Синтаксический разбор предложения
Просто о синтаксическом разборе предложения
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor — uchim.org
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое — какой формой глагола;
- составное глагольное — из чего оно состоит;
- составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения онлайн
Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и
нажмите кнопку разобрать.
Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по
отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.
Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.
Морфологический
разбор
О инструменте
После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора
предложения.
Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только
определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.
Приложение доступно в Google Play
Какой вариант разбора выбрать?
Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут
попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово.
Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.
Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в
раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».
Часть речи сверху слова
Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке
разбора.
Если у вас есть вопросы или пожелания, можете обратиться к нам по электронной почте
[email protected]
Синтаксический разбор сложного предложения | Сайт учителя русского языка и литературы
Порядок разбора
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.
Образцы разбора
1) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а.
Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе — оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения — лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения — оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.
Между простыми предложениями перед союзом а ставится запятая, в конце повествовательного предложения — точка.
2) Но вот однажды, в оттепельный мартовский день, когда аэродром за одно утро вдруг потемнел, а пористый снег осел так, что самолеты оставляли на нем глубокие борозды, Алексей поднялся на своем истребителе (Полевой).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из четырех простых предложений, связанных между собой интонацией, союзным словом когда и подчинительным союзом что. В предложении выделяется одно главное и три придаточных предложения: первое и второе придаточные определительные (относятся к слову день в главном предложении и отвечают на вопрос какой?), связаны между собой противительным союзом а; третье придаточное образа действия, меры и степени (относится к сочетанию глагола-сказуемого с указательным словом так в главном предложении и отвечает на вопросы как? в какой мере?).
Это сложноподчиненное предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных.
Придаточные предложения в составе сложного выделяются запятыми, в конце предложения ставится точка.
Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть B
Урок 30. синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения — Русский язык — 5 класс
Русский язык
5 класс
Урок № 30
Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Порядок синтаксического анализа.
- Порядок пунктуационного анализа.
Тезаурус
Простое предложение – предложение, в котором есть только одна грамматическая основа.
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.
Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.
Повествовательное предложение – это предложение, в котором мы сообщаем о каком-либо факте действительности.
Вопросительное предложение – это предложение, которое содержит вопрос.
Побудительное предложение – это предложение, которым мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
Восклицательное предложение – это предложение, которое произносится с разным выражением чувств: восторга, гнева, сожаления, радости.
Невосклицательные предложения – это предложения, которые произносятся с обычной ровной интонацией, будничным тоном. В них сообщается о чём-то или констатируется факт существования или отсутствия чего-либо.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Распространённые предложения – это предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.
Нераспространённые предложения – это предложения, в которых есть только грамматическая основа.
Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия.
Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «какой?», «чей?», чаще всего выражается прилагательным.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, образ действия и отвечает на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?».
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью.
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 104
Дополнительная литература:
Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с.186.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – основная единица синтаксиса. Очень важно уметь анализировать структуру предложения. Это необходимо для того, чтобы правильно расставить знаки препинания, понять взаимосвязь слов. Анализ структуры предложения происходит во время синтаксического анализа предложения. В ходе синтаксического разбора даётся характеристрика предложения, определяются все члены предложения, определяется, какими частями речи они выражены. Во время синтаксического анализа предложения мы систематизируем свои знания о предложении. С синтаксическим разбором неразрывно связан пунктуационный анализ предложения. На этапе построения схемы предложения мы поверяем правильность постановки знаков препинания.
Существует план синтаксического анализа предложения.
1. Вид по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
2. Вид по интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Вид по количеству грамматических основ: простое, сложное.
4. Вид по строению грамматической основы: односоставное, двусоставное.
5. Вид по наличию второстепенных членов: распространённое, нераспространённое.
6. Осложнено или нет: есть или нет однородные члены, обращения.
При пунктуационном анализе мы смотрим на правильность постановки знаков завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Это зависит от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное – точка, побудительное – восклицательный знак, вопросительное – вопросительный знак. Также мы анализируем наличие знаков препинания внутри предложения: разделительные знаки препинания (между подлежащим и сказуемым, при однородных членах) и выделительные знаки препинания (при обращении).
Рассмотрим на примерах, как производится синтаксический разбор.
Иногда море выбрасывало чудесные большие раковины.
Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставтися точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – море выбрасывало. Подлежащее море выражено именем существительным; сказуемое выбрасывало выражено глаголом. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Выбрасывало когда? Иногда. Это обстоятельство, выраженное наречием. Выбрасывало что? Раковины. Это дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже. Раковины какие? Чудесные большие. Это определения, выраженные именами существительными. Сразу выясним, однородные они или нет. Раковины характеризуются по двум разным признакам: размер и качество (красота). Эти определения неоднородные, следовательно, запятую между ними ставить не надо. В предложении нет ни однородных членов, ни обращения, следовательно, оно неосложнённое.
Письменный разбор будет выглядеть следующим образом.
При выполнении письменного разбора вы должны составить схему: или полную, или краткую. Это позволяет наглядно увидеть правильность постановки знаков препинания. Также при выполнении письменного разбора допускается сокращение слов. Важно не забывать о правилах сокращения слов и постановке знаков препинания.
Рассмотрим пример разбора осложнённого предложения.
Волны несли к берегу и выбрасывали на песок длинные водоросли, крабов и красивые маленькие ракушки.
Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставится точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – волны несли и выбрасывали. Подлежащее волны выражено именем существительным; сказуемые несли и выбрасывали выражены глаголами. Здесь два однородных сказуемых, соединённых одиночным союзом И, следовательно, между ними запятая не ставится. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Несли куда? К берегу. Это обстоятельство, выраженное существительным. Выбрасывали куда? На песок. Это обстоятельство, выраженное именем существительным. Выбрасывали что? Водоросли, крабов и ракушки. Это однородные дополнения, выраженные именами существительными в винительном падеже. Первые два дополнения связаны интонацией, поэтому между ними стоит разделительный знак – запятая, третье присоединяется одиночным союзом и, следовательно, запятую ставить не надо. Задаём вопросы дальше. Водоросли какие? Длинные. Это определение, выраженное прилагательным. Ракушки какие? Красивые маленькие. Это определения, выраженные прилагательными. Так как они обозначают разные признаки, то не являются однородными. Запятую между ними не ставим.
В предложении два ряда однородных членов, однородные сказуемые и однородные дополнения, следовательно, оно осложнённое.
Письменный разбор будет выглядеть следующим образом.
Когда вы отработаете анализ предложения, при выполнении письменного анализа необязательно ставить стрелочки от одного члена предложения к другому. Если есть однородные члены предложения или обращение, то их обязательно надо указать при составлении схемы предложения. Также в схеме обязательно показывать стрелочками, от какого главного члена зависят однородные члены предложения.
Теоретический материал для углубленного изучения.
Разбор предложения с обращением.
Предложения с обращением чаще всего побудительные по цели высказывания. Также они зачастую восклицательные по интонации и односоставные по строению грамматической основы.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
- Единичный / множественный выбор
Определите, чем осложнено предложение?
О Русь, Русь, куда же ты мчишься? (Н. Гоголь)
1) однородными членами;
2) обращением.
Разбор задания: Вспоминаем, что такое обращение и какие члены предложения называются однородными. Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, выражены одной и той же частью речи и соединяются друг с другом сочинительной связью. Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. В этом предложении есть предмет, к которому обращаются – Русь. Следовательно, в предложении есть обращение.
Ответ: 2.
- Выделение цветом.
Выделите зелёным цветом верную характеристику предложения.
Поржавели, поредели листья дуба, но держались на ветках до самой весны.
1) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое;
2) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми;
Разбор задания: Внимательно читаем характеристику предложения и анализируем самостоятельно: по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, по количеству грамматических основ – простое, по составу грамматической основы – двусоставное, есть второстепенные члены – распространённое, в предложении три сказуемых – осложнённое. Первый вариант неверный.
Ответ: 2) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми;
Внеклассный урок — Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения
Схема синтаксического разбора предложения:
1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное
4. Далее, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения:
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:
Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся, распростр., осложн.однород.подл.
Пример синтаксического разбора сложного предложения:
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:
Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что, СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали, распр., не осложн.
Синтаксический разбор простого предложения
Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы «Школа 2100», «Школа России» и «Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами «прокладывают» преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе
|
В 5 классе
|
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Сущ.(главное слово)+прил.,
Гл.(главное слово)+сущ.
Гл.(главное слово)+мест.
Нареч.+гл.(главное слово)
|
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.
Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.
|
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О]1, [ ]2, и [ ]3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.
|
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.
Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.
|
Схемы предложения с прямой речью: А: «П!» или «П,» — а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.
|
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: «П, — а. — П.» и «П, — а, — п». Вводится понятие диалога и способы его оформления.
Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.
|
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого — трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки — и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина — все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя… ветром.
Образцы разбора простых предложений
Скачать образцы разборов в формате .doc 75,5 КБ
Как делать полный синтаксический разбор предложения
Просто о синтаксическом разборе предложения
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое – простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое – какой формой глагола;
- составное глагольное – из чего оно состоит;
- составное именное – какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
Описание
Сервис позволяет провести автоматический бесплатный синтаксический и морфологический разбор предложения или текста онлайн. Сервис выделяет члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство, над каждым словом приводится морфологическая информация о части речи по данному слову. При использовании сервиса учитывайте, что правильность разбора на данный момент составляет примерно 80%, поэтому представленный результат необходимо подвергать тщательной проверке. В комментариях можете указывать найденные ошибки, мы будем стараться их исправить 🙂
Буквы Е и Ё (две разные буквы), наличие орфографических и пунктуационных ошибок в тексте влияют на результат разбора.
Результаты хранятся 7 дней (сохраняйте адрес страницы с разбором вашего предложения).
Справочная информация
Понятие синтаксиса
Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями. Какие же именно темы затрагивает синтаксис?
Правильное построение и верный состав предложений, а также словосочетаний.
Рассмотрение связующих слов внутри синтаксических единиц.
Темы, относящиеся к синтаксическим единицам, их главная роль в языке.
Определение главных и второстепенных членов предложения, упор на грамматическую основу.
Если обратиться к созданию науки о синтаксисе, то придется углубиться в 19 век. А сами предпосылки появления термина «синтаксис» появились еще в далеком античном мире. Люди принимали синтаксические разбор, как нечто, которое способно прояснить предложение и длинное словосочетание. Спустя время синтаксис помог разбирать не только отдельные части, но и целые тексты.
Понятие синтаксического разбора предложения
Вся наша речь строится на словах, которые мы постоянно собираем в одно предложение. Для того, чтобы понять смысл, идею и посыл, важно провести анализ. Так, в каждом отрывке существуют особые составные части. Синтаксический разбор включает в себя способность найти и выделить основные моменты в тексте, при этом поняв, каким именно является каждое предложение. Оно делится на простое и сложное. Помимо этого, важно учитывать, какой тип связи в тексте. Например, существует согласование, управление или примыкание. Обычно, для этого устанавливается главное слово, по которому и определяется смысл синтаксиса. Затем, по правилу определяется время, наклонение, действующие лица и число главных членов.
Члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение
Если бы не было деления на определенные названия, то нельзя бы было вообще понять суть синтаксиса в речи. Но, русскому языку повезло. Здесь есть всё, что необходимо для разбора.
Подлежащее. Главнейший член предложения, без которого буквально не существует нашей речи. Это может быть, как неодушевленный предмет, так и обычный живой человек. Единственные два вопроса, на которые отвечает подлежащие – это «Кто?» и «Что?». Часто употребляемые в роли подлежащего части речи – это существительное или местоимение. На письме выделять необходимо одной неразрывной чертой. Смотрите пример: моя кошка очень любит молоко. В данном предложении подлежащим будет слово «кошка», выраженное обычным существительным женского пола. Или такой пример: он обожает пиццу и морепродукты. А вот здесь подлежащим станет местоимение «он» мужского пола.
Сказуемое. Еще один важный член предложения, которые необходимо подчеркивать двумя неразрывными линиями. Основной вопрос, на который отвечает сказуемое – это «Что делать?» и «Что сделать?», «Каков?», «Кто он / Что он?». Как правило, в 80% случаев сказуемое – это глагол, т.е. действие. Например: мама любит цветы. В данном предложении слово «любит» является сказуемым, так как это действие.
Дополнение. Важный член в предложении, но не являющийся главным. Наоборот, дополнение – второстепенно. Оно относится к предмету, который отвечает на вопрос «Что?» или «Кто?», поставленный в винительном падеже. Подчеркивается такая основа пунктирной линией. Смотрите: я пишу письмо, слушаю песню. Слово «песню» будет дополнением, так как именно оно отвечает на вопрос винительного падежа.
Обстоятельство. Вспомогательная часть в тексте, важная для наполнения и красочности речи. Не было бы данного пункта – было бы скучно, уж поверьте. Итак, обстоятельство – это качество, признак, отвечающий на вопрос «Куда?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». А вот и пример подоспел: мы уехали в Париж. Смотрите, было бы неинтересно знать, что люди просто уехали. Намного важнее узнать информация, куда именно было направление. Отсюда находим обстоятельство «в Париж», отвечающее на вопрос «Куда?».
Определение. Для того, чтобы речь была красочной, многогранной, нескучной и разной – важно включать определения. Они отвечают на вопрос «Какой?», «Какая?». Часто в речи определение выражается прилагательным, т.е. частью речь, которая описывает предмет от и до. Поглядите на пример: животные обитают в дремучих джунглях. Слово «дремучий» – как раз является определением, так как отвечает на вопрос «Какой?» помогает конкретнее представить и понять, какими именно являются джунгли.
Как выполнять синтаксический анализ простого и сложного предложения
Чтобы было понятнее, давайте возьмем несколько примеров.
Разбор простого предложения
Алексею вручили медаль за отвагу, мужество и героизм, проявленные в жестоких боях во время Великой Отечественной Войны.
Во-первых, определите основы в предложении: первая часть главная, так как здесь присутствует основное сказуемое, а вторая – придаточная, дополняющая то, о чем говорится в самом начале. По структуре предложение является утвердительным, повествовательным. По эмоциональной окраске восклицание отсутствует. Считая основы, предложение простое, двусоставное и распространенное. Здесь есть осложнение, которое выделяется запятой – как видите, вторая часть четко выражена причастным оборотом.
Разбор сложного предложения
Вчера учитель по английскому языку не записал домашнее задание, мы всем классом ничего не сделали на сегодняшний урок.
Обратите внимание на предложение, в нем есть повествование, т.е. содержится определенный факт, мини-сообщение. Если же судить по эмоциональной окраске, то восклицание отсутствует. Посчитав грамматические основы, делаем вывод, что их целых две. А это означает, что предложение сложное. Смотрите: в первой части основа слова «учитель не записал», а во второй – «мы не сделали». Союзов здесь тоже нет, а это значит, что оно – бессоюзное, но с запятой, которая разделяет две важные части.
Вот, наглядный пример того, как выглядит синтаксический разбор двух типов предложения. Нас учат в школе точно также, просто со временем все забывается.
Порядок разбора
Нас учат по-разному, с чего лучше начинать анализ. Кто-то считает, что приоритетно дать общую характеристику предложению. Другие же, наоборот, придерживаются мнения, что важно определить все части в предложении, а только затем приступать к основной характеристике. Лучше всего более верный вариант скомпоновать в небольшую памятку, чтобы вам же было впоследствии удобнее ею пользоваться.
Для начала прочитайте внимательно исходное предложение с простым карандашом в руке, определив, какова цель высказывания.
После этого посмотрите внимательно на интонацию, которая всегда прописывается в самом конце (вопросительный знак или восклицательный).
Теперь, найдите состав предложения, выделяя карандашом основу. Это может быть, как простое, так и сложное предложение.
Посмотрите, есть ли средства связи между частями, т.е. союзы, которые соединяют две части.
Имеются ли второстепенные члены. Если да, то предложение считается распространенным, т.е. включает в себя разные части речи.
Если можно, то найдите обороты. Они бывают причастными и деепричастными.
Вот так легко можно понять, что же такое синтаксический анализ. На самом деле, все это не сложно, если выучить и понять алгоритм выполнения. Вспомните, как на уроках нас часто «гоняли» и заставляли выполнять домашнее задание на синтаксис каждый раз. Набив руку, каждый школьник за считанные минуты сделает разбор предложения и представит его классу. И еще один момент: никогда не бойтесь больших текстов. Да, они оснащены огромными основами, описаниями, моментами и знаками препинания, но тем они и красочные! Мы охотнее представляем себе что-то в подробных деталях, нежели сухое предложение из пяти слов. Так что, не паникуйте при виде предложения, где полно основ и частей речи. Зато синтаксический анализ получится громоздким, но максимально открытым.
Морфологический разбор слова
Под морфологическим разбором слова понимают полную грамматическую характеристику той или иной словоформы. В ходе данного процесса нужно чётко определить, к какой из частей речи необходимо отнести анализируемое слово, какие у него постоянные и изменяемые признаки, а также в какой из форм его следует употреблять. Кроме того, определяется роль слова в заданном предложении.
Морфологическому разбору подвергаются лишь слова, которые представлены в определённом предложении. Это имеет большое значение, поскольку для русского языка характерно распространение омонимии форм, а также частей речи. Дать правильную характеристику слова, которое представляется изолированно, в отрыве от контекста, практически невозможно.
Важность морфологического разбора слова заключается в том, что быстрее осваиваются грамматические категории, а также они становятся легкоразличимыми в процессе практической деятельности.
При выполнении морфологического разбора, нужно помнить, что не для каждого слова характерно наличие стандартного набора категорий. Кроме того, могут возникнуть затруднения с чёткой идентификацией той или иной категории.
Несмотря на то, что имеются разночтения в сфере морфологического разбора слов, на текущий момент разработаны общие требования. Прежде всего, нужно следовать чёткому алгоритму. При соблюдении установленных требований, гораздо легче осуществлять морфологический разбор того или иного слова. Если отступать от правил, то это будет приводить к возникновению ошибок в ходе анализа, поскольку даже неправильный порядок разбора внесёт хаос в данный процесс.
Действия по морфологическому разбору слова осуществляют в следующей последовательности:
Записывается словоформа слова, которое анализируется – оно должно быть указано так, как его используют в контексте, не подвергая каким-либо изменениям.
Определяется для слова начальная форма. Каждая часть речи характеризуется индивидуальными правилами приведения слов в эту форму. К примеру, для существительного характерно наличие именительного падежа и единственного числа. Что касается глагола, то здесь всегда используется неопределённая форма.
Указывается грамматическое значение анализируемого слова в качестве части речи. К примеру, для существительного это будет предмет, а для глагола – действие.
Определяются грамматические категории, которые являются неизменяемыми. Такие категории также находятся в зависимости от частей речи. Если рассматривать существительное, то оно может быть собственное и нарицательное. Кроме того, используется род, склонение, а также одушевлённость и неодушевлённость. Для глагола характерно наличие возвратности, переходности, вида и спряжения.
Указывается, в какой из форм применяется слово в обозначенном контексте. Категории, которые изменяются, определяются исключительно по словоформе.
Определяется синтаксическая роль слова в указанном предложении. При этом данное предложение рассматривается очень внимательно, так как порой слова выполняют те функции, которые для них несвойственны. Например, существительное преимущественно выступает в качестве подлежащего и дополнения. Что касается глагола, то он бывает сказуемым.
Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.
Единицы синтаксиса
Синтаксис изучает связь слов внутри словосочетаний или предложений. Таким образом, единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения – простые или сложные. В этой статье мы будем говорить о том, как сделать синтаксический разбор предложения, а не словосочетания, хотя нередко в школе просят сделать и его.
Зачем нужен синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения предполагает подробное рассмотрение его структуры. Это совершенно необходимо для того, чтобы правильно поставить знаки препинания. Кроме того, это помогает понять связь слов внутри фразы. В ходе синтаксического разбора, как правило, даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения и вытесняется, какими частями речи они выражены. Это так называемый полный синтаксический разбор. Но иногда этот термин используется в отношении короткого, частичного, синтаксического разбора, в ходе которого ученик только подчёркивает члены предложения.
Члены предложения
Среди членов предложения всегда сначала выделяют главные: подлежащее и сказуемое. Они, как правило, составляют грамматическую основу. Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое, более одной – сложное.
Грамматическая основа может состоять как из двух главных членов, так и включать в себя только один из них: или только подлежащее, или только сказуемое. Во втором случае мы говорим, что предложение односоставное. Если же присутствуют оба главных члена – двусоставное.
Если, кроме грамматической основы, слов в предложении нет, оно называется нераспространённым. В распространенном предложении есть также второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство; частным случаем определения является приложение.
если в предложении есть слова, которые членами предложения не являются (например, обращение), оно все равно считается нераспространенным.
Выполняя разбор, необходимо называть и часть речи, которой выражен тот или иной член предложения. Этот навык ребята отрабатывают, изучая в 5 классе русский язык.
Характеристика предложения
Чтобы дать характеристику предложению, надо указать надо его описать
- по цели высказывания;
- по интонации;
- по количеству грамматических основ и так далее.
Ниже мы предлагаем план характеристики предложения.
По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.
По интонации: восклицательное или невосклицательное.
Восклицательными могут быть любые по цели высказывания предложения, а не только побудительные.
По количеству грамматических основ: простое или сложное.
Если предложение простое, движемся дальше по плану; если сложное, путь отсюда придется пройти несколько раз: столько, сколько частей в сложном.
По количеству главных членов в грамматической основе: односоставное или двусоставное.
Если предложение односоставное, надо определить его вид: назывное, определённо-личное, неопределённо-личное, безличное.
По наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.
Если предложение чем-то осложнено, то это также надо указать. Это план синтаксического разбора предложения; лучше его придерживаться.
Осложнённое предложение
Предложение может быть осложнено обращением, вводными и вставными конструкциями, однородными членами, обособленными членами, прямой речью. Если какой-то из этих видов осложнений присутствует, то надо указать, что предложение осложненное, и написать чем.
Если предложение сложное
Если необходимо сделать разбор сложного предложения, надо сначала указать, что оно сложное, и определить его тип: союзное или бессоюзное, а если союзное, то еще и сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем охарактеризовать каждую из частей с точки зрения состава грамматической основы (двусоставное или односоставное, тип односоставного) и наличия/ отсутствия второстепенных членов.
В таблице приведены второстепенные члены и их вопросы.
Второстепенные члены предложения
Вопросы
Кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
Какой? чей? который по счету?
Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?
Второстепенные члены могут быть выражены разными частями речи, например определение:
шерстяная юбка – прилагательное;
юбка из шерсти – существительное;
юбка отглаженная – причастие;
привычка побеждать – инфинитив…
Пример синтаксического разбора предложения
Подчеркнем грамматические основы. Их две: знал и ты переехала . Определим части речи: знал – сказуемое, выражено глаголом в личной форме и т.д.
Теперь подчеркиваем второстепенные члены:
Переехала откуда? из деревни – обстоятельство, выражено существительным; куда? в город – тоже обстоятельство, тоже выражено существительным. Маша – это обращение, оно не является членом предложения.
Теперь дадим характеристику. Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное.
Первая часть «не знал» неполная, нераспространенная.
Вторая часть двусоставная, распространенная. Осложнено обращением.
По окончании разбора надо составить схему сложного предложения.
Что мы узнали?
Синтаксический разбор призван помочь понять структуру предложения, поэтому необходимо указать все, что может быть с ней связано. Выполнять разбор лучше по плану, тогда больше шансов, что вы ничего не забудете. Необходимо не только подчеркнуть члены предложения, но и определить части речи, и дать характеристику предложению.
Граммарпедия — Как разобрать
Под синтаксическим анализом понимается деятельность по анализу предложения на составляющие его категории и функции. Парсинг — это навык: то, чему вы можете научиться, а не то, о чем вы просто знаете. На этой странице описана процедура синтаксического анализа английских предложений.
Хотя мы упоминаем ряд стратегий, которые помогут вам анализировать определенные типы конструкций на этом сайте, мы резюмируем здесь базовую процедуру. Если вы раньше не изучали грамматику, вы можете обнаружить, что более полезно вернуться на эту страницу после того, как вы прочитаете остальную часть этого сайта и ознакомитесь с категориями и функциями, упомянутыми здесь.
Найдите глаголы
Первый шаг в синтаксическом анализе предложения — найти глаголы. Это полезно по ряду причин. Во-первых, глагол является ключом ко всему предложению, поэтому имеет смысл сначала разобраться с ним. Кроме того, предложения, содержащие несколько предложений, проще всего идентифицировать, найдя все глаголы. При идентификации глаголов помните, что одно предложение может содержать до трех вспомогательных глаголов в дополнение к лексическому глаголу. Здесь нас интересует лексический глагол.
Все лексические глаголы в следующем примере выделены жирным шрифтом.
Я планирую с по ухожу с работы раньше, когда я иду в отпуск .
Может быть полезно начать с определения того, где в предложении появляются флективные суффиксы, связанные с лексическими глаголами (-s, -ed, -ing, -en). Но у этой стратегии есть ограничения, поскольку (i) некоторые глаголы не требуют суффиксов (см., Например, leave and go в приведенном выше примере), и (ii) все эти суффиксы также появляются в существительных по разным причинам.
Также полезно рассмотреть любые вспомогательные глаголы (be, have, do и модальные окна can, might, will, should и т. Д.). В этом примере мы видим форму am. Это форма первого лица единственного числа в настоящем времени вспомогательного глагола be.
Рассмотрим время статьи
Еще одна полезная вещь, которую нужно разобраться в отношении глаголов, — это время каждого предложения. В нашем примере есть только один глагол с пометкой во времени. Выделено жирным шрифтом:
Я утра планирую уйти с работы пораньше, когда я уезжаю в отпуск.
Определить нефинитные статьи
Одна из причин, по которой полезно иметь возможность идентифицировать нефинитные предложения, заключается в том, что нефинитные предложения всегда являются подчиненными. Поиск придаточных предложений значительно упрощает понимание того, как связаны разные элементы в предложении.
Не конечные придаточные предложения содержат нефинитные глаголы. Это глаголы в форме инфинитива, причастия настоящего или причастия прошедшего времени, которые не поддерживаются вспомогательным . В нашем примере есть один бесконечный глагол — leave.Выделено жирным шрифтом:
Я планирую уйти с работы раньше, когда я уезжаю в отпуск.
Обратите внимание, что есть также примеры придаточных предложений, содержащих конечные глаголы — так что эта процедура сама по себе не идентифицирует все подчиненные предложения. В нашем примере глагол go является частью конечного придаточного предложения:
Я собираюсь уйти с работы пораньше , когда уезжаю в отпуск .
Найдите основные компоненты
Следующий шаг в синтаксическом анализе предложения — посмотреть, можете ли вы идентифицировать основные составляющие и установить тип транзитивности.Мы установили, что главный глагол в нашем примере — это планирование (потому что мы только что отметили, что два других лексических глагола являются частью придаточных предложений). Что такое транзитивность планирования и какие основные составляющие оно принимает в нашем предложении?
Поскольку наше предложение довольно сложное, можно начать с рассмотрения глагольного плана в более общем плане. Базовая статья, содержащая план, приведена ниже:
Это предложение является переходным: оно содержит субъект (Сара) и объект (праздник).Тот же образец встречается в нашем предложении. Тема (I) и объект (досрочно уйти с работы) выделены жирным шрифтом:
Я, , планирую, , уйти с работы пораньше, , когда уйду в отпуск.
Осталось что-нибудь?
Если повезет, все, что у вас останется, — это дополнительная наречивая информация, относящаяся к времени, месту или способу предложения. В нашем примере в этой функции есть подчиненное предложение:
Я собираюсь уйти с работы пораньше , когда уезжаю в отпуск .
Определение синтаксического анализа Merriam-Webster
\ ˈPärs
, в основном британский ˈpärz \
переходный глагол
1а
: для разделения (предложения) на грамматические части и определения частей и их отношения друг к другу.
б
: , чтобы описать (слово) грамматически, указав часть речи и объяснив словоизменение (см. Значение флексии 2а) и синтаксические отношения.
2
: для подробного изучения : для критического анализа
проблемы с анализом … объяснения сокращения доли рынка — Р.С. Энсон
непереходный глагол
1
: для грамматического описания слова или группы слов.
2
: , чтобы признать анализ
: продукт или экземпляр синтаксического анализа
Как разбирать предложения | Синоним
Анализ предложения включает определение функции каждого слова.Раньше в школе регулярно преподавали формальную грамматику английского языка в надежде, что это улучшит правильное использование языка учащимися. Однако исследования показали, что выполнение формальных упражнений по грамматике оказывает минимальное положительное влияние на письменные сочинения учащихся. Разбор предложений вышел из моды. Сегодня преподаватели говорят, что классное время лучше проводить за письмом в контексте. Тем не менее, учащимся полезно уметь определять части речи и понимать их функции в предложениях.Умение разбирать предложение может быть полезным для студентов, изучающих английский как второй язык.
1 Выберите короткое предложение из газеты
Выберите короткое предложение из газеты, журнала или книги. Скопируйте предложение в тетрадь. Между каждой строкой текста оставляйте пустую строку.
2 Прочтите предложение вслух
Прочтите предложение вслух. Визуализируйте значение предложения.
3 Определите основное действие
Определите, какое действие является основным в предложении.Например, в предложении «Молодой человек, укравший деньги, быстро побежал по улице», основное действие — это бег, поэтому слово «побежал» является основным предикатом предложения.
4 Изучите предложение
Изучите предложение, чтобы определить, есть ли слова, которые добавляют дополнительное описание к основному предикату. В этом примере дескрипторы «быстро перейдут на улицу». Попробуйте задать себе вопросы «как?» «где?» и почему?» Что касается основного предиката, то в этом примере «выполняется», чтобы помочь вам найти дескрипторы.
5 Проведите двойную линию
Проведите двойную линию под всеми словами в полном предикате. В этом примере «быстро побежал по улице». Обратите внимание, что этот предикат сообщает вам действие — «бег», а также место и способ запуска. Карандашом другого цвета нарисуйте линию под словом «run», чтобы определить его как основное сказуемое.
6 Определите исполнителя
Определите исполнителя действия основного предиката.Задайте себе вопрос «кто совершил действие?» В этом примере вы спросите: «Кто бегал?» или «кто сбежал?» Проведите единственную линию под исполнителем действия или предметом. В этом примере основной предмет — «мужчина».
7 Изучите предложение-2
Изучите предложение, чтобы определить, есть ли слова, которые добавляют дополнительное описание к основному предмету. В этом примере дескрипторы — «молодой человек, укравший деньги». Попробуйте задать себе вопросы «что за?» или «какой?» о главном предмете, в этом примере «человек», чтобы помочь вам найти дескрипторы.
8 Нарисуйте еще одну линию
Нарисуйте еще одну линию под всем объектом, используя перо другого цвета. В этом примере тема полностью: «Молодой человек, укравший деньги».
9 Повторите шаги
Повторите шаги с 1 по 8 для дополнительных предложений, чтобы получить больше практики. Имейте в виду, что синтаксический анализ предложений состоит из определения основного подлежащего и полного предмета, а также основного и полного предиката предложения.Кроме того, синтаксический анализ включает определение слов, которые изменяют или описывают подлежащее и сказуемое.
10 Разработайте цветовую систему
Разработайте цветовую систему символов, которая поможет вам различать изменяемые слова при анализе предложений. Используйте разные цвета или отметки, такие как круглые или квадратные скобки, для обозначения прилагательных, таких как «молодой», и таких фраз, как «кто украл деньги».
синтаксический анализ — Как разобрать грамматику предложения, в котором есть два напряженных глагола
Фраза , чтобы найти — это не глагольная фраза, а зависимый инфинитив, не имеющий времени.Однако в ограниченном смысле инфинитив может быть помечен для времени относительно времени конечного глагола, то есть глагола, согласующегося с подлежащим. Английский инфинитив имеет две формы: Present ( to go ), что указывает на более или менее параллельное действие, и perfect ( to go ), действие до времени основного глагола.
Кажется, он нашел свои ключи.
Очевидно, что поиск чего-то должен предшествовать любому осознанию действия, поэтому идеальный инфинитив — единственный выбор.Это верно, если этот момент осознания наступил в прошлом:
Похоже, он нашел свои ключи.
Совершенный инфинитив выражает относительное время независимо от времени конечного глагола.
Это была огромная дань уважения учителю, который, кажется, оказал большое влияние на ваше путешествие, и я приветствую ваше мужество, когда вы рассказываете о своем положительном опыте общения с ним. — Medium.com, 6 мая 2019 г.
Хотя влияние учителя может каким-то образом продолжаться в настоящем, прямое влияние остается в прошлом.Признание роли учителя в настоящем, поэтому использование совершенного инфинитива.
Предполагалось, что должен прибыть назад в Дейтон к вечеру воскресенья. К несчастью для него, он не вернулся до вечера понедельника. — Ронни Ламберт, Обратное проклятие , 2009.
Здесь выбор настоящего или совершенного инфинитива продиктован желанием автора сделать более актуальным различие между запланированным и фактическим прибытием. Обычно можно услышать:
Поезд должен был прибыть в десять, но опоздал на 45 минут.
В большинстве случаев ни логика, ни актуальность не требуют идеального инфинитива:
Он отличался от других мальчиков, которые казались, боялись своих родителей — по крайней мере, они проявляли уважение. Гэри, однако, , похоже, имел свои собственные правила, когда дело касалось уважения к другим. —Гарлена Л. Хайнс, «Я не ошибка, я должна быть» , 2007, 17.
Парсинг
Парсинг
Следующая: Поколение
Up: Обработка
Пред .: Обработка
Задача автоматического парсера — взять формальную грамматику и
предложение и применить грамматику к предложению, чтобы (а) проверить
что он действительно грамматический и (б) учитывая, что он грамматический,
показать, как слова объединяются в фразы и как фразы
собирать вместе, чтобы сформировать более крупные фразы (включая предложения).Таким образом, для
Например, синтаксический анализатор будет использовать приведенные выше правила, чтобы проверить, что
предложение Температура повлияла на принтер состоит из
существительное, состоящее из существительного Температура , за которым следует
вспомогательный глагол, за которым следует глагольная фраза, и что глагольная фраза
влияет на принтер состоит из команды влиять на и
существительное словосочетание, состоящее из существительного принтеров . По сути, это
дает ту же информацию, что и виды древовидной структуры, которые у нас есть
приведено выше, например в
Фигура .Таким образом, можно думать о синтаксическом анализаторе как о
предложения и создание таких представлений (предполагая, что предложения
на самом деле правильно сформированы согласно грамматике).
Как это может быть сделано? Есть много способов применить правила к
вход для создания выходного дерева — много разных
процедуры или алгоритмы синтаксического анализа , с помощью которых входная строка
можно присвоить структуру. Вот один из способов:
- Для каждого слова в предложении найдите правило, правая часть которого
совпадает с ним.Это означает, что каждое слово будет помечено
его часть речи (отображается в левой части правила, которое соответствует
Это). Этот шаг в точности эквивалентен поиску слов в
Английский словарь. Учитывая правила типа N
пользователь, принтер N и V clean,
это создаст частичную структуру, как мы можем видеть в верхнем левом углу
угол (этап 0) рисунка.Рисунок: Анализ с использованием алгоритма снизу вверх
- Начиная с левого конца предложения, найдите все
правило, правая часть которого будет соответствовать одной или нескольким частям
речь (этап 1 рисунка). - Продолжайте делать шаг 2, сопоставляя все большие и большие биты
структура фразы до тех пор, пока не перестанут применяться правила. (В нашем примере
это будет когда приговор
наконец, правило совпадает с существительной и глагольной фразой, которые
уже определены). Приговор сейчас
проанализирован (этап 2-4 рисунка).
Как правило, можно найти более одного алгоритма для получения
данный результат. Как уже упоминалось, это, безусловно, верно для
синтаксический анализ: приведенный здесь алгоритм — лишь один из многих возможных
варианты, которые отличаются своей способностью эффективно справляться с
разные типы грамматики.Тот, который мы дали, начинался с
слова предложения, и построил дерево
«снизу вверх». Однако мы также могли использовать
алгоритм построения дерева «сверху вниз»,
начиная с узла S. По сути, что будет делать этот алгоритм
предположить, что он смотрит на предложение, а затем предположить, что
предложение начинается с именной фразы, а затем угадайте, что существительное
фраза состоит из существительного, а затем проверьте, действительно ли
существительное в начале предложения.Каждый раз есть выбор
возможностей (возможно, существительная фраза начинается с определителя)
делает первый выбор и, если это окажется неверным, выполняет резервное копирование и
пробует следующую альтернативу. В процессе разбора предложения
со сложной грамматикой он в конечном итоге получит правильный ответ —
возможно, только после множества ошибочных предположений. (Алгоритмы, которые MT и
другие системы НЛП более сложные и эффективные, чем эта,
конечно). Первые несколько этапов сверху вниз
синтаксического анализа показаны на рисунке.
Рисунок: Анализ с использованием алгоритма сверху вниз
Это описание относится только к строительной поверхности, составляющей
структурное дерево, конечно. Что касается других уровней представительства
(представления грамматических отношений и семантических
представлений), как мы отмечали выше, существует два основных подхода.
Если информация о других уровнях представительства представлена как
аннотации к правилам составляющей структуры, то она должна быть
возможно построить эти другие представления одновременно с
представление составной структуры.Это немного сложнее, если
отношения между уровнями изложены в отдельном сборнике
правила. В этом случае лучше всего сначала построить
составное представление структуры, и применить эти правила к этому
представление.
Простейшая процедура для этого выполняется «рекурсивно» вниз по
поверхностное (составляющее) дерево структуры, работающее с каждым узлом по очереди.
Начиная с корневого узла, алгоритм ищет правило, lhs которого
соответствует этому узлу и его дочерним элементам.В случае следующих
правило (которое мы привели выше, но повторим здесь для удобства), это
означает, что корневой узел должен быть помечен буквой S, и должно быть
три дочери, помеченные как NP, AUX и VP, и VP должны по очереди
содержат дочь, обозначенную V, и дочь, обозначенную NP.
NP: 1 доллар, AUX: 2 доллара,
V: 3 доллара, NP: 4долларов
ЗАГОЛОВОК: 3 доллара США, ПРЕДМЕТ: 1 доллар США, ОБЪЕКТ: 4 доллара США
Одно толкование такого правила оставляет избирателю
структурное дерево нетронутым, и создает
новая структура, представляющая грамматические отношения.Это требует от алгоритма создания временного
структура, соответствующая правой стороне правила.
Он будет отмечен буквой S и будет содержать трех дочерей, одну
ГОЛОВА, одна ПРЕДМЕТ и одна ОБЪЕКТ. Конечно, эта структура
еще не может быть полным, потому что еще не известно, что это за
дочери должны содержать. Однако теперь алгоритм имеет дело с
дочерние узлы дерева структуры поверхности точно так же
поскольку он имел дело с корневым узлом (отсюда процесс называется
рекурсивный).То есть он пытается найти правила, соответствующие каждому из NP,
AUX, V и NP и создают соответствующие структуры. Когда он
сделал это, это
сможет заполнить части временной конструкции, которую он
созданный первоначально, и представление грамматических
отношения будут созданы. Этот
можно увидеть на рисунке.
Аналогичную процедуру можно использовать для интерпретации правил, относящихся к
грамматические структуры отношения к
семантические структуры.Есть
количество деталей и уточнений, которые действительно стоит описать,
например, как мы гарантируем, что все возможные грамматические отношения
структуры, что мы делаем с узлами, упомянутыми на
LHS, но не RHS, и так далее. Но это
уточнения, и здесь не имеют значения, пока эта основная картина
Чисто.
Далее: Поколение
Up: Обработка
Пред .: Обработка
Арнольд Д Дж
Чт 21 декабря 10:52:49 GMT 1995
NLP1
NLP1
Обзор НЛП: проблемы и стратегии
«понимать» текст на естественном языке на уровне, позволяющем осмысленное взаимодействие
между компьютером и человеком, работающим в определенном домене приложения.
Домены приложений NLP:
- обработка текста — обработка текста, электронная почта, орфография и грамматика
шашки - интерфейсов к базам данных — языки запросов, поиск информации,
интеллектуальный анализ данных, резюмирование текста - экспертные системы — объяснения, диагностика болезней
- лингвистика — машинный перевод, контент-анализ, помощники писателей,
поколение языков
Инструменты для НЛП:
- Языки программирования и программное обеспечение —
Пролог
,
ALE
, Lisp / Схема, C / C ++ - Статистические методы — Марковские модели, вероятностные грамматики, на основе текста
анализ - Абстрактные модели — контекстно-свободные грамматики (BNF), грамматики атрибутов,
Исчисление предикатов и другие семантические модели, основанные на знаниях и онтологические
методы
Лингвистическая организация НЛП
- Грамматика и лексика — правила построения хорошо структурированных предложений,
и слова, составляющие эти предложения - Морфология — образование слов из корней, префиксов и суффиксов
E.г., есть + с = ест
- Синтаксис — набор всех правильно построенных предложений на языке и
правила их формирования
- Семантика — значения всех правильно построенных предложений на языке
- Прагматика (мировое знание и контекст) — влияние чего
мы знаем о реальном мире по смыслу предложения. Например, »
воздушный шар роза «позволяет сделать вывод, что он должен быть заполнен
вещество легче воздуха.
- Влияние контекста дискурса (например, роли говорящего-слушающего
в разговоре) о значении предложения
- Неопределенность
- лексический — выбор значений слов (например, летит )
- — выбор структуры предложения (например, Она увидела
человек на холме с телескопом .) - — выбор, означающий выбор (например, Они летают
самолеты.)
Синтаксис
Семантика
Грамматика и синтаксический анализ
Синтаксические категории (общие обозначения) в NLP
- np — фраза существительного
- vp — глагольная фраза
- с — предложение
- det — определитель (артикул)
- n — имя существительное
- tv — переходный глагол (принимает объект)
- iv — непереходный глагол
- преп — предлог
- pp — предложная фраза
- adj — прилагательное
Контекстно-свободная грамматика (CFG) — это список правил, определяющих
набор всех правильно построенных предложений на языке.У каждого правила есть левая
сторона, которая определяет синтаксическую категорию, и правую часть,
который определяет его альтернативные составные части, читая слева направо.
как существительное, за которым следует глагольная фраза ». На рисунке 1 показан простой CFG
который описывает предложения из небольшого подмножества английского языка.
Предложение на языке, определенном CFG, представляет собой серию
слов, которые могут быть получены с помощью
систематического применения правил, начиная с правила, имеющего
s с левой стороны.
синтаксический анализ предложения представляет собой серию приложений правил
в котором синтаксическая категория заменяется
правой частью правила, имеющего эту категорию на своей
слева, и последнее применение правила
дает само предложение. Например, анализ
предложение «мечта жирафа»:
s => np vp => det n vp => n vp => жираф
vp => жираф iv => жираф мечты
Удобный способ описать синтаксический анализ — показать его
Дерево синтаксического анализа , которое представляет собой просто графическое отображение
синтаксического анализа.На рисунке 1 показано дерево синтаксического анализа предложения.
«жираф мечтает». Обратите внимание на
, что корень каждого поддерева имеет грамматическую категорию, которая
появляется в левой части правила
, и дочерние элементы этого корня идентичны элементам
в правой части этого правила.
Если это похоже на знакомую вам территорию из вашего изучения программирования
языках, это хорошее наблюдение. CFG, по сути, являются оригнином.
устройства под названием BNF (Backus-Naur Form) для описания синтаксиса
языков программирования.CFG были изобретены лингвистом Ноамом.
Хомским в 1957 году. BNF возникла при разработке программирования на Алголе.
язык в 1960 году.
Цели лингвистических грамматик
- Разрешить двусмысленность — убедиться, что в предложении есть все возможные
анализирует (например, «плодовые мушки, как яблоко» на рис. 2)
- Ограничение грамматики — например, требуется согласование количества,
напряжение, пол, лицо. Запретить «жираф ест яблоко» (рис. 1)
- Обеспечьте осмысленность — E.g., запретить «яблоко съедает
жираф »(рисунок 1)
NLP против PLP (обработка языков программирования):
Есть некоторые параллели и некоторые фундаментальные различия между
цели и методы обработки языка программирования (дизайн и компилятор
стратегии) и обработки естественного языка. Вот краткое изложение:
НЛП | PLP | |
область дискурса | широкий: что можно выразить | узкий: что можно посчитать |
словарь | большой / сложный | малый / простой |
грамматических конструкций | много и разнообразно — декларативный — вопросительный — фрагменты и т. Д. | несколько — декларативная — императивная |
значения выражения | много | одна |
инструменты и методы | морфологический анализ синтаксический анализ семантический анализ интеграция мировых знаний | лексический анализ контекстно-свободный синтаксический анализ генерация / компиляция кода интерпретация |
Список литературы
- Мэтьюз, Клайв,
Введение в обработку естественного языка через
Пролог , Лонгман, 1998. - Аллен, Джеймс,
Понимание естественного языка 2e, Бенджамин Каммингс,
1995. - Уилкс, Йорик, «Обработка естественного языка»,
Связь с ACM 39, 1 (январь 1996 г.),
60-62. - Ковингтон, Майкл,
Обработка естественного языка для программистов на прологе
, Прентис Холл, 1994. - Мэннинг, К. и Х. Шутце, Основы статистической
Обработка естественного языка , MIT Press, 1999.
Разбор предложений на языке с изменяющимся порядком слов: пословное изменение требований к обработке выявляется на основе связанных с событиями потенциалов мозга
Аннотация
Связанные с событиями мозговые потенциалы (ERP) были записаны, пока носители языка читали немецкий предложения, в которых порядок элементов предложения субъект, косвенный объект и прямой объект систематически менялся.Все предложения были законными грамматическими конструкциями. Предложения были представлены дословно, и на вопрос о назначении ролей нужно было ответить через 5 секунд после представления последнего слова каждого предложения. Поведенческие данные подтвердили предыдущие результаты, показывающие, что предложения, порядок слов которых отклоняется от канонической последовательности подлежащего, косвенного и прямого объекта, труднее обрабатывать. ERP выявили несколько эффектов, которые различались по своим предшествующим условиям, топографии и времени: (1) Предвидение вопроса, от которого зависит эпизодическое вербальное знание, сопровождалось выраженным тоническим негативным сдвигом с левым передним максимумом.(2) Артикли, которые в немецком языке функционируют как падежные знаки, вызывают временную левую переднюю негативность всякий раз, когда они указывают, что последовательность именных фраз не будет продолжаться в ее каноническом порядке. (3) Существительные, которые следуют за падежными маркерами в неканонических позициях, сопровождались повышенной временной задней положительностью. (4) Обработка слов в конечных позициях в предложениях с неканоническим порядком слов сопровождалась рядом эффектов: медленной апостериорной позитивностью, временной передней негативностью и временной задней негативностью, соответственно.Эти эффекты обсуждаются в отношении функционально различных механизмов синтаксического анализа. Они показывают, что ERP могут помочь разделить функционально различные процессы во время понимания языка, даже если участник не генерирует никаких поведенческих результатов.