разбор СПП
3
Какой тип связи?
Определить тип связи между частями сложного предложения.
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
1
2
Слайд 11
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Союзные
Бессоюзные
Сложносочинённые
Сложноподчинённые
Предложения с разными видами связи
Вспомним…
Слайд 12
Тип связи
3
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
Связь союзная.
Предложение сложноподчинённое.
Слайд 13
Синтакисческий разбор СПП
4
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
Главная часть? Придаточная часть? Как они расположены?
Слайд 14
Обозначаем главную и придаточную часть
4
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
главная
придаточная
Придаточная часть стоит после главной.
Слайд 15
Синтаксический разбор СПП
5
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
К чему относится придаточное и каковы отношения между придаточным и главным предложениями?
Слайд 16
Придаточное может относиться…
К существительному или местоимению
в главной части
К глаголу в главной части со значением мысли, чувства и тд.
К главной части целиком
Придаточное дает характеристику слову.
Придаточное помогает изъяснить глагол, раскрыть его значение.
Придаточное сообщает информацию о действии в главном предложении (его цель, причину, время, место и т.д).
Вспомним…
Слайд 17
Смысловые отношения между частями
5
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
Придаточное предложение относится к сказуемому в главном.
Что?
Отношения между частями изъяснительные
Слайд 18
Синтаксический разбор СПП
6
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
Что?
При помощи чего выражаются смысловые отношения?
Слайд 19
Смысловые отношения между частями в CПП выражаются при помощи союзов, союзных слов, указательных слов, интонации.
.
Критерии Союзные слова Союзы
1. Член предложения
2. Можно удалить
3. Логическое ударение
4. Можно заменить
5. Можно подставить же и именно
другим союзным словом
другим союзом
Вспомним…
Слайд 20
Характеристика средств связи
6
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
Что?
Подчинительный союз что + интонация.
Слайд 21
Синтаксический разбор СПП
7
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
Что?
Так какой это вид придаточного?
Слайд 22
Вид придаточного
7
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
Что?
Придаточное изъяснительное.
Слайд 23
Синтаксический разбор СПП
1. Вид сложного предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
2. Предикативные части.
3. Тип связи между простыми предложениями в СПП.
4. Главная и придаточная части, их расположение.
5. Смысловые отношения между главной и придаточной частями.
6. Характеристика средств связи.
7. Вид придаточной части.
Слайд 24
Чтобы быть здоровым, Игорь отжимается каждое утро.
чтобы
,
.
1
2
Зачем?
Образец синтаксического разбора СПП
Предложение повествовательное, невосклицательное,
сложное, сложноподчинённое,
с придаточным цели.
Слайд 25
Пунктуационный разбор СПП
Элементарно!
Что у нас есть?
Слайд 26
Знаки препинания ставятся…
В конце СПП
В середине СПП
Вспомним…
.
?
!
Зависят от вида по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Выделительные знаки. Зависят от позиции придаточного предложения в СПП.
,
−
…
Слайд 27
Пунктуационный разбор СПП
Я слышал, что сегодня уроков не будет.
что
,
.
1
2
Что?
Точка, т. к. предложение повествовательное, невосклицательное.
Запятая – знак выделения придаточного предложения в СПП.
Слайд 28
Для синтаксического и пунктуационного разбора…
Правда, всё элементарно?
Итак…
1. Обозначить части СПП.
2. Подчеркнуть основы.
3. Обозначить союз.
4. Начертить схему предложения.
Слайд 29
Для синтаксического разбора…
Правда, всё элементарно?
Итак…
1. Охарактеризовать всё СПП.
2. Назвать тип связи.
3. Обозначить главную и придаточную части, их позиции.
4. Обозначить отношения между частями.
5. Охарактеризовать средства связи.
6. Вид придаточной части.
Слайд 30
Для пунктуационного разбора…
Правда, всё элементарно?
Итак…
1. Знак в конце СПП. Причина его постановки.
2. Знаки между частями СПП. Причина их постановки.
3. Все остальные знаки в СПП. Причина их постановки.
Слайд 31
До встречи на уроках русского языка!
Граммарпедия — Как разобрать
Под синтаксическим анализом понимается деятельность по анализу предложения на составляющие его категории и функции. Парсинг — это навык: то, чему вы можете научиться, а не то, о чем вы просто знаете. На этой странице описана процедура синтаксического анализа английских предложений.
Хотя мы упоминаем ряд стратегий, которые помогут вам анализировать определенные типы конструкций на этом сайте, мы резюмируем здесь базовую процедуру. Если вы раньше не изучали грамматику, вы можете обнаружить, что более полезно вернуться на эту страницу после того, как вы прочитаете остальную часть этого сайта и ознакомитесь с категориями и функциями, упомянутыми здесь.
Найдите глаголы
Первый шаг в синтаксическом анализе предложения — найти глаголы. Это полезно по ряду причин. Во-первых, глагол является ключом ко всему предложению, поэтому имеет смысл сначала разобраться с ним. Кроме того, предложения, содержащие несколько предложений, проще всего идентифицировать, найдя все глаголы. При идентификации глаголов помните, что одно предложение может содержать до трех вспомогательных глаголов в дополнение к лексическому глаголу. Здесь нас интересует лексический глагол.
Все лексические глаголы в следующем примере выделены жирным шрифтом.
Я планирую с по ухожу с работы раньше, когда я иду в отпуск.
Может быть полезно начать с определения того, где в предложении появляются флективные суффиксы, связанные с лексическими глаголами (-s, -ed, -ing, -en). Но у этой стратегии есть ограничения, поскольку (i) некоторые глаголы не требуют суффиксов (см., Например, leave and go в приведенном выше примере), и (ii) все эти суффиксы также появляются в существительных по разным причинам.
Также полезно рассмотреть любые вспомогательные глаголы (be, have, do и модальные окна can, might, will, should и т. Д.). В этом примере мы видим форму am. Это форма первого лица единственного числа в настоящем времени вспомогательного глагола be.
Рассмотрим время статьи
Еще одна полезная вещь, которую нужно разобраться в отношении глаголов, — это время каждого предложения. В нашем примере есть только один глагол с пометкой во времени. Выделено жирным шрифтом:
Я утра планирую уйти с работы пораньше, когда я уезжаю в отпуск.
Определить нефинитные статьи
Одна из причин, по которой полезно иметь возможность идентифицировать нефинитные предложения, заключается в том, что нефинитные предложения всегда являются подчиненными. Поиск придаточных предложений значительно упрощает понимание того, как связаны разные элементы в предложении.
Не конечные придаточные предложения содержат нефинитные глаголы. Это глаголы в форме инфинитива, причастия настоящего или причастия прошедшего времени, которые не поддерживаются вспомогательным . В нашем примере есть один бесконечный глагол — leave.Выделено жирным шрифтом:
Я планирую уйти с работы раньше, когда я уезжаю в отпуск.
Обратите внимание, что есть также примеры придаточных предложений, содержащих конечные глаголы — так что эта процедура сама по себе не идентифицирует все подчиненные предложения. В нашем примере глагол go является частью конечного придаточного предложения:
Я собираюсь уйти с работы пораньше , когда уезжаю в отпуск .
Найдите основные компоненты
Следующий шаг в синтаксическом анализе предложения — посмотреть, можете ли вы идентифицировать основные составляющие и установить тип транзитивности.Мы установили, что главный глагол в нашем примере — это планирование (потому что мы только что отметили, что два других лексических глагола являются частью придаточных предложений). Что такое транзитивность планирования и какие основные составляющие оно принимает в нашем предложении?
Поскольку наше предложение довольно сложное, можно начать с рассмотрения глагольного плана в более общем плане. Базовая статья, содержащая план, приведена ниже:
Это предложение является переходным: оно содержит субъект (Сара) и объект (праздник).Тот же образец встречается в нашем предложении. Тема (I) и объект (досрочно уйти с работы) выделены жирным шрифтом:
Я, , планирую, , уйти с работы пораньше, , когда уйду в отпуск.
Осталось что-нибудь?
Если повезет, все, что у вас останется, — это дополнительная наречивая информация, относящаяся к времени, месту или способу предложения. В нашем примере в этой функции есть подчиненное предложение:
Я собираюсь уйти с работы пораньше , когда уезжаю в отпуск .
Грамматический анализ сложных арабских предложений
Как вы используете таркиб в арабских предложениях?
Диаграммы синтаксического анализа — это педагогический инструмент, используемый в лингвистике для
анализировать предложения и структуры предложений. Основные концепции:
применимы к арабскому языку и служат невероятно дидактическими упражнениями, которые помогают
укрепить понимание учащимся концепций, охватываемых грамматикой
сердцевина. Студенты могут начать использовать этот инструмент, применяя его к повседневным предложениям на
чтобы проанализировать их структуру на любом этапе; это не только для тех, кто
полностью изучили грамматическое ядро. Мало того, что этот метод анализа
помогают закрепить грамматические концепции, но при этом расставляют их под интересными углами
которые помогают понять, как работает язык.
Обзор
Эта стратегия синтаксического анализа (называемая некоторыми Tarkeeb) является одной из многих педагогических
стратегии. Задача в этом конкретном методе — начать с предложения и
группируйте слова, которые принадлежат друг другу, на основе того, что диктует грамматика Однажды
задача выполнена, в результате получается набор групп и подгрупп, составляющих
логическая структура предложения и его составных частей.
Например, рассмотрим
это предложение.
تهدّمتْ
القنطرةُ
العتيقةُ
Древняя арка обветшала
Мы начнем с вышеупомянутого и закончим тем, что находится ниже.
|
Задача группировки применяется ко всему предложению.Каждый
группа затем изолирована, и мы рекурсивно применяем метод синтаксического анализа к каждому
группа. Обратите внимание, что это приводит к иерархии. Затем мы можем взять эту иерархию
и представим его как двумерное дерево, если захотим. Операции на этих
деревья приводят к глубокому пониманию того, как работает язык. Это немного
более сложный, чем это, но по сути это то, что известно как X-Bar Theory.
В этом руководстве не обсуждается теория X-Bar.
Цель
Основная цель синтаксического анализа предложения с использованием этой стратегии
заключается в том, чтобы понять его значение и устранить любые неясности. Когда у человека есть
проанализировал предложение с помощью этого метода, почти невозможно неправильно понять
смысл при условии, что разбор был произведен правильно.
Процедура
Анализ традиционно выполняется, начиная с
абстрактный слой предложения. Мы определяем основные части предложения
и сгруппируйте их. Затем мы посещаем каждую группу справа налево и рекурсивно
примените ту же процедуру, пока не будет проанализирован самый гранулированный слой. В
наиболее детализированный слой — это тот, в котором каждое слово представляет собой отдельную группу.Этот
Процесс можно резюмировать следующим образом.
1.
если часть в настоящее время
анализируется одно слово, тогда остановите
2.
в противном случае посчитайте количество
слов в порции
3.
определить тип
фраза / предложение и, следовательно, сколько в нем основных частей может быть
4.
сгруппируйте слова в эти
основные части
5.
за каждую порцию справа
слева, повторите с шага 1
Рассмотрим другой пример.
رتْ
الخيلُ
فقالتْ
حَبَطِقْطِقْ
حبطقطق
Лошадь скакала и шумела
Habatiqtiq, Habatiqtiq
Фактически, это соединение двух предложений, где
присоединяющаяся частица — это. Итак, мы начнем с группировки вышеперечисленных в
три группы — первое предложение, союз и второе предложение.
ـقالتْ | فـ | رتْ |
Пункт 2 | Соединение | Пункт 1 |
Теперь, когда это сделано, мы обнаруживаем, что первая группа не является
одно слово.Следовательно, нам нужно рекурсивно применить к нему процедуру. это
состоит из глагола и подлежащего этого глагола.
ـقالتْ | فـ |
Если бы объект был составным, мы бы проанализировали это
Цитата состоит из двух слов, поэтому мы не полностью Системный подходОбзор В арабском языке есть два типа предложений — именные и словесные.
04 | местоимение между тема и комментарий предложения.Когда это происходит, обычно только один комментарий (за исключением очень редких случаев). Итак, результат предложения в трех разделах — тема, разделяющее местоимение и комментарий. An пример следует.
|