Части речи в русском языке
Существительные
Существительное – часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы: кто? что? (человек, книга). Различаются по родам и изменяются по падежам и числам. Бывают одушевленные (рабочий) и неодушевленные (телевизоры).
Прилагательные
Прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой? какая? какое? какие? Изменяется по родам, числам и падежам. Отличается от причастия тем, что не имеет признаков залога, вида и времени.
- Качественные прилагательные обозначают безотносительное свойство самого предмета, способное проявляться с разной интенсивностью: белый, быстрый, старый. Имеют краткие формы и степени сравнения: бел, быстрее, старейший, самый старый.
- Относительные прилагательные обозначают свойство предмета через его отношение к другому предмету или действию: дверной, железный, надувной, измерительный.
- Притяжательные прилагательные указывают, кому принадлежит предмет, который они определяют: отцов, сестрин, лисий.
Числительные
Числительное – часть речи, обозначающая:
- количество предметов; отвечает на вопрос сколько? (количественные числительные): два, четырнадцать, сто двадцать пять;
- порядок предметов при счете; отвечает на вопрос который? (порядковые числительные): второй, четырнадцатый, сто двадцать пятый;
- среди количественных числительных выделяется группа собирательных числительных, обозначающих количество предметов как одно целое:двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, девятеро, десятеро, оба, обе.
Местоимения
Местоимение – часть речи, указывающая на лицо, предмет или признак, но не называющая их. Местоимения делятся на:
- Личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
- Возвратное: себя.
- Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, свой.
- Вопросительно-относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
- Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.
- Определительные: сам, самый, весь (вся, всё, все), всякий, каждый, любой, иной.
- Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего.
- Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, сколько-нибудь, какой-либо, кое-что и др.
Глаголы
Глагол – часть речи, обозначающая действие или состояние и отвечающая на вопросы: что делать? что делает? что делал? что будет делать?Имеет признаки вида, залога, лица, числа, времени, наклонения и рода (в прошедшем времени, в сослагательном наклонении).
Формы глагола:
- Инфинитив – неопределенная форма глагола без признаков лица, числа, времени, залога, наклонения и рода: бежать, спать, читать.
- Причастие – неспрягаемая глагольная форма, обозначающая действие или состояние как такой признак предмета, который может изменяться во времени. Изменяется по родам, числам и падежам; имеет признаки залога, вида и времени – этим отличается от прилагательного.
- Действительное причастие обозначает действие, которое совершается самим носителем признака: читающий ученик, расцветший сад.
- Страдательное причастие обозначает признак, возникший в результате воздействия кого-то (чего-то) на носителя признака: брошенный камень,гонимые ветром листья.
- Деепричастие – неизменяемая форма глагола, обозначающая действие как признак другого действия, например: говорил, глядя в глаза;обессилев, присел на скамью. Отличается от причастия тем, что не изменяется; имеет признаки вида и залога.
Наречие
Наречие – часть речи, обозначающая признак действия, качества или предмета и отвечающая на вопросы: как? когда? почему? где? и проч. Основной признак – неизменяемость: медленно, вчера, сдуру, везде и т. д. В состав наречий входят и местоименные наречия: где, нигде, так, как, никак, когда, никогда, иногда, откуда, куда, отсюда, там, туда, почему, потому, поэтому, зачем, затем и т. д.
Предлоги
Предлог – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая слова (отличать от союзов, которые соединяют не слова, а синтаксические единицы: члены предложения или части сложного предложения): в, к, с, на, из, у, сквозь, между, ради, посредством, во время, кругом, около, подобно, относительно, согласно, благодаря, спустя, несмотря на, неужели, в силу, в зависимости от, в связи с, по отношению к и проч.
Союзы
Союз – служебная неизменяемая часть речи, соединяющая члены предложения и/или части сложного предложения (отличать от предлогов, которые соединяют не синтаксические единицы, а слова).
- Сочинительные союзы: и, да, а, но, или, либо, тоже, также.
- Подчинительные союзы: когда, прежде чем, пока, что, чтобы, как, так как, потому что, благодаря тому что, так что, будто, словно, если, раз, хотя, несмотря на то что, для того чтобы, не только… но и…, не столько… сколько… и т. д.
Частица
Частицы – служебные слова, придающие дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам: не, ни, кое-,-либо, -нибудь, -то, -те, -ся (сь), -ка, -де, же, ли, бы, бывало, да, пусть, пускай, даже, уж, лишь, почти, только, хотя бы, разве, неужели, дай, знай, давай, ну, дескать, мол, ведь, ну и, будто, как будто, точно, словно, вроде, якобы, чай, пожалуй, авось, просто, именно, чуть не, едва ли не, что ли и т. д.
Связка
Связка – это оторвавшееся от парадигмы местоимения или глагола служебное слово. В его функции входит указание на синтаксические отношения между компонентами предложения. К связкам относятся слова это, словосочетание это есть, есть (и другие формы глагола быть), спрягаемые формы глаголов являться, явиться, значить, означать, называться. Связки часто опускаются, и на их месте в предложении ставится тире:Автомобиль – [есть] не роскошь, а средство передвижения.
Части речи в русском языке
Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.
Классификация частей речи
- «Российская грамматика» М. В. Ломоносова (1755 г.)
- «Русская грамматика» А. X. Востокова (1831 г.)
Восемь частей речи представлены и из имени выделены, как особая часть речи, прилагательные, зато причастия рассматриваются как разновидность прилагательных.
- «Опыт исторической грамматики» Ф. И. Буслаева (1858 г.)
Сохраняется прежнее количество частей речи и их деление на:
- «Из записок по русской грамматике» А. А. Потебни (1874 г.)
- Курс «Сравнительное языковедение» Ф. Ф. Фортунатова (1901—1902 гг.)
Традиционное деление слов на части речи отсутствует и грамматические разряды выделяются по формальным признакам:
- полные слова: глаголы, существительные, прилагательные, инфинитив, наречие, которые подразделяются на спрягаемые, склоняемые и несклоняемые;
- частичные слова;
- отдельно стоят междометия.
- Схема А. М. Пешковского
Близка к фортунатовской:
- выделяются глагол, имя существительное, имя прилагательное, причастие, наречие, деепричастие и инфинитив.
- местоимения и числительные Пешковским не выделяются в самостоятельные части речи,
- служебные слова рассматриваются только в синтаксическом плане.
- Схема А. А. Шахматова
Шахматов связывал учение о частях речи с синтаксисом и выделял 14 частей речи:
- знаменательные: существительное, прилагательное, глагол и наречия неместоимённые и нечислительные;
- незнаменательные: числительное, местоимённые существительные, местоимённые прилагательные, местоимённые наречия;
- служебные: предлог, связка, союз, префикс, частица;
- отдельно междометие.
- Классификация В. А. Богородицкого
Семантические и синтаксические признаки преобладают над морфологическими. Выделяются:
- слова с самостоятельным собственным значением: имя существительное, глагол, личное местоимение;
- слова с меньшей степенью самостоятельности: имена прилагательные, имена числительные, местоимения определительно-указательные, причастия, наречия, деепричастия;
- слова без собственного значения: предлоги и союзы;
- междометия.
- Схема Л. В. Щербы
- Слова знаменательные: существительные, прилагательные, наречия, слова количественные, категория состояния, глагол;
- слова служебные: связки, предлоги, союзы;
- междометия.
- Классификация В. В. Виноградова
- Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение — в состоянии разложения, глагол, наречие, категория состояния;
- частицы речи: частицы в собственном смысле, частицы-связки, предлоги, союзы;
- модальные слова;
- междометия.
- Статья «О частях речи в русском языке» М. В. Панова (1960 г.)
- существительные, глагол, деепричастие, прилагательные и наречия;
- числительные и местоимения распределяются по другим частям речи;
- вне системы частей речи находятся частицы речи и междометия.
Части речи, различаемые в современном русском языке
- Самостоятельные части речи
Ссылки
Части речи в русском языке | |
---|---|
Имя существительное • Имя прилагательное • Имя числительное • Местоимение • Глагол (причастие • деепричастие • конверб) • Наречие • Предикатив (Категория состояния) |
Части речи. Презентация подготовлена: И.В. Ревенко, к.ф.н., доцентом кафедры современного русского языка и методики КГПУ им. В.П.
СОДЕРЖАНИЕ.
Предисловие… 3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие… 3 182 МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ 1. Предмет морфологии. Связь морфологии с фонетикой, лексикологией, синтаксисом… 4 2. Основные понятия морфологии… 5 ЧАСТИ РЕЧИ В РУССКОМ
Подробнее
«Русский язык» для 10 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Данилкино» Балашовского района Саратовской Области «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО Заместитель
Подробнее
МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Л. И. ОСИПОВА МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного
Подробнее
013 г. 5 8 7 9 10 11 1 Наименование разделов и тем Раздел 3 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
Подробнее
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 7-м классе из расчёта 5 часов в (175 часов) и 4 часа в (140 часов) Раздел и учебника Русский язык среди других славянских языков (1 ч) 1. Текст
Подробнее
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ТРОСТЯНКА БАЛАШОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Евтуховой Валентины Владимировны, учителя
Подробнее
რუსული ენის საგამოცდო პროგრამა
რუსული ენის საგამოცდო პროგრამა დაწყებითი, საბაზო და საშუალო საფეხური შესავალი საგამოცდო პროგრამა ეყრდნობა საქართველოს განათლებისა და მეცნიერების სამინისტროს მიერ 2008 წლის 21 ნოემბერს დამტკიცებულ `მასწავლებლის
Подробнее
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Слово как элемент морфологии и элемент синтаксиса. В грамматике одно и то же слово приходится рассматривать и как явление морфологическое, и как явление синтаксическое. Так,
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Тематическое планирование по русскому языку для 7 класса составлено на основе рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов в соответствии с федеральным компонентом государственного
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Данная дополнительная образовательная программа призвана способствовать подготовке учащихся основной школы (9 класс) к итоговой аттестации по русскому языку. Она не предполагает замены
Подробнее
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (общие сведения)
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (общие сведения) Понятие о предложении Предложение это минимальная, грамматически организованная единица, служащая для выражения мысли, чувств и воли говорящего. Предложение заключает
Подробнее
МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 408 Предисловие………………………… 3 5 К Л А С С 1. Русский язык один из богатейших языков мира……………………………. 8 2. Понятие о литературном языке……….. 9 3.
Подробнее
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
28 августа 2017 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 7 Москва 2017 год Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
Подробнее
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа собеседования по русскому языку соответствует правилам приема в высшее учебное заведение и примерным программам вступительных экзаменов, утвержденным Министерством образования
Подробнее
Номер и наименование темы.
Введение
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Автор: Ковалок Людмила Юрьевна, преподаватель Специальность: 21.02.05 Земельно-имущественные отношения Наименование дисциплины: ОДБ. 01 Русский язык 1.
Подробнее
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал
Подробнее
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Департамент образования Вологодской области БПОУ ВО «Великоустюгский политехнический техникум» ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 2 курс По специальности:
Подробнее
Пояснительная записка.
Пояснительная записка. Программа составлена на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой для 10 11 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык, 10-11 классы» (см. «Программа курса «Русский язык»
Подробнее
Тест с ответами на тему: «Части речи»
1. Какая часть речи отвечает на вопрос кто? И что? и обозначает предмет?
А) Местоимение
Б) Имя числительное
В) Имя прилагательное
Г) Имя существительное+
2. Количество частей речи в русском языке?
А) 10+
Б) 11
В) 8
Г) 9
3. Выберите строку, в которой указаны служебные части речи:
А) Местоимение, союз, предлог
Б) Междометие, глагол, частица
В) Предлог, союз, частица+
Г) Частица, союз, наречие
4. Выберите вариант, где указаны самостоятельные части речи.
А) Глагол, частица, имя числительное
Б) Наречие, местоимение, предлог
В) Имя существительное, частица, предлог
Г) Глагол, наречие, местоимение+
5. Какой раздел русского языка изучает части речи?
А) Синтаксис
Б) Фонетика
В) Морфология+
Г) Словообразование
6. Отметьте, какие части речи склоняются?
А) Местоимение, деепричастие, имя числительное
Б) Причастие, наречие, союз
В) Имя прилагательное, местоимение, предлог
Г) Имя существительное, имя числительное, местоимение+
7.Какие части речи являются неизменяемыми и самостоятельными?
А) Наречие, местоимение
Б) Наречие, деепричастие+
В) Глагол, местоимение
Г) Имя существительное
8. Какое существительное не образует форму мн.ч.?
А) Вино, синева.
Б) масло, квартира.
В) окно, зарево.
Г) счастье, белизна.+
9. Каким образом появляются страдательные причастия прошедшего времени
А) с помощью суффиксов –нн, -енн, -т.+
Б) с помощью суффиксов –вш, -ш.
В) с помощью суффиксов –ущ, -ющ, -ащ, -ящ.
Г) с помощью суффиксов –ем, -им.
10. Для какой части речи характерны следующие морфологические признаки: качественное, относительное, притяжательное.
А) имя числительное
Б) местоимение
В) наречие
Г) имя прилагательное+
11. Выберите из данных слов качественные прилагательные
А) золотой, крутой, картинный
Б) сочный, мрачный, весёлый+
В) волчий, мамин, прелестный
Г) медвежий, стальной, красный
12. Выберите то предложение, которое содержит прилагательное в сравнительной степени
А) Выпал белый снежок на тонкий ледок
Б) В лесу берёза выше и стройнее.+
В) Золотой человек был найден вблизи Алматы.
Г) Сегодня у меня счастливый день.
13. Какая часть речи обозначает количество, порядок предметов при счёте?
А) местоимение
Б) имя числительное+
В) имя прилагательное
Г) глагол
14. Причастия, образующиеся от основы настоящего времени глагола при помощи суффиксов: -ущ, ющ, ащ, ящ:
А) действительные причастия прошедшего времени
Б) действительные причастия настоящего времени+
В) страдательные причастия прошедшего времени
Г) страдательные причастия настоящего времени.
15. Как называется часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета, признак другого признака.
А) имя прилагательное
Б) наречие+
В) глагол
Г) причастие
16. Выберите числительное.
А) пять+
Б) пятёрка
В) впятёром
Г) пятерня
17. Какое из данных местоимений — притяжательное?
А) себя, своих, чьи?
Б) свой, он, мне.
В) что? какой? Мне.
Г) наш, мой, твой.+
18. Что из ниже перечисленного пишется через дефис?
А) прилагательные первой частью которых является наречие на -о;
Б) прилагательные, образованные из сочетаний слов с сочинительной связью;+
В) прилагательные первой частью которых является числительное;
Г) прилагательные, образованные от сложных имен существительных.
19. Какой из данных разрядов местоимений включает только одно слово?
А) вопросительное
Б) возвратное+
В) указательное
Г) относительное
20. Выберите верный вариант написания слов: грущу по ва.., тоскуешь по на.., скучает по ва.., были в гостях у (-н) её
А) с, м, с, -.
Б) с, с, м, н.+
В) с, с, с, н.
Г) с, с, с, -.
21.Выберите наречие с буквой –а на конце
А) начать снов.., слегк.. подпрыгнуть.+
Б) запрост.. зайти, вытереть досух..
В) крепк.. закрутить, наблюдать издалек..
Г) искренн.. поинтересоваться, начать сначал..
22.Выберите глаголы 2 спряжения
А) слышать, обидеть.+
Б) стелить, дарить.
В) строить, забежать.
Г) искать, держать.
23. Отметьте глаголы совершенного вида
А) Ранить, уходить.
Б) задеть, кричать.
В) казнить, плыл.
Г) написал, положить.+
24. Выберите видовую пару глагола
А) перечитывать-перечитать.+
Б) искать-находить.
В) замедлить-помедлить.
Г) гадать-отгадывать.
25. Какие из данных глаголов обладают категорией рода?
А) глаголы настоящего времени
Б) глаголы совершенного вида
В) глаголы непереходные
Г) глаголы прошедшего времени+
26. Какой из данных глаголов оканчивается на –ут в форме 3л. мн.ч. настоящего времени.
А) колоть-кол..т.
Б) бриться-бре. .тся.
В) слышать-слыш..т.
Г) плакать-плач..т.+
27. Какие глаголы могут иметь форму времени?
А) в повелительном наклонении;
Б) в изъявительном наклонении;+
В) сослагательном наклонении;
28. Укажите вариант ответа в котором все прилагательные пишутся с двумя буквами «н»:
А) камен(-нн)ый, песчан(-нн)ый, традиционный;
Б) маслян(-нн)ый, осен(-нн)ий, здоровен(-нн)ый;
В) семен(-нн)ой, времен(-нн)ый, торжествен(-нн)ый;+
Г) комарин(-нн)ый, оловян(-нн)ый, деревян(-нн)ый.
Презентация на тему: Русский язык 3 класс УМК «Школа России»
Виртуальная конференция «Части речи в
1
Первый слайд презентации
Русский язык 3 класс УМК «Школа России»
Виртуальная конференция «Части речи в русском языке»
Изображение слайда
2
Слайд 2: Добрый день, дорогие друзья!
Предлагаю вам стать участниками виртуальной конференции на тему «Части речи в русском языке».
Ваша учительница.
Изображение слайда
3
Слайд 3: Программа конференции
Лингвистическая сказка
Работа по таблице учебника «Части речи»
Морфологические загадки
Проектирование текста научного доклада по опорным словам
Практическая работа
Подведение итогов
Изображение слайда
4
Слайд 4: Лингвистическая сказка
Было это давным — давно. В словах была настоящая неразбериха. Одним словом – никакого порядка. Попытались слова как — то построиться. По — разному становились, всё плохо получается.
Сначала они решили выстроиться по количеству букв. Получилась у них такая группа:
Молчать, плакать, полка, белка, белая, милый, под, на, в.
Лингвистическая сказка
Изображение слайда
5
Слайд 5: Лингвистическая сказка
Посмотрело слово «В» на всю эту группу и говорит: «Не хочу я в самом конце стоять!» и перебежало вперёд.
Выстроилась группа слов по -другому :
В, белка, белая, плакать, полка, под, на, милый, молчать.
Лингвистическая сказка
Изображение слайда
6
Слайд 6: Лингвистическая сказка
Тут слово «молчать» возмутилось: «Всю жизнь молчу, и здесь не имею права голоса, хочу быть первым, ну или хотя бы не последним!»
И предложило всем выстроиться в другую группу — по алфавиту:
Белая, белка, в, милый, молчать, на, под, полка, плакать.
Лингвистическая сказка
Изображение слайда
7
Слайд 7: Лингвистическая сказка
Посмотрело слово «плакать» на такое построение и говорит:
«А почему я оказалось последним ?» И заплакало горькими слезами.
В конечном итоге рассорились все слова между собой и разбежались кто куда, так и не навели порядок.
Как помирить слова в русском языке?
Лингвистическая сказка
Изображение слайда
8
Слайд 8: Вспомните!
Все слова в русском языке делятся на большие группы — ЧАСТИ РЕЧИ. Каждая часть речи отвечает только на свои вопросы, имеет свои отличительные признаки, выполняет свою роль в предложении.
Вспомните!
Изображение слайда
9
Слайд 9: Работаем по таблице «Части речи»
Какие группы частей речи бывают?
Учебник с.131
Изображение слайда
10
Слайд 10: Работаем по таблице «Части речи»
Перечислите самостоятельные части речи.
Как вы думаете, почему их так назвали?
К самостоятельным частям речи мы можем задать вопрос. Они являются членами предложения и могут выступать в речи без служебных.
Изображение слайда
11
Слайд 11: Работаем по таблице «Части речи»
Перечислите служебные части речи.
Как вы думаете, почему их так назвали?
К служебным частям речи задать вопрос нельзя. Сами они без самостоятельных частей речи не могут построить предложение.
Изображение слайда
12
Слайд 12: Прочитайте стихотворение и постарайтесь определить название науки о языке, которая изучает части речи
Части речи изучаем,
Много знаний получаем!
Морфология наука —
Занимательная штука!
Должен каждый в мире знать,
Как части речи различать!
Прочитайте стихотворение и постарайтесь определить название науки о языке, которая изучает части речи
Изображение слайда
13
Слайд 13: Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пишет,
Или забивает гол …
Всё расскажет нам …
Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
г лагол!
Самостоятельная часть речи
Изображение слайда
14
Слайд 14: Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
Часть речи эта непростая,
Её вопросы: «Какой? Какая?»
Обозначает лишь признак предмета,
Определите, что же это?
Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
Имя прилагательное
Самостоятельная часть речи
Изображение слайда
15
Слайд 15: Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
Словам он руку помощи даёт,
Им помогает, связи бережёт.
И пишется от слов всегда отдельно,
Считает, приставать к ним очень скверно.
Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
Предлог
Служебная часть речи
Изображение слайда
16
Слайд 16: Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
Всё, что существует,
Оно обозначает.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Верно отвечает.
Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
Имя существительное
Самостоятельная часть речи
Изображение слайда
17
Слайд 17: Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
П редмет увижу, но не назову,
А только на него я укажу.
И будь уверен точно, без сомнения,
Зовут меня …
Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
м естоимение!
Самостоятельная часть речи
Изображение слайда
18
Слайд 18: Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
В науке морфологии
Мне слава и почёт!
Я друг и математике:
Всему я знаю счёт!
Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
Имя числительное
Самостоятельная часть речи
Изображение слайда
19
Слайд 19: Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
Всякий школьник это знает —
Она глагола избегает.
Не забудьте же, друзья,
Слитно их писать нельзя!
Морфологические загадки: узнайте часть речи и определите, к какой группе частей речи она относится?
Служебная часть речи
Частица НЕ
Изображение слайда
20
Слайд 20: Дорогие друзья!
Представьте, что вам предложили выступить на конференции с научным докладом.
Выберите любую из изученных частей речи и составьте текст на тему «Что я знаю о данной части речи?»
В составлении текста научного доклада вам помогут опорные схемы. Оформите текст письменно, укажите заголовок — вопрос.
Успешной работы!
Изображение слайда
21
Слайд 21: Что я знаю об имени существительном?
Это ….
Обозначает ….
Отвечает ….
Одушевл. …
Собств., нариц.
Собств….
Бывают…, …, … рода
Изменяются по…, ….
Н еодушевл. …
* Информация для дополнения
В предложении ….
Изображение слайда
22
Слайд 22: Что я знаю об имени прилагательном?
Это ….
Обозначает ….
Отвечает ….
Бывают…
Изменяются по…, …, ….
* Информация для дополнения
Чаще всего связано с ….
Пишутся через…
В предложении ….
У___ и у_____ ….
Изображение слайда
23
Слайд 23: Что я знаю о глаголе?
Это ….
Обозначает ….
Отвечает …
Изменяется по…, ….
* Информация для дополнения
В предложении ….
В прошедшем времени ….
Глаголы наст. времени …, прош. вр. …, буд. в р ….
Частица НЕ ….
Изображение слайда
24
Слайд 24: Что я знаю о местоимении?
Это ….
Указывает на …, но ….
Отвечает ….
Местоимения 1 лица…, 2 лица …, 3 лица ….
* Информация для дополнения
В предложении ….
Употребляется в речи ….
Изображение слайда
25
Слайд 25: Что я знаю о предлоге?
Это ….
Служит для ….
Пишется ….
* Информация для дополнения
Изображение слайда
26
Слайд 26: Что я знаю о частице НЕ?
Это ….
Частица НЕ при глаголе придаёт ….
Пишется ….
* Информация для дополнения
Изображение слайда
27
Слайд 27: Практическая работа
В отрывке из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» укажите, какими частями речи являются «зеркальные» слова?
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
Изображение слайда
28
Слайд 28: Страничка самопроверки
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
сущ.
глаг.
прил.
глаг.
пр.
сущ.
сущ.
сущ.
сущ.
глаг.
пр.
союз
союз
Изображение слайда
29
Слайд 29: Д орогие друзья!
По традиции любая конференция завершается принятием резолюции.
Резолюция – это решение, выводы, принятые по определённой теме.
Как вы считаете, какой вывод мы должны сделать, завершая работу по теме «Части речи в русском языке»?
Д орогие друзья!
Изображение слайда
30
Слайд 30: Резолюция (вывод) конференции
Части речи все нужны!
Части речи все важны!
Благодарю за работу!
По возможности вы можете просмотреть в идеоурок «Части речи в русском языке»
https://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Chasti-rechi-v-russkom-yazyke
Изображение слайда
31
Слайд 31: Интернет ресурсы
http://linda6035. ucoz.ru / (источник шаблона)
petrovka-schol2.ucoz.ru
market.yandex.by
antalyaelitestroy.ru
infourok.ru
Изображение слайда
32
Последний слайд презентации: Русский язык 3 класс УМК «Школа России»
Виртуальная конференция «Части речи в: Использованная литература
Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс. – М., Просвещение, 2014
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: «ВАКО», 2018
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2018
Изображение слайда
Части речи как способ отражения образа мира в языке (в аспекте изучения русского языкакак иностранного) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
УДК 811. 161.1
ЧАСТИ РЕЧИ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ ОБРАЗА МИРА
В ЯЗЫКЕ
(в аспекте изучения русского языка как иностранного) О. И. Шарафутдинова
В статье ставится вопрос о трудностях определения часте-речной принадлежности слов при изучении русского языка как иностранного. Эти трудности определяются тем, что язык отражает образ мира, а категория «частьречи» является способом закрепления этого образа в языке. Для подтверждения данной мысли сопоставляются представления о частях речи в русской и китайской грамматиках.
Ключевые слова: часть речи, образ мира, русский язык как иностранный.
The article is devoted to difficulties to determine the parts of speech in Russian for foreign students. These difficulties are defined by the fact that language reflects an image of the world, and the category «part of speech» is way to fix the image in language. So category «part of speech» in Russian and Chinese grammars are compared.
Keywords: part of speech, image of world, Russian as foreign language.
Изучение любого языка предполагает знакомство с его базовой структурой, закрепленной в грамматике. Одним из компонентов такой структуры является система частей речи — ключевая категория при изучении грамматики русского языка. В русском языке, языке флективного типа, слова распределяется по частям речи на основании трех признаков — семантического, морфологического, синтаксического. Однако очевидность этих признаков оказывается под сомнением, когда речь заходит о т.н. спорных вопросах -статус причастий, деепричастий и слов категории состояния, переход слов из одной части речи в другую.
Безусловно, освоение частеречной принадлежности слов должно иметь прежде всего практическую направленность, особенно на начальном этапе обучения (элементарном и базовом уровнях). Однако в процессе дальнейшего изучения эти знания должны быть организованы в четкую структуру, в противном случае сложно составить общее представление о системности этой категории и особенностях образа мира, грамматическим компонентом которого являются части речи. Не следует забывать о том, что тот образ мира, который закреплен в родном для обучающегося языке, потенциально иначе представляет частеречную принадлежность слов. Данная проблема требует более серьезного осмысления. Конечно, возможно обучить языку таким образом, чтобы носитель русского языка как иностранного мог общаться в ограниченном количестве коммуникативных ситуаций, используя ограниченный набор языковых, речевых и коммуникативных средств. Но подобное описание связано с элементарным и базовым уровнями владения языком и не позволяет носителям русского языка как иностранного свободно общаться в иноязычной среде, а тем более вести серьезную учебную, профессиональную или исследовательскую деятельность. Владение языком на более высоком уровне предполагает в большей или меньше степени осмысление не только системы языка, но и образа мира, отраженного в языке.
Отсутствие полного совпадения между реальностью и образом мира, отраженным в языке, подтверждается многими языковыми фактами. Например, категория рода в русском языке, охватывающая все имена существительные, в т.ч. неодушевленные, не обладающие «естественным» родом. Другой пример — категория одушевленности/ неодушевленности в русском языке, имеющая формальное выражение в падежных формах (у одушевленных существительных во множественном числе совпадают формы родительного и винительного падежей, у неодушевленных — именительного и винительного) и не всегда совпадающая с делением природы на живую и неживую. Странным с точки зрения бытовых представлений оказывается отнесение к неодушевленным некоторых конкретных и собирательных существительных, представляющих как единое целое группу живых существ. Это, например, такие слова, как «табун», «народ», «труппа», «стая», «детвора», «мошкара», «студенчество», «учительство» и пр. Столько же не-
доумения вызывает и отнесение слова «мертвец» к одушевленным существительным, а «труп» — к неодушевленным при практически совпадающем лексическом значении. Каждый язык обладает собственной моделью описания действительности, предлагает своему носителю вариант освоения и познания мира. В связи с этим различают грамматические универсалии и национальную специфику языков, отражающую представления о мире.
Можно ли утверждать, опираясь на достижения лингвистики и проблемы лингводидактики, что категория «часть речи» является языковой универсалией? Как представление о категории «часть речи», закрепленное в родном языке, влияет на изучение иностранного языка? В каждом языке имеется система взаимосвязанных грамматических категорий, которые разнообразны по своему характеру и объему. Как отмечает А. А. Флаксман, в грамматическом строе выражаются наиболее общие связи и отношения между предметами и явлениями объективной реальности, поэтому количество грамматических категорий в системе языка относительно невелико, но каждая категория оказывает свое организующее действие на большое количество слов [3]. При изучении русского языка как иностранного многие студенты не осознают именно организующую роль грамматических свойств слов, в некоторых случаях происходит своеобразная грамматическая интерференция. Например, типичные ошибки связаны с грамматической характеристикой однокоренных слов: «холодно» и «холодный», «плохо» и «плохой» (например, «на улице холодно» и «холодная погода»; «учится плохо» и «плохой студент»), «работа» и «работать» («моя работа» и «я работаю») и т.п. Не различаясь по смыслу, данные слова имеют, тем не менее, разное категориальное значение и морфологические признаки, закрепленные в грамматической структуре предложения. Обучение грамотной речи сталкивается с таким препятствием, как «флективность» русского языка, исключающим ориентацию только на семантику лексической единицы. Если для родного языка характерно иное представление о частях речи, например, отсутствует понятие парадигмы, то значение грамматических признаков может нивелироваться, тогда опорным пунктом для изучения может стать иная категория.
Сравним представление о категории «часть речи» в русском и китайском языках. В русском языке часть речи — это лексико-грам-
матический класс слов, объединенных категориальным значением, общностью морфологических признаков и синтаксических функций. Совокупность трех признаков должна создать «универсальный» критерий, характеризующий «слово как многомерное явление» (В.В. Виноградов). Предполагается, что особенности парадигматики определяют частеречную принадлежность слова, т.к. оказывают влияние на категориальное значение (ср., например, значение «опредмеченный признак»). Однако на практике отнесение отдельных групп слов к той или иной части речи зависит скорее от традиции: например, порядковые числительные, склоняющиеся по образцу прилагательных, зачастую включаются в часть речи «имя числительное» (а не «имя прилагательное») в соответствии с семантикой слов; местоимение, объединяющее несколько типов склонения, является, по сути, частью речи, которая выделяется только исходя из традиции его существования в русской грамматике. Тем не менее при определении частереченой принадлежности слова носитель языка ориентируется не только на семантику, но и на специфику словоизменения и формообразования данного слова («синий» — прилагательное, «синь» — существительное, «плохой» — прилагательное, «плохо» — наречие, «работать» — глагол, «работа» — существительное), в некоторых случаях необходимо обращение и к позиции слова в предложении («хорошо», «красиво» — наречие и краткое прилагательное).
В китайском языке существует проблема как определения части речи, так и классификации частей речи. Поскольку китайский язык является языком изолирующего типа, невозможно охарактеризовать часть речи исходя из совокупности критериев — семантики слова, морфологических признаков и синтаксических функций. Например, китайское слово «хао» в различном положении в предложении может выступать в разных функциях и иметь разные значения: «хао жень» — хороший человек, «женъ хао» — человек любит меня, «сию хао» — делать добро, «хао дагвих» — очень дорогой, т. е. оно может выступать в функции прилагательного, глагола, существительного, наречия, не являясь морфологически ни одной из этих частей речи.
Долгое время основной единицей китайского языка считалось предложение. Принадлежность слова к части речи может быть определена только в зависимости от его позиции и функции в
предложении, вне предложения слово не принадлежит ни к какой определенной грамматической категории [4].
Поэтому по отношению к китайскому языку традиционно реализуется другой подход: части речи — это грамматические классы слов, т.е. слова, объединенные в некоторые классы по выражаемому ими значению и по их функции в предложении [1]. Так, Ван Ли пишет: «Некоторые лингвисты считали, что в китайском языке вообще нет частей речи. Верна ли подобная точка зрения? Это зависит от того, что мы понимаем под частями речи. Если различать части речи, исходя из формы, то в китайском языке их нет, если же абстрагироваться от формы и выделять классы, исходя из значения и функции, то можно утверждать, что в китайском языке есть части речи» [1]. Ван Ли настаивает на том, что в тех случаях, когда между значением и функцией возникает противоречие, основным критерием все-таки будет функция, и рассматривает в качестве примера слово «чжаньчжэн» — война: «Моу жэнь гэнь моу жэнь чжань» -Кто-то сражается с кем-то (здесь «чжань», сражаться, является глаголом). Однако позже «чжань» превратилось в «чжанъчжэн», и теперь крайне редко говорят «Моу гоцзя гэнь моу гоцзя чжань-чжэн» — Такое-то государство сражается с таким-то государством. «Чжаньчжэн» стало существительным, поскольку оно регулярно используется как подлежащее и дополнение [1].
В современной лингвистике вопрос о наличии частей речи в китайском языке не вызывает сомнений. В настоящее время почти полностью решена и проблема, связанная с принципами выделения частей речи. Все исследователи предлагают учитывать три критерия: морфологический, семантический, синтаксический. Разногласия состоят лишь в том, какой критерий брать за основу классификации [4].
Однако вопрос о несовпадении представлений о том, что такое часть речи и какова система частей речи, о трудностях, связанных с наложением «грамматической решетки» родного языка на грамматику изучаемого языка, остается открытым. Не случайно А.А. Драгунов, сопоставив схему частей речи китайского языка с известной традиционной системой частей речи русского и других индоевропейских языков, отметил следующее: «Одно из основных отличий китайского языка от других языков … заключается отнюдь не в том, что в русском языке имеются части речи, а в китай-
ском языке нет, а в том, что системы частей речи в этих языках не совпадают друг с другом» [2. С. 10].
Список литературы
1. Ван, Ли. Части речи // Новое в зарубежной лингвистике. -Вып. XXII. — М.,1989. — С. 37-53. — URL: http://www.philology.ru/ linguistics4/van_li-89.htm.
2. Драгунов, А. А. Исследования по грамматике современного китайского языка / А.А. Драгунов. — Т.1. Части речи. — М.; Л.: Изд. АН СССР, 1952. — 232 с.
3. Флаксман, А. А. Немецкий язык как отражение ментальности его носителей: дис. … к. филол. н. — Нижний Новгород, 2005.
4. Шатравка, А. В. К проблеме выделения частей речи в отечественном и китайском языкознании. — URL: http://irbis.amursu.ru/ DigitalLibrary /shatravka_05_02.htm
5. Яхонтов, С. Е. Понятия частей речи в общем и китайском языкознании // Вопросы теории частей речи. — Л.: Наука, 1968. -С. 70-90.
Сведения об авторе
Шарафутдинова Олеся Ильясовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного ЮжноУральского государственного университета (НИУ), доцент кафедры русского языка и литературы Челябинского государственного университета.
Доклад-сообщение «Части речи» 🐲 СПАДИЛО.РУ
Части речи являются группой слов языка, определяемой синтаксисом и морфологией. Каждая единица обладает лексическим значением, являющимся его персональной определяющей характеристикой среди остальных слов. В языках существует имя и глагол. Также части речи разделяются на служебные и самостоятельные. Самостоятельными частями речи считаются слова, которые называют предметы, их состояние или действие и разные признаки. К служебным частям речи относятся слова, которые обозначают лишь позицию самостоятельных частей речи между друг другом.
Существительное
Существительное является самостоятельной частью речи, которая называет предмет. Данная часть речи может отвечать на вопросы кто? что? Они имеют отношение к определенному роду, а их изменение возможно по числам и падежам. Существительные могут быть одушевлены и неодушевлены.
Прилагательное
Прилагательное относится к самостоятельным частям речи и называет признак предмета. Существуют качественные прилагательные, называющие признак, который выражается с различной интенсивностью. Такие прилагательные обладают степенями сравнения и краткими формами. Есть относительные прилагательные, которые выражают признак одного предмета относительно действия или иного предмета. Имеются также притяжательные прилагательные, которые указывают на принадлежность предмета кому-либо.
Числительное
Числительное является самостоятельной частью речи, называющей численный показатель предметов. Существуют количественные, порядковые и собирательные числительные.
Местоимение
Местоимение является самостоятельной частью речи, которая указывает предмет, лицо или признак, но не называет их. Местоимения бывают личные, возвратные, притяжательные, вопросительно-относительные, указательные, определительные, отрицательные и неопределенные.
Глагол
Глагол является самостоятельной частью речи, называющей действие предмета. Данную часть речи склоняют по видам, лицам, залогам, временам, числам, родам и наклонениям. Глаголы делятся на несколько форм: начальная форма, причастие и деепричастие. Причастия бывают действительные и страдательные.
Наречие
Наречие является самостоятельной частью речи, называющей признак предмета, признак действия или признак качества. Наречие неизменяемо.
Предлог
Предлог относится к служебным частям речи и используется для того, чтобы соединять слова. Это неизменяемая часть речи.
Союз
Союз относится к служебным частям речи и используется для того, чтобы соединять члены предложения или части сложного предложения. Союзы бывают сочинительными и подчинительными.
Частицы
Частицы являются служебными словами, придающими смысл или эмоциональность определенному слову или предложению.
Связка также является служебным словом. Функция которого состоит в том, чтобы дополнительно указывать на синтаксические взаимоотношения главных членов двусоставного предложения. Связкой может быть слово, словосочетание, спрягаемые глаголы, а также формы глагола быть. Зачастую данную часть речи опускают, и вместо нее в предложении появляется тире.
Какие части речи?
Части речи являются строительными блоками грамматики. Вероятно, вас научили им в очень раннем возрасте, но они могут быть хитрее, чем вы помните. Конечно, вы знаете существительные и глаголы, но насколько вы уверены в различии между предлогом и наречием? Если вам нужно что-то освежить, вот руководство по всем частям речи. Хотя вам, возможно, не придется думать о них каждый день, возможность вызывать определения может значительно облегчить изучение языка.
Для этой статьи все приведенные ниже примеры будут английскими словами (если вы читаете это, вы, вероятно, хотя бы немного знаете английский). Но в каждом языке одни и те же части речи, даже если они встречаются в разных местах предложения. Существительное — это существительное, на каком бы языке оно ни было.
И последнее замечание перед началом: помните, что слова могут квалифицироваться как множество различных частей речи, в зависимости от контекста. Вы можете «вести» (глагол), или «вести» (существительное), или быть «управляемым» человеком (прилагательное).Все дело в том, как вы употребляете это слово.
Части речи
Существительные
Примеры: пианино, автомобили, теория, планета, зал ожидания, качели, человечество, пластичность, кошки
Существительное — это человек, место, вещь или идея. Это одна из самых больших категорий слов, потому что она должна охватывать практически любой объект, который вы можете вообразить. В каждом предложении должно быть хотя бы одно существительное, но часто их бывает несколько.
Существительные собственные
Примеры: Детройт, Германия, Thomas, Google, The Beatles
Существительные, подобные упомянутым выше, относятся к категории вещей.Существительные собственные относятся к одной конкретной вещи. Нарицательное существительное — «планета», которое может относиться к любой из миллиардов планет во Вселенной, но существительное «Марс» относится только к нашему планетарному соседу (или, в другом контексте, к кондитерской компании). В английском языке собственные существительные часто выделяются заглавными буквами. Но имейте в виду, что это не относится к каждому языку. Например, в немецком языке все существительные пишутся с заглавной буквы, а во французском не используются определенные имена собственные, в том числе «понедельник» и «сентябрь».”
Местоимения
Примеры: она, он, они, оно, мы, оба, ваши, любые
Местоимение — это слово, которое может заменять другое существительное или набор существительных. Чтобы работать в предложении, должно быть очевидно, к кому относится местоимение, что может быть указано в том же предложении («Дженна вымыла своих волос .») или ранее («Юпитер — четвертая планета в солнечной системе» Это тоже самый большой. »). Существует также категория местоимений, называемых притяжательными местоимениями, которые указывают на то, что что-то принадлежит чему-то другому (« его машина», « их дом », «идея ее »).
Какое местоимение вы используете, зависит от того, к чему это местоимение относится. Местоимение часто показывает, сколько всего чего-то есть («Сыр? Он стоит отдельно» против «Сыры? Они стоят вместе»). Английский и несколько других языков также выражают грамматический род. В некоторых языках все существительные имеют род, и местоимения часто отражают это. В английском языке мы используем только гендерные местоимения для обозначения людей, указывая, являются ли они мужчинами, женщинами, небинарными или любыми другими гендерными идентичностями.
Глаголы
Примеры: двигаться, съеживаться, заряжаться, самоуничтожаться, ходить, манипулировать, быть
Глаголы — это часть предложения с действием, и они описывают происходящее. Однако слово «действие» может вводить в заблуждение, потому что глаголы не обязательно описывают происходящее буквально. Предложение «Я есмь». является полным, хотя глагол «am» относится просто к существующему. В английском языке глаголы спрягаются, чтобы показать, кто совершил действие («Я иду», «Она идет», «Они ходят») и когда действие было выполнено («Я иду», «Я иду»).
Вспомогательные глаголы
Примеры: будет, иметь, нуждаться, должен, мог
Иногда один глагол не сокращает предложение. В этом случае можно добавить вспомогательный глагол. Они могут по-разному изменить смысл предложения. Вы можете сказать: «Я, , может, пойду», чтобы показать, что вы не уверены, идете ли вы; вы можете сказать: «Я, , мог бы пойти », чтобы показать возможность поехать; и вы можете сказать: «Я, , поеду », чтобы показать, что в какой-то момент в будущем вы планируете уйти.Вы можете найти вспомогательные глаголы, посмотрев основные глаголы и посмотрев, есть ли поблизости другие глаголы, влияющие на значение предложения.
Прилагательные
Примеры: высокий, хороший, высокомерный, несоизмеримый, зеленый, органический
В идеальном мире прилагательные назывались бы «adnouns», потому что они добавляют к существительным какое-то описание. В английском прилагательное почти всегда стоит прямо перед существительным, хотя в некоторых языках все наоборот.Он также может появиться в такой конструкции, как «Автомобиль красный ». Также существует особый порядок, в котором должны появляться прилагательные, которого вы можете придерживаться неосознанно. Вы бы написали «короткий пурпурный карандаш», а не «пурпурный короткий карандаш».
Наречия
Примеры: вполне, надеюсь, выигрышно, вместе, прискорбно
Наречия немного сложнее прилагательных, потому что их можно применить к трем различным частям речи.
Самым очевидным — из-за названия — являются глаголы, как в предложении «Он ухмыльнулся самодовольно ». Здесь наречие изменяет способ исполнения глагола.
Вторая категория — прилагательные, такие как « очень короткий роман». Прилагательное описывает существительное, а наречие описывает прилагательное. Вы можете заметить разницу, потому что наречие можно убрать («короткий роман»), но не прилагательное («тот самый роман»).
Наконец, наречия могут описывать другие наречия, например, в предложении «Он странствовал довольно медленно .«Медленно» описывает глагол «блуждал», а «довольно» описывает другое наречие «медленно».
Быстрый совет, которому вас могут научить, заключается в том, что многие наречия оканчиваются на -ly. Это может быть полезно, но не все наречия оканчиваются на -ly, и не все слова, оканчивающиеся на -ly, являются наречиями.
Определители
Примеры: the, a, five, that, none, another, no
Определители — это, пожалуй, самая сложная часть речи, которую легко определить. Они появляются перед существительным нарицательным и «определяют», о чем человек говорит.Вы можете сослаться на « автомобиль » или « автомобиль », или « любой автомобиль », или « оба автомобиля » или « ни один автомобиль ». Притяжательные местоимения технически подпадают под эту категорию, но вы также можете просто классифицировать их как местоимения. Другие определяющие факторы также иногда группируются с прилагательными, например числами («есть четыре собаки»), но они работают немного по-другому: вы можете сказать «Собаки коричневые», но не «Собак четыре». Впрочем, эта разница, вероятно, не имеет большого значения, если вы не лингвист.
Статьи
Примеры: the, a, an
Наиболее распространенными определяющими элементами являются артикли, которые могут быть либо определенными («the», относящимися к определенной вещи), либо неопределенными («a» или «an», не относящимися к конкретной вещи).
Предлоги
Примеры: to, from, after, under, on, behind, несмотря на
Предлоги добавляют к предложению дополнительную информацию о взаимосвязи между различными вещами или понятиями. Часто это одно из четырех: местоположение («мы ели в ресторане »), время («мы ели с полудня »), направление («мы бежали с по на восток») или пространство («мы посмотрели поверх перил »).Они почти всегда появляются перед существительными, поэтому их называют «предлогами». В таких языках, как турецкий, хинди и японский, это послелоги, потому что они появляются после существительной фразы.
Соединения
Примеры: и, но, или еще, более того, тем не менее, ни
Союзы довольно просты — они соединяют две вещи. Они могут соединяться с существительными («кошки и собаки») предложениями («Он ходил в кино, , а я пошел в банк».»), Прилагательные (« Собака не была ни высокой, ни , ни быстрой »), наречиями (« Черепаха медленно , но уверенно выиграла гонку ») и многое другое. Союзы «и» и «или», пожалуй, самые универсальные, но в английском языке есть бесчисленное множество других способов соединения предложений и идей.
Междометия
Примеры: бах, вау, бог, нет, да, эй, возражение, вл
Междометия не подходят для большинства других частей речи. Если вы не цитируете кого-то, они не появляются в полных предложениях.Вместо этого люди выкрикивают их, чтобы выразить удивление, волнение, гнев или любые другие сильные эмоции.
Слова-заполнители
Примеры: ох, ох, ах, мм, например
Слова-заполнители часто полностью игнорируются в письменной форме, но они всегда присутствуют в человеческой речи. Это звуки и слова, которые вы произносите, когда думаете, или они заполняют пустое пространство между другими вашими словами. У них плохая репутация, но они являются важной частью устного общения.
Теоретические основы транспозиционной грамматики русского языка | Васильевич Шигуров
Бабайцева, В.(2000). Феномены перехода в русской грамматике: монография. Москва: Дрофа.
Балли, Ш. (1955). Всеобщая лингвистика и проблемы французского языка. Москва: Издательство иностранной литературы.
Баудер А. (1982). Части речи — структурно-смысловые классы слов в современном русском языке. Таллинн: Валгус.
Баудер А. (1988). Явления перехода в грамматической структуре современного русского языка и связанные с ними явления. Феномены перехода в грамматической структуре современного русского языка: Межвузовский сборник научных трактатов, Москва, 13-19.
Буланин, Л. (1986). Категория голоса в современном русском языке. Ленинград: Издательство Ленинградского университета.
Виноградов, В. (1986). Русский язык: Грамматическое учение о слове. Москва: Высшая школа.
Высоцкая И. (2006). Синкретизм в речевой системе современного русского языка. Москва: Московский педагогический государственный университет.
Гак В. (1997). О плюрализме в лингвистических теориях. НДВШ. Филологические науки, 6, 60-69.
Зернов Б. (1986). Взаимодействие частей речи на английском языке (статико-динамический аспект). Ленинград: Издательство Ленинградского университета.
Калечиц Э. (1990). Взаимодействие слов в речевой системе: (межкатегориальные связи). Свердловск: Изд-во Уральского университета.
Ким, О. (1978). Транспозиция на уровне частей речи и феномен омонимии в современном русском языке. Ташкент: Издательство «Фан».
Белоусов, В., Ковтунова И., Кручинина И., Шведова Н. (Ред.), Лопатин В. (Ред.). (1989). Краткая грамматика русского языка. Москва: Русский язык.
Кузнецова А. (1985). Количественные критерии выявления центра и периферии в многомерном индикативном подходе к описанию языка. Сравнительное языкознание, 6, 16-25.
Курилович Э. (1962). Лексическое происхождение и синтаксическое происхождение. В очерках лингвистики (стр. 57-70). Москва.
Лукин, М.(1973). Преобразование частей речи в современном русском языке. Донецк: Издательство Донецкого университета.
Мигирин В. (1971). Очерки теории переходных процессов. Бельцы.
Павлов, В. (2001). Принцип поля в грамматическом исследовании и идея противоречия. Исследование по языкознанию: к 70-летию члена-корреспондента РАН Александра Владимировича Бондарко. Под редакцией Недялкова И.В. (стр. 1-6). Санкт-Петербург: Санкт-Петербург.Петербургский государственный университет.
Руделев В. (1996). Динамическая теория частей речи русского языка. Вестник Тамбовского университета. «Гуманитарные науки», Тамбов, 85-86.
Евгеньева, А. (Ред.). (1981–1984 годы). Словарь русского языка: В 4-х томах, т. 1. Академия наук СССР. Институт русского языка; Издание 2-е, переработанное и дополненное. Москва: Русский язык, 1981-1984.
Тениер, Л. (1988). Основы структурного синтаксиса.Москва: Прогресс.
Шахматов А. (1941). Синтаксис русского языка. 2-е издание. Ленинград: Учпедгиз, Ленинградское отделение.
Шигуров В.В. (1988). Переходные явления в области частей речи в синхронном свете. Саранск: Изд-во Мордовского университета.
Шигуров В. (1993). Типология употребления атрибутивных форм русских глаголов в отрицании действия. Научное издание Буланина Л.Л.Саранск: Издательство Мордовского университета.
Шигуров, В.(2003). Прономинализация как вид ступенчатой транспозиции словоформ в части речи: (Материалы по транспозиционной грамматике русского языка). Монография. Саранск: Издательство «Красный Октябрь».
Шигуров В.В. (2009а). Интеръективизация как вид ступенчатой транспозиции языковых единиц в части речи (Материалы по транспозиционной грамматике русского языка). Москва: Academia.
Шигуров В. (2009б). Предикативизация прилагательных и наречий в русском языке: сущность, уровни, предел.В сб. Б. Борисов, Н. Гончаревич, А. Горюнов и др. Гуманитарные вызовы современности: человек и общество: монография. Глава 7 (стр. 165–197). Под ред. Чернова С.С. Книга 9. Новосибирск: ЦРНС.
Шигуров В., Шигурова Т. (2014). О некоторых принципах описания явлений транспозиции и синкретизма в теории части речи. Фундаментальные исследования, Москва, 9 (часть 2), 463-468. Получено 11 июня 2015 г. с сайта www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004141.
Ярцева В. (1968). Взаимодействие грамматики и лексики в языковой системе. В Вопросы общей теории грамматики (с. 3-57). Москва: Наука.
Маршан, Х. (1967). Расширение, транспонирование и вывод. La Linguistigue, 1.
Шигуров В., Шигурова Т. (2015). Скобочно-модальный тип употребления конечных глаголов в русском языке. 8S-ASS04. Азиатские социальные науки, 91-CCSE. Канадский центр науки и образования, 8 (11) 292-298.
частей речи — The New York Times
Идею разделения слов на отдельные части речи обычно приписывают древнегреческому грамматику Дионисию Фраксу. Долгое время эта идея была почти повсеместной. В конце концов, к нему были предъявлены претензии. Анонимный автор книги 1733 года «Английское происшествие» назвал части речи «фундаментом, на котором стоит прекрасная ткань языка». Джон Стюарт Милль считал, что они представляют универсальные категории человеческого мышления.
Одна проблема с таким уважением заключается в том, что разные языки настроены по-разному. Например, в латинском, русском и японском языках нет артиклей. Даже по нашей традиции состав постоянно меняется. Фракс насчитал восемь частей: наречия, артикли, союзы, существительные, причастия, предлоги, местоимения и глаголы. Латиноязычным римлянам, очевидно, пришлось отказаться от статей. Возможно, чтобы сохранить схему из восьми частей, добавили они — черт возьми! — междометия. Ранние формулировки грамматики английского языка приняли латинский список.Это создало проблемы, поскольку на английском есть статьи. Было много перетасовок, пока Джозеф Пристли 1761 года «Основы грамматики английского языка», наконец, не установил линейку размером с бейсбольный мяч, которая включала прилагательные и не использовала причастия.
Этот грифель был общепринятым в течение последней четверти тысячелетия и знаком широкому населению по тексту «Schoolhouse Rock» и выделенным курсивом сокращениям ( прил., и т. Д.) После слов в словаре. Но в течение некоторого времени в высших кругах лингвистического сообщества возникло недовольство.В 20-х годах прошлого века Эдвард Сепир писал, что «никакая логическая схема частей речи — их количества, характера и необходимых границ — не представляет для лингвиста ни малейшего интереса». Дело в том, что любая схема с частями речи оставляет зияющие дыры. В термине бейсболист слово бейсбол является существительным или прилагательным? Разумные люди по этому поводу расходятся. А как насчет слова to в инфинитиве like to see? А как насчет , там , в , там ?
Современные грамматики не любят даже использовать «части речи», предпочитая «классы слов» или «лексические категории».«Недавняя тенденция заключалась в том, чтобы принять некоторую нечеткость. Существительные, например, часто определяются наличием некоторого или всего списка возможностей, в том числе предметом предложения или предложения, наличием формы множественного числа или отображением суффикса, подобного« -tion «или» -hood. «Слово, подобное mother, , которое соответствует всем трем, является очень» существительным «. Paris, , которое удовлетворяет только первому, находится на периферии.
Лингвисты также сделали в магистерской книге Родни Хаддлстона и Джеффри Пуллума 2002 г. «Кембриджская грамматика английского языка» местоимения рассматриваются как подмножество существительных, а статьи заменяются новой категорией, называемой «детерминативы» (которая также включает такие слова, как this, some и каждые ) и делит союзы на «координаторов» ( и, но и или ) и «подчиненных» (например, или ).
Но независимо от названия лексические категории весьма полезны. Они делают возможными не только Безумные Либки, но и риторический прием антимерию — использование слова в качестве необычной части речи — которая является господствующей фигурой речи в настоящий момент.
Нельзя сказать, что это новая вещь. В среднеанглийском языке существительные duke и lord начали использоваться как глаголы, а глаголы cut и rule перешли на существительные. Шекспир был в этом профи; его персонажи придумали глаголы — « сезон, твое восхищение», « собака, им по пятам» — и такие существительные, как дизайн, и содрогнуться. Менее распространены смены существительного на прилагательное («Часть красоты» С.Дж. Перельмана), прилагательного к существительному (Злая Ведьма «Я тебя пойму, мой довольно ») и наречия к глаголу (с на выпить).
Этот «функциональный сдвиг», как его называют грамматики, является излюбленной целью языковых знатоков, чьи брови приподнимаются на несколько дюймов, когда такие существительные, как , влияют на и access произносятся глаголами. Компаниям также не нравится, когда их торговые названия меняются.В своей книге «Word Spy» Пол Макфедрис пишет, что поверенные Google отправляют журналистам, которые используют google в качестве глагола, строгое письмо, в котором приводятся соответствующие примеры («Я использовал Google, чтобы проверить того парня, которого встретил на вечеринке») и неприемлемо («Я погуглил, эта красотка») использует.
Совершенно очевидно, что юристы Google проигрывают битву. И им следует расслабиться. «Я, , погуглил, , эта красотка» — не только отличная реклама для компании, но и свежий и забавный пример того, как Anthimeria дает английскому бодрящую пощечину.В настоящий момент язык обновляется такими фразами, как мой плохой, глаголами, такими как тупой вниз и странным выходом и вины («Не виноват , меня») и даже вдвойне антимерическим » Pimp My Ride «, серия MTV, в которой отряд ремесленников берут изношенный драндулет и превращают его в стильный автомобиль, состоящий из множества квадратных ярдов плюшевого бархата и удивительного количества ЖК-экранов.
Слово холодный появилось более 500 лет назад как существительное, означающее «холод» — как в слове «холод зимой ». «Вскоре это слово превратилось в глагол, относящийся к процессу превращения кого-то или чего-то в холод, а затем в прилагательное (со временем холодно стало более распространенным). Перенесемся в 1979 год, когда песня« Rapper’s Delight »сработала. вариация на Экклезиаст, объясняя, что «Там. . . время ломаться и время расслабиться / действовать цивилизованно или действовать по-настоящему плохо ». Этот непереходный глагол, означающий примерно« расслабляться », был расширен до« расслабиться »в 1983 году, согласно Оксфордскому словарю английского языка.Самую последнюю вариацию в chill можно увидеть в комментарии баскетболистки Chamique Holdsclaw о ее приемном городе Лос-Анджелесе: «Все довольно хорошо. chill. »
Еще несколько антимерианских попыток рококо имеют ясное значение, но они более или менее понятны. менее неразборчивый. Вот строчка из романа Зейна «Afterburn»: «Как бы я ни старался быть хулиганом , она каждый раз переигрывала меня». Поистине ужасает то, что один из других романов Зейна был опубликован в Токио, и если «Afterburn» последует его примеру, кто-то должен будет перевести это предложение на японский язык.
Ваш путеводитель по правилам произношения и грамматики русского языка
Для большинства людей, которые пытались выучить русский язык, точное произношение кажется постоянной проблемой и проблемой, не говоря уже о всех сложных грамматических правилах, которые необходимо запомнить!
Удивительно, но русское произношение и грамматику на самом деле выучить намного проще и быстрее, чем вы думали. В Glossika мы понимаем трудности изучения нового языка.Если вы изучаете русский язык впервые, у вас могут возникнуть проблемы с правильным произношением и грамматикой. Подробное руководство, раскрывающее эти сложные концепции в простой для понимания форме, будет большим подспорьем в вашем обучении.
Вместо того, чтобы уделять слишком много внимания техническим характеристикам, вы узнаете, как на самом деле произносятся русские слова, используя ссылки на английские слова с похожим произношением. Изучите ключевые моменты, которые помогут вам эффективно понять все аспекты русской грамматики, включая интонацию, порядок слов, части речи и многое другое.
Примените к своему обучению советы по произношению и грамматике русского языка из этого руководства, и вы сразу заметите значительные улучшения. К концу этой статьи вы гораздо лучше поймете, что можно сделать, чтобы добиться русского произношения и грамматики, как у носителей языка. Получите фору на пути к свободному владению языком!
Во всех языках система письма — это общее представление о том, как на самом деле звучит язык. Мне нравится называть это записью в формате с потерями, потому что он записывает только самые важные аспекты — ровно столько, чтобы вы могли распознать, что такое слово.Системы письма не учитывают множество деталей о том, как на самом деле произносится язык, потому что не все произносят все одинаково.
Например, двойное {t} в слове «лучше» не обязательно произносится как {t} в слове «верх». Многие люди произносят это как лоскут, а другие — как заглушку голосовой щели. Если вам кажется, что голосовая щель здесь звучит неестественно, возможно, вы можете вместо этого попробовать произнести это «кнопкой». Так почему же вы произносите двойное {t} в одном слове так, а в другом — иначе?
Как лингвист, я могу сказать вам, что это связано с окружающими буквами и с тем, где падает ударение.Несмотря на все эти разные звуки, мы все согласны писать их просто буквой {т}. Другими словами, некоторые детали теряются, когда мы записываем слова. Настоящее произношение можно определить по сигналам окружающей среды. Это верно для всех языков на Земле.
Многие учителя иностранных языков не до конца осознают этот контраст, который я считаю удивительным, но и немного пугающим. Большинство носителей языка будут утверждать, что отклонения от письменного произношения являются неправильными или даже «ленивыми», и если они не будут его использовать, то вы тоже не должны этого делать.Однако лингвисты доказали, что это совершенно неверно. Эти же люди повернутся, ответят на звонок члена семьи и начнут говорить естественно, используя это очень «неправильное» произношение. Но почему?
Если каждый носитель языка естественным образом и одинаково воспроизводит это так называемое «неправильное» произношение, то это не неправильное, а естественное явление. Это можно объяснить здравыми правилами.
Проблема для студентов, изучающих иностранный язык, заключается в том, что они слышат, как учителя говорят им произносить что-то одним способом, но не понимают, почему носители языка говорят это иначе.И все же, когда изучающий иностранный язык пытается сказать это «правильно», носители языка думают, что произношение звучит неестественно и неестественно.
Грамматика и синтаксис русского языка
Интонация
То, что затрудняет произнесение русского по письму, заключается в том, что ударение непредсказуемо, поскольку оно не отмечено в письме (так же, как в английском). Однако преимущество перед английским состоит в том, что русское написание довольно стабильно. Поскольку в последний раз система правописания обновлялась в 1917 году, начинает происходить довольно много заметных отклонений от системы правописания.В целом, русская грамматика намного более последовательна, чем английская.
Порядок слов
Мы используем порядок слов субъект-глагол-объект (SVO) как в английской, так и в русской грамматике. Если вы когда-либо изучали немецкий язык, вам будет приятно узнать, что русский язык не меняет положения предложения.
Тем не менее, прекрасная особенность русской грамматики заключается в том, что, несмотря на предпочтительный порядок слов, все еще можно перемещать. В нем свободный порядок слов, который никак не влияет на смысл и не меняет его.Это означает, что русский — отличный язык для написания стихов, и именно здесь вы увидите более свободный порядок слов.
Части речи
При изучении русской грамматики очень важно распознавать части речи. Это поможет вам лучше понять смысл всего предложения. К счастью, каждое слово размечено фрагментами речевых данных на русском языке, поэтому, узнав окончания, вы сможете быстро догадываться о значении слов…. (Продолжить чтение в Руководстве по электронной книге)
Загрузите наш бесплатный путеводитель по русскому языку
Эта бесплатная электронная книга познакомит вас с некоторыми из основных особенностей наиболее распространенного языка в восточнославянской языковой семье. Получите исчерпывающий вводный курс по произношению и грамматике русского языка, включая лингвистические ссылки, которые будут полезны на любом этапе вашего личного языкового обучения.
🇷🇺 Впитывайте русские шаблоны и говорите по-русски естественно с Glossika.Без запоминания!
Glossika — это команда лингвистов и полиглотов, стремящаяся изменить способ, которым люди изучают иностранные языки до беглости, с помощью метода самообучения с естественным погружением.
Итак, если вы ищете способ, который поможет вам достичь свободного владения языком, обязательно попробуйте Glossika бесплатно! Зарегистрируйтесь на Glossika сейчас и начните обучение русскому языку:
Вам также может понравиться:
- Выучите русский алфавит 1: Кириллица
- Выучите русский алфавит 2: курсивом
- Родное русское произношение 1: пять объяснений трудностей
- Родное русское произношение 2: Упражнения для снятия стресса
Грунтовка | Обработка русского естественного языка
Действительно ли существует одна языковая модель НЛП, которая управляет всеми ними?
Это стало стандартной практикой в сообществе обработки естественного языка (NLP).Выпустите хорошо оптимизированную модель корпуса английского языка, а затем процедурно примените ее к десяткам (или даже сотням) дополнительных иностранных языков. Эти модели вторичного языка обычно обучаются полностью без учителя. Они публикуются через несколько месяцев после первоначальной английской версии на ArXiv, и все это вызывает большой резонанс в технической прессе.
В августе 2016 года, например, Facebook выпустил fastText (1), быстрый инструмент для вычислений встраивания слов в вектор. В течение следующих девяти месяцев Facebook выпустил около 300 автоматически сгенерированных моделей fastText для всех языков, доступных в Википедии (2).Точно так же Google представила свой синтаксический синтаксический анализатор Parsy McParseface (3) в мае 2016 года, а позже в августе (4) выпустила обновленную версию синтаксического анализатора, обученного на 40 различных языках.
Вы можете задаться вопросом, является ли многоязычное НЛП решенной проблемой. Но можно ли наивно распространить модели, обученные на английском, на дополнительные неанглийские языки, или требуется некоторое понимание языка на уровне носителя языка до обновления модели? Ответ особенно актуален для нас здесь, в Primer, поскольку наши клиенты уделяют особое внимание пониманию и созданию текста в различных многоязычных корпусах.
Давайте начнем исследовать проблему с рассмотрения одного простого типа модели НЛП; Геометрическое вложение в стиле word2vec (5). Словесные векторы полезны для обучения различных типов текстовых классификаторов, особенно когда объем правильно размеченных обучающих данных отсутствует (6). Например, мы могли бы использовать каноническую векторную модель Google, обученную новостям (7), чтобы обучить классификатор для анализа настроений на английском языке. Затем мы расширим этот классификатор настроений, включив в него другие языки; например китайский, русский или арабский.Для этого потребуется дополнительный набор чужих векторов, скомпилированных либо автоматически, либо путем ручной настройки носителем этого языка. Например, если бы нас интересовали вложения русских слов, мы могли бы выбрать либо автоматизированные вычисления fastText от Facebook, либо результаты RusVectores для русского языка (8), которые были рассчитаны, протестированы и поддержаны двумя русскоязычными аспирантами. . Как бы сравнивать эти два набора векторов? Давай выясним.
RusVectores предлагает на выбор множество векторных моделей. Для нашего анализа давайте выберем их модель русских новостей (9), которая была обучена на корпусе из почти 5 миллиардов слов из российских новостных статей за более чем трехлетний период. Несмотря на огромный размер корпуса, размер самого векторного файла составляет всего 130 МБ, что составляет одну десятую размера канонической модели word2vec, обученной новостям Google (7). Частично несоответствие в размере связано с приведением всех русских слов к их лемматизированному эквиваленту с тегом части речи, добавленным подчеркиванием.Эта стратегия похожа на недавно опубликованную технику Sense2Vec (10), в которой разнообразное использование слова,
такие как, например, «утка», «утки», «пригнувшись» и «пригнувшись» заменяются одной комбинацией леммы / части речи, такой как «утка СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» или «утка ГЛАГОЛ».
Упрощение словаря с помощью лемматизации — это больше, чем просто способ уменьшить размер набора данных. Шаг лемматизации на самом деле критичен для работы встроенного вектора на русском языке (11).Чтобы понять, зачем нужна лемматизация, достаточно взглянуть на ту необычную роль, которую суффиксы играют в русской грамматике.
Русский, как и большинство языков, устраняет двусмысленность употребления определенных слов, изменяя их окончания в зависимости от грамматического контекста. Этот процесс известен как склонение, и в английском языке мы используем его для обозначения правильного времени глаголов.
Перегиб — это то, как мы узнаем, что покупка Наташей водки произошла в прошлом, а не в настоящем или будущем.Существительные в английском языке также могут изменяться, но только в случаях множественного числа («одна водка» против «многих водок»). Однако в русском языке склонение существительных значительно более распространено. Русские окончания слов помогают передать важную информацию, относящуюся к существительным, например, какие существительные являются подлежащими, а какие — объектами в предложениях. В английском языке такой грамматический контекст выражается только через порядок слов.
Значения этих двух предложений совершенно разные, хотя слова в английских предложениях идентичны.С другой стороны, русские предложения полагаются на словоизменение, а не на порядок слов, чтобы сообщить отношения существительных. Русское предложение A является прямым переводом английского предложения A, и простая замена суффиксов порождает бессмысленное предложение B. Отношение между Наташей (Наташа) и водкой (водка) сигнализируется ее суффиксом, а не ее положением в предложении.
Зависимость русского языка от суффиксов приводит к большему общему количеству возможных русских слов по сравнению с английским.Например, рассмотрим следующий набор фраз: «Я люблю водку», «Дай мне водку», «Утопи свои печали водкой», «Водки больше не осталось!», «Национальная водочная компания». В английском языке слово водка осталось неизменным. Но у их русских эквивалентов есть несколько версий слова водка:
.
Наше употребление водки меняется в зависимости от контекста, и вместо одной английской водки, которую нужно поглотить, у нас теперь есть четыре русские водки, с которыми мы должны иметь дело! Эта основанная на суффиксах избыточность добавляет шум в наши векторные вычисления.Если мы не лемматизируем, качество векторной графики пострадает.
Имея это в виду, давайте проведем следующий эксперимент. мы загрузим модель RusVectores с помощью библиотеки Python Gensim (12) (13) и выполним аналогичную функцию слова на для «водка СУЩЕСТВЕННОЕ» (водка СУЩЕСТВЕННОЕ), чтобы получить десять самых близких слов на русском языке векторное пространство, до водки.
Мы проводим эксперимент, используя следующий набор простых команд python:
из gensim.модели импортируют KeyedVectors
word_vectors = KeyedVectors.load_word2vec_format ('rus_vector_model.bin', двоичный = True)
например, сходство в word_vectors.most_similar (u'водка_NOUN ', topn = 10):
напечатать слово
Результаты (и их переводы) выглядят следующим образом:
Это разумный вывод. По крайней мере, большинство ближайших слов относятся к формам алкоголя. Тем не менее, в качестве проверки здравомыслия, давайте сравним российский вывод с топ-10 ближайшими водочными словами в векторной модели Google, обученной новостям (7): Этот упорядоченный вывод выглядит следующим образом:
Пять выделенных алкогольных напитков также фигурируют в результатах по России.Таким образом, мы достигли согласованности между двумя векторными моделями. Тост за это!
А теперь давайте повторим эксперимент с векторами fastText для русского языка Facebook. Первое, что мы замечаем еще до загрузки модели, это то, что векторный файл Facebook (15) имеет размер 3,5 Гб, что более чем в два раза больше, чем у Google. Разница в размере файла становится известна, когда мы загружаем модель в Gensim. На загрузку векторных изображений Facebook на русском языке на современный ноутбук требуется более двух минут.Для сравнения, модель RusVectores занимает менее 20 секунд.
Почему модель Facebook такая невероятно большая? Ответ становится очевидным, когда мы задаем вопрос о десяти словах, ближайших к водке. В российской модели fastText они следующие:
Восемь из них представляют собой морфологические вариации водки, налитой в fastText. Кроме того, некоторые распространенные русскоязычные символы Unicode (например, стрелка », обозначающая конец русской цитаты) по ошибке добавлены к просканированным словам.Таким образом, избыточность русской лексики Facebook увеличивает размер набора векторов.
Чтобы провести честное сравнение с RusVectores, нам нужно будет использовать лемматизацию, чтобы отфильтровать повторяющиеся результаты. В первую десятку ближайших неповторяющихся слов в русской модели fastText входят:
Поразительно, но половина этих результатов соответствует безалкогольным напиткам. Какое разочарование!
Похоже, что универсальный подход Facebook к обучению моделей довольно посредственно работает с русским текстом.Но послушайте, это послужило хорошей отправной точкой. Некоторые автоматически обученные векторные модели слов генерируют результаты, граничащие с абсурдом. Возьмем, к примеру, Polyglot (16), который предлагает модели, обученные на Wiki-дампах на 40 различных языках, и дает следующие результаты для ближайших соседей водки:
Некоторые языковые модели не следует слепо обучать на входных данных, предварительно не приняв во внимание все нюансы языка. Так что используйте и тренируйте эти модели умеренно, вместо того, чтобы отказываться от 40 языков за один присест.Такое злоупотребление моделью вызовет головную боль у вас и всех ваших международных клиентов. Вместо этого, пожалуйста, не торопитесь, чтобы оценить прекрасные особенности каждого языка, как если бы вы ценили хорошее и пикантное вино.
Список литературы
- https://research.fb.com/fasttext/
- https://github.com/facebookresearch/fastText/blob/master/pretrained-vectors.md
- https://research.googleblog.com/2016/05/announcing-syntaxnet-worlds-most.html
- https://research.googleblog.com/2016/08/meet-parseys-cousins-syntax-for-40.html
- https://blog.acolyer.org/2016/04/21/the-amazing-power-of-word-vectors/
- http://nadbordrozd.github.io/blog/2016/05/20/text-classification-with-word2vec/
- http://mccormickml.com/2016/04/12/googles-pretrained-word2vec-model-in-python/
- http://rusvectores.org/en/models/
- http://rusvectores.org/static/models/news 0 300_2.bin.gz
- https: // взрыв.AI / блог / sense2vec-with-spacy
- http://www.dialog-21.ru/media/1119/arefyevnvetal.pdf
- https://radimrehurek.com/gensim/
- https://radimrehurek.com/gensim/models/keyedvectors.html
- https://radimrehurek.com/gensim/models/word2vec.html#gensim.models.