ТРИЗ в детском саду – Детский сад и ребенок
Внимание! В статье приведен методический материал по проекту создания прибора «Чистопол»
Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному родителю она ничего не скажет, а вместе с тем это целая наука, предлагающая дошкольное образование по четкой схеме, и ТРИЗ в детском саду весьма популярна. Другими словами — Теория Решения Изобретательных Задач.
Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Интересно то, что ТРИЗ изначально разрабатывалась не для детей, однако со временем была успешно внедрена в программу дошкольного образования. Приемы ТРИЗ завоевывают все большую популярность среди педагогов и родителей.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.
Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методика подходит для детей с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов.
ТРИЗ в детском саду: принципы построения занятий
- При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
- Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
- Активизация творческого воображения.
- Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
- Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов
Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:
- Способствует развитию аналитических способностей.
- Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
- Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
- Культивирует стремление познавать и получать новую информацию.
- Дает свободу слова и свободу проявления личности.
- Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни.
Занятия по методике ТРИЗ состоят из трех этапов:
Первый этап – поиск сути. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: семья уезжает в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).
Второй этап – «тайна двойного». Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо и хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.
Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.
Рекомендуемая литература для семейного прочтения:
- А.А. Гин: «Задачи-сказки от кота Потряскина»,
- М.Н. Шустерман: «Новые приключения Колобка»,
- Г. И. Альтов: «Как стать изобретателем».
Автор — Даниленко Мария.
Методическая разработка: исследовательский проект «Чистопол»
Автор — КОСТЯЕВА Наталья Анатольевна,
воспитатель МАДОУ №186 «Волгарик», г. Ульяновск.
Вид проекта: детский
Тип проекта: изобретательский
Длительность: 1 месяц
Количество участников: 5 человек
Проблема: исходя из опыта своей работы и работы коллег, мною было замечено, что дети часто не умеют переносить полученные ими знания и свой опыт в деятельность, не связанную с областью этих знаний.
Исходя из этого, были поставлены следующие цели:
- Формировать умение видеть проблему в повседневной жизни.
- Формировать умение формулировать противоречие в данной проблеме.
- Формировать умение выдвигать гипотезы и проводить их анализ.
- Формировать умение опираться на информативные знания.
- Формировать классификационные умения.
- Развивать изобретательские навыки с помощью ТРИЗ.
1 этап. Определение проблемы с детьми
В основе любого проекта с детьми лежит интерес детей. В связи с этим, с детьми стали обсуждаться различные вопросы, ответы на которые они хотели бы найти. Круг вопросов и проблем мы с детьми сузили до их пребывания в детском саду. Дети стали рассказывать о том, что им не нравится в детском саду, с чем им постоянно приходится сталкиваться.
У каждого был свой ответ: кому-то не нравится рано утром вставать; кому-то не хочется есть то, что дают в садике; кто-то не любит спать в тихий час и так далее. С детьми мы стали обсуждать, какая же из этих проблем самая трудная. Путём голосования дети пришли к выводу, что это отдельные проблемы некоторых детей, так как многим нравится приходить в детский сад, съедать всё, что приготовят повара, но в одном согласились все дети, что всем им не хочется надевать несколько раз в день бахилы на обувь.
Им не нравятся бахилы по нескольким причинам:
- Потому что в одежде трудно наклоняться.
- Иногда родители забывают или не хотят надевать бахилы, поэтому воспитатели начинают ругать детей и взрослых за грязь, а это неприятно.
- Так же тяжело наклоняться и бабушкам, которые приводят или забирают детей.
- Бахилы надо выбрасывать, и часто они разлетаются из мусорных контейнеров и загрязняют природу.
Таким образом, с детьми была определена тема будущего проекта.
Установление противоречия.
Дети стали задумываться: «Зачем надо надевать бахилы при посещении детского сада?». Ответ на поставленный вопрос дети нашли быстро: «Для того чтобы в детском саду было чисто». Можно ли обойтись без бахил?
Дети стали выдвигать варианты соблюдения чистоты в детском саду:
- Положить тряпку у входа.
- Снимать обувь при входе в детский сад.
- Носить запасную обувь.
Выдвигая предложения, мы с детьми стали обсуждать отрицательные и положительные стороны этих вариантов, дети стали убеждаться, что все эти варианты имеют больше отрицательных сторон, чем положительных. Дети пришли к противоречию:
Грязь должна быть на обуви, потому что люди приходят с улицы, и её не должно быть на обуви, чтобы полы были чистыми. ИКР: Грязь с обуви должна сама исчезнуть.
2 этап. Сбор копилки.
Так как детям предстояло искать способы борьбы с грязью, то мы стали собирать копилку видов грязи. В течение нескольких дней дети рассматривали подошву обуви и определяли, какая грязь на ней скапливается. В итоге была собрана «Копилка грязи».
3 этап. Картотека
Объекты, находящиеся в «Копилке грязи», дети стали объединять в группы по виду — так появилась «Картотека видов грязи»:
- Жидкая грязь – в неё вошла вода в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода).
- Твёрдая грязь – в неё вошла земля, песок, мелкие камешки, мелкие листочки.
- Смешанная – вода, смешанная с землёй (жижа).
Далее, дети стали искать способы борьбы с каждым из этих видов грязи и дополнять картотеку. Для этого дети наблюдали, как дома мама борется с грязью, как борются с грязью в садике, на улице.
- С жидкостями борются с помощью: тряпок, губок, моющего пылесоса.
- С твёрдой – пылесосом, веником, разными щётками (обувная, щётки на автомойке), метлой, водой, тряпкой.
- Со смешанной грязью борются так же, как и с жидкостями, поэтому этот вид грязи был объединён с жидкой грязью.
4 этап. Модель изобретения
Из всех видов материалов, которые помогают бороться с грязью, дети выбрали наиболее распространённые и универсальные: вода, тряпки, пылесос, щётка.
Из этих материалов дети стали выбирать, что можно использовать. Воду дети решили не брать, так как вода быстро испачкается и её надо будет часто менять. Тряпки тоже дети решили не использовать, так как ещё на первом этапе было решено, что её применение не удобно, и руки испачкаются. Обычные щётки тоже не удобно применять, так как можно испачкать руки, но в модель изобретения можно взять механические щётки, которые используются на автомойках или на тракторах, при уборке улиц, только щетина должна быть не такая жёсткая, чтобы не испортить обувь. Также в модель дети взяли пылесос, так как он всасывает в себя разные виды грязи и не даёт ей разлетаться.
Таким образом, в модель попали:
- Пылесос.
- Механические щётки.
Исходя из модели, дети поняли, что их изобретение будет напоминать какой-то прибор или аппарат, так как пылесос и автощётки – это электрические приборы.
5 этап. Создание продукта
Пятый этап нашего проекта – это этап технический. Дети стали пробовать соединять пылесос с механическими щётками. В результате работы дети решили внести в свой прибор дополнение – решётку, чтобы под весом человека щётки не применялись и могли вращаться.
Я обратила внимание детей на то, хорошо ли, что прибор будет всё время работать, даже тогда, когда человека нет? Исходя из своего опыта, дети вспомнили, что существуют такие двери и сушилки для рук, которые работают только тогда, когда к ним подходишь (на фотоэлементах). Такие фотоэлементы дети тоже внесли в своё изобретение.
Таким образом, у детей получился прибор, которому было дано название «Чистопол».
Строение прибора: прибор состоит из двух частей. В первой части находится пылесос, эта часть закрыта крышкой, чтобы туда не попала вода и грязь. Во второй части находятся трубки, которые соединены с пылесосом. В эти трубки вставлены вращающиеся щётки с отверстием внутри. Щётки закрывает решётка с крупными ячейками.
Прибор работает на электричестве. Когда человек встаёт на решётку, то срабатывают фотоэлементы, и включается пылесос, и начинают вращаться щётки. Из-за силы всасывания пылесоса и скорости вращения щёток грязь не разлетается и попадает в грязеприёмник. В конце дня необходимо очистить грязеприёмник. В связи с тем, что эта грязь имеет природное происхождение, она не загрязняет окружающую среду.
Располагаться данный прибор должен в детском саду у входа.
У любого прибора есть правила его эксплуатации. Вместе с детьми мы написали, как надо пользоваться «Чистополом» и какие правила безопасности надо соблюдать.
Также были обсуждены положительные и отрицательные стороны данного изобретения.
Положительные:
- Бережёт труд человека.
- Экономит моющие средства, ткань, воду.
- Не загрязняет природу.
- Экономит денежные средства людей.
Отрицательные:
- Много деталей — значит, дорогой.
- Тратит электричество.
Но со временем прибор должен окупить свою стоимость.
6 этап. Презентация
Презентация проходила в детском саду на внутреннем конкурсе «Мой проект». Затем дети выступали с презентацией перед родителями на собрании. На конкурсе «Мой проект», проходившем в городе, дети заняли первое место.
7 этап. Определение перспективы
На заключительном этапе дети выявили перспективу дальнейшей работы над проектом. Она исходила из отрицательных сторон прибора. Надо придумать:
- Альтернативные природные источники энергии (например: использование силы ветра, солнечной энергии).
- Использование дешёвых материалов, для удешевления прибора.
В процессе руководства проектом, детям постоянно задавались вопросы провокационного характера, на аргументы детей выдвигались контраргументы. Было постоянное обращение к накопленному опыту детей, что способствовало тому, что им приходилось искать ответы, опираясь на накопленные знания.
Данный проект был полостью основан на информативных знаниях детей.
Использование технологии ТРИЗ в детском саду.
Использование технологии ТРИЗ в детском саду.
Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.
Придумал ее Генрих Саулович Альтшуллер —родом из Баку изобретатель и писатель-фантаст. Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности
В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ
Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. Есть много методов у данной технологии —
Методы и приёмы ТРИЗ.
Одним из методов активизации мышления является метод фокальных объектов (МФО).
Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце,
Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Метод раскрепощает мышление и приводит к неожиданным комбинациям
Работу по М.Ф. О можно начинать во 2 младшей группе. При этом решаются следующие задачи:
— Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект.
— Познакомить детей с новым объектом.
— Создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения.
— Проанализировать художественное произведение.
Рассмотрим это на примере.
Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил:
Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку. Количество выбранных предметов может быть неограниченным, но для удобства в работе лучше отобрать 2 – 3 объекта.
Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.
Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они)?» Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке), плавающий, смеющийся, заботливый.
Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.
После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.
«Летающее яблоко» — нужны крылья, надуть, как шар, и завязать
веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура – оно легкое.
«Бегущее яблоко» — у яблока выросли ножки.
«Смеющееся яблоко» — у него должны быть рот и глаза.
И «летающие», и «смеющиеся», и «бегущие» яблоки растут на дереве. Их надо собирать. Как? Только притронешься к «смеющемуся яблоку» — оно так расхохочется, что может лопнуть от смеха. Ему сначала нужно рассказать что–нибудь грустное, а потом срывать. Или «срывалка» должна быть темной: яблоко решит, что наступила ночь, и заснет. С «летающими» и «прыгающими» яблоками труднее. Хочешь сорвать, а оно на другую ветку прыгнуло или улетело. Как быть? Схватить за хвост (черенок), набросить сетку, заранее привязать тонкую нитку и держать за нее…
Фантазии детей в процессе придумывании таких рассказов, как правило, нет предела.
У детей дошкольного возраста этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения можно предложить детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.
На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети старшего дошкольного возраста с интересом могут играть в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание.
Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки «забавные животные”, «пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Например «Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева…
В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи.
Морфологический анализ
Морфологический анализ — пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Обычно для морфологического анализа строят морфологический ящик, то есть многомерную таблицу. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси.
Например, нам нужно придумать новую игру с мячом. Это можно сделать при помощи морфологического ящика. Сначала определим основные характеристики компонентов и их возможные варианты:
А – какой частью тела можно играть с мячом
1А — рукой
2А — головой
3А – ногой
4А — туловищем
В – каким может быть мяч
1В – резиновый
2В – пластмассовый
3В – деревянный
4В — воздушный шарик
С – чем можно бить по мячу
1С — клюшкой
2С — палкой
3С — ракеткой
4С – частью тела
Затем необходимо построить морфологический ящик:
1А, 2А, 3А, 4А
1В, 2В, 3В, 4В
1С, 2С, 3С, 4С
Из построенного ящика извлекают сочетания элементов.
Например: 1А, 1В, 1С;
1А, 1В, 2С;
1А, 1В, 3С и т.д.
В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком. Так, например, при работе по развитию творческого воображения дошкольников используют игру «Фантастическое животное», в основе которой лежит принцип действия с морфологическим ящиком. Строится таблица, где по вертикали расположены части тела одного животного (голова, туловище, конечности, хвост), а по горизонтали выстраиваются одноименные части тела разных птиц, рыб и зверей. Например: на первой горизонтальной строке будут располагаться голова попугая, лошади, рыбы, обезьяны. На второй – туловище попугая, лошади, рыбы, обезьяны. На третьей – конечности всех 15 этих животных. А на четвертой – их хвосты. Части тела не рисуются, а уже готовые выставляются на большой фланелеграф в заданном порядке. Детям предлагается выбрать сначала голову животного, затем туловище … (Две части тела от одного животного брать нельзя).
«Фантастическое» животное выстраивается на отдельном маленьком фланелеграфе. После того, как животное «построено», нужно дать ему название, подумать, какова будет среда его обитания, как оно будет питаться, двигаться, растить детей и т.д. Закончив занятие по развитию речи, можно предложить детям данное животное нарисовать, слепить, поиграть в него.
Вот некоторые из возможных животных: тюлехрюшка, птицелев, слонопрыг и т.п.
«Кольца Луллия»
В качестве варианта можно использовать, помимо таблиц и «морфологических ящиков», так называемые «Круги Луллия» (кольца Луллия). Данный метод используется в работе с дошкольниками и является очень эффективным.
Основоположником этого метода был Раймунд Луллий (1235-1315 гг.) — поэт, философ, миссионер;
Эти круги очень несложно сделать самим. Из картона или плотной бумаги вырезаются несколько кругов разного диаметра, например, четыре. Все круги делятся на 6 секторов (количество секторов может меняться, но на всех кругах их количество должно быть одинаковым). В соответствии с поставленной задачей, например, придумать новые виды курток, заполняются сектора на каждом круге. На самом большом круге каждый сектор обозначает определенный цвет: белый, черный, зеленый, розовый, синий, желтый. На втором круге, поменьше, также по секторам обозначается назначение куртки: рабочая, спортивная, для прогулок, выходная, девичья, мальчиковая. На третьем круге, еще меньшем, проставляется в каждом секторе величина, размер, форма куртки: широкая, длинная, узкая, короткая, тонкая, толстая. На четвертом круге, самом маленьком, обозначается материал, из которого можно сшить куртку: хлопок, мех, болонья, клеенка, брезент, капрон. Круги нанизываются на стержень (булавку, гвоздик). Для удобства пользования на эту же ось наглухо крепится стрелка – указатель. Круги поворачиваются вокруг оси поочередно, начиная либо с самого большого, либо с самого маленького. Стрелка указывает на возможные варианты.
«Кольца Луллия» можно использовать в любой организованной совместной деятельности педагога с детьми, интегрируя с другими областями.
Например: образовательная область «Коммуникация» — используются круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками (в конце, середине, начале слов).
Область «Познание» — круги для игр с экологическим содержанием (животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т.д.), а также круги с изображением предметов разных размеров (больше – меньше и т.д.), с цифрами (состав числа).
Область «Чтение художественной литературы» — круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов.
Существует множество комбинаций, нужно только хорошо пофантазировать.
Нельзя не отметить универсальность пособия «Кольца Луллия», используя лишь несколько колец можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к использованной игре.
Эффект игры огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления и воображения, обогащение словарного запаса, и многое другое.
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК.
«А что, если…» — эта фраза очень часто звучит у детей, когда они хотят что-то решить, т. е. идёт перебор вариантов решения – одни варианты более успешные, другие менее. Иногда даже можно решить проблему с их помощью. Это и есть метод проб и ошибок. (МПиО).
На занятиях дети понимают, что высказать можно любые, даже самые невообразимые, предположения. Ребята начинают фантазировать вовсю. При этом довольно часто они в своих предположениях уходят от самой проблемы. Но для малышей это не преграда. Пользуясь МПиО можно выйти на компромиссный вариант решения проблемы.
Общаясь с детьми постоянно приходится экспериментировать: не получилось, пробуем по- другому. И часто фраза «А если…» сопровождает нас как верная помощница.
МПиО существует очень давно, он превосходит возраст человечества. Даже природа в своём развитии уже давно использует его. С помощью этого метода сделано множество открытий, но на это было затрачено множество средств и времени.
Системный оператор
Цель метода: Развитие системного мышления.
Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор “размер”, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить. В сказке про Золушку меняется оператор “стоимость”.
Системный оператор даёт:
Наиболее полное представление о рассматриваемых предметах.
Развивает воображение и фантазию.
Позволяет решать творческие задачи, делает решение разнообразным и интересным.
Моделирование маленькими человечками.
ЦЕЛЬ МЕТОДА: Знакомство с внутренним строением вещества
Именно ТРИЗ помогает разобраться детям, что происходит в мире неживой природы: почему камень — твердый, а вода — жидкая, почему снег в тепле тает, а вода при нагревании превращается в пар. Есть в технологии ТРИЗ еще один метод — это метод МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМ ЧЕЛОВЕЧКАМИ. Маленькие человечки, в понимании нас взрослых — это молекулы (вы, конечно, все помните это из курса школьной химии). Помня о том, что все вокруг состоит из молекул — мельчайших частиц, которые определенным образом связаны между собой, легко объяснить детям почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;
Изучение ТРИЗ позволяет детям понять, что любой человек может научиться мыслить творчески, находить оптимальные решения самых сложных проблем и даже стать активным изобретателем. Для этого требуются такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности и т.п. — всё то, что в совокупности составляет творческие способности.
Неваляшки — ТРИЗ-технологии в детском саду
«Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно», — эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Однако сегодня совсем немногие учащиеся считают процесс обучения чем-то увлекательным и захватывающим и, к сожалению, такая антипатия проявляется уже в раннем возрасте ребенка. Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылость учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Многие преподаватели убедились на своем опыте, что система ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — является эффективным помощником в достижении этих целей. В чем ее суть? Как на практике можно задействовать эту методику в детском саду?
Основная концепция методики Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику, с каждым годом завоевывая все новых поклонников. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации.
Практическое применение в детском саду
Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗа — пусть лучше будет побольше практики. Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это супермашинка, которая может ездить на трех колесах? Пример применения методики в детском саду.
Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени — это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.
Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого «доска кончается, сейчас я упаду», то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досточку и так далее. Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности. ТРИЗ-технологии в детском саду могут доставить удовольствие и самому педагогу. Итак, если вы уже воодушевились и жаждете так поразмышлять со своими подопечными, то внимательно прочитайте следующие советы.
Умелое использование ТРИЗ в детском саду
1. Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться.
2. Не давите на ребенка такими словами как «давай скорее», «думай сам», «это неправильно». ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.
3. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи.
4. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации. Имея уже основное представление, что такое методика ТРИЗ в детском саду, и помня эти советы, можно смело разобрать некоторые игры. Они не только понравятся детям, но и облекут всю теорию в действительность.
Интересные материалы для педагогов с применением ТРИЗ-технологий Вы найдете в высыпающемся меню.
ТРИЗ – технология в детском саду — Статьи педагогов — Каталог статей
Александрова Татьяна Нематовна
ТРИЗ – технология в детском саду
ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
Проблема всех занятых воспитанием – новое поколение людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.
Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия вызвала пристальный интерес в среде педагогов — практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно — мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Именно поэтому мы применяем на занятиях и в свободной деятельности ТРИЗ – технологии.
ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ — технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие таких мыслительных качеств, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а также стремления к новизне, речи и творческого воображения.
Работа с дошкольниками по теории решения изобретательских задач интересна и многопланова. Умелое использование приемов и методов теории решения изобретательских задач успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба.
Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности в зародыше.
ТРИЗ — именно та методика и технология, которая не только результативна, но и увлекательна. Основная задача использования. ТРИЗ — технологий в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Технология ТРИЗ
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.
Принципы технологии
Игра плюс сказка
Первым принципом технологии Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.
Творчество
Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Развивающая среда — Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.
Способы реализации технологии
Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
В своей работе я использую игры, придуманные мною.
«Курочка Ряба»
Курочка Ряба, снесла яичко, не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик.
Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше?
«Необитаемый остров»
Золотая рыбка решила исполнить одно твоё желание. Ты загадал, что хочешь много денег, чтобы купить сладости, игрушки. Рыбка исполнит твоё желание, с тем условием, что ты попадёшь на необитаемый остров и будешь жить там один. Воспользуешься ли ты желанием? Как ты выберешься с необитаемого острова, если тебе надоест быть одному?
«Предложи выход из ситуации»
Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними сделать?
«Эмпатия»
Примеры:
1. «Ты – муха, которая залетела в дом. На столе стоит банка с вареньем тебе очень хочется варенья, но банка закрыта. Что ты сделаешь? Расскажи».
2. «Я злая девочка, а ты мама птенца. Уговори меня, чтобы я не взяла в руки твоего птенца ».
Результаты:
В моей группе много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук.
Список используемой литературы
- Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: Беларусь, 1994.
- Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995.
- Д.Б.Эльконин. Избранные психологические труды. М., «Педагогика», 1989 и И.Н.Мурашковска, Ю.С.Мурашковский. Некоторые приемы и проблемы воспитания детей самого младшего возраста. Рукопись в Фонде ЧОУНБ, 1989.
- Методика Воскобовича
ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО
ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
ТРИЗ это уникальный инструмент для:
— поиска нетривиальных идей,
— выявления и решения многих творческих проблем,
— развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые задания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. На вопрос ребенка не стоит торопиться отвечать, необходимо предоставить ребенку возможность самому дойти до сути, до истины вопроса, наводящими вопросами помочь ребенку самостоятельно сделать открытия.
Основные функции ТРИЗ
- Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
- Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) .
- Развитие качеств творческой личности.
ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Положительные стороны ТРИЗ:
— У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
— ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
— ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
Основные этапы методики ТРИЗ
- Поиск сути
Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
- «Тайна двойного» — выявление противоречий: хорошо-плохо
Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь
- Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).
Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Задания для размышления:
- Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду) ;
- Как спасти колобка от лисы?
Методы активизации перебора вариантов
Доказали, что на практике можно управлять творческим процессом, пусть в ограниченных пределах. К таким методам относятся:
- Метод фокальных объектов;
- Морфологический анализ;
- Мозговой штурм;
- Системный оператор;
- Метод противоречий.
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (МФО)
Одним из методов активизации, который помогает снять психологическую инерцию, является метод фокальных объектов.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокальных объектов нужно придерживаться следующих правил
- Рассматривая или изменяя какой-либо объект, например, яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к яблоку (2 — 3 объекта) .
- Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы и попросить быстро назвать любой (любые) из них.
- Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он (оно, она, они? » Например, выбрано слово «пингвин». Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске подобранные определения: прыгающий, бегущий, летающий (в прыжке, плавающий, смеющийся, заботливый.
- Подобранные определения подставляем к объекту, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, смеющееся яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.
- После того, как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоку нужные качества. Для этого надо «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.
«Летающее яблоко» — нужны крылья, надуть, как шар, и завязать веревочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура — оно легкое.
«Бегущее яблоко» — у яблока выросли ножки.
«Смеющееся яблоко» — у него должны быть рот и глаза.
Работать можно по одному из направлений:
— рассмотреть все словосочетания, найти для них реальный аналог в природе, придумать фантастический объект;
— вспомнить, в каких произведениях художественной литературы есть аналогичные объекты;
— выбрать одно из понравившихся словосочетаний (или самое непривычное) и составить о нем описательный (повествовательный) рассказ;
— составляя рассказ об объекте, использовать определения (частично или все) .
Морфологический анализ
Цель этого метода — выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
В дошкольном учреждении также удобно использовать фланелеграф для работы с морфологическим ящиком.
Метод «Мозгового штурма»
Наиболее известным методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время, является мозговой штурм.
Перед началом мозгового штурма четко ставится задача — вопрос.
С детьми мозговой штурм может возникнуть незапланированно при решении какой-либо задачи (бытовой или сказочной, во время игры — занятия, при обсуждении поступка, случая из жизни или события из художественного произведения.
Особенность проведения мозгового штурма с детьми в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.
Системный оператор
Система — это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе — это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.
В жизни дошкольники ежедневно встречаются с массой проблем, вырабатывают свои критерии их оценки и находят решения. Всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает, как правило, метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания, например игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.
Использовать системный анализ можно уже в младшей группе.
Метод противоречий:
- Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.
I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.
II этап. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла — «хорошо», лекарство — «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления.
III этап. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления.
IV этап. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения.
- Прием «Противоположные значения».
Прием «Противоположные значения» — еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.
Принципиальное отличие ТРИЗ от каких-либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии.
В связи с этим использование ТРИЗ в детском саду — это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ.
В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:
- Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
- Обучение самостоятельной работе.
- Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
- Обучение эффективной работе в группах.
- Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.
При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.
В итоге, у малышей:
- Формируется своя точка зрения на различные вещи.
- Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.
- Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.
- Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.
- Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.
- Появляется смелость общения.
Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС
Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы учащихся. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от учителя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
При этом воспитателями в детских дошкольных учреждениях применяется целый арсенал превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду.
- Метод маленьких человечков(ММЧ). Отлично работающий способ, позволяющий формировать у малышей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах.
- Системный оператор. Позволяет изучать различные объекты мира в контексте их соотношения с другими объектами, а также с временными рамками «прошлое», «настоящее», «будущее».
- Игры на мышление по аналогии. Чтобы научиться сравнивать между собой различные вещи и распределять их по группам, нужно сначала выявить те признаки, которые для них характерны. Данная методика этим и занимается.
- Морфологическая таблица. Позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов.
- Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.
- Мозговой штурм. Перед ребятами ставятся различные задачи и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть даже самые волшебные и сказочные. После выбирается одна или несколько наиболее подходящих идей.
- Метод противоречий. Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.
Эти и другие методики в подготовительной группе реализуются посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка, привлекающих его интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим преподавателем.
Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.
Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей. То есть родителям не стоит бояться того, что их чада будут слишком перегружены занятиями.
Нагрузка тщательно дозируется в соответствии с возрастом дошколят и их индивидуальными особенностями. Так, если в самых младших группах деток в большей степени учат просто общаться и познавать мир, то в старшей группе они уже начинают решать свои первые задачки.
Литература
- Анатолий Гин«Приемы педагогической техники».
- Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика».
- Анатолий Гин«Сказки-изобреталки от кота Потряскина».
ТРИЗ-педагогика
Образовательная технология ТРИЗ-ОТСМ
Частный детский сад «Акварель» успешно практикует технологию ТРИЗ-ОТСМ в своей образовательной деятельности. Аббревиатура «ТРИЗ-ОТСМ» расшифровывается как «Теория решения изобретательских задач» и «Общая теория сильного мышления».
В чем особенность ТРИЗ-педагогики, и почему именно ее методы мы считаем самыми оптимальными и эффективными?
Интересные факты из истории ТРИЗ
ТРИЗ-педагогика является основой для развития у детей творческого мышления и креативного подхода к решению жизненных задач при помощи четко систематизированных методов. Это вполне закономерно, так как ее основателем и идейным вдохновителем является изобретатель и писатель-фантаст в одном лице — Генрих Саулович Альтшуллер.
«Человек рожден быть свободным, рожден иметь собственное мнение, и не к лицу человеку становиться рабом, пусть даже и хорошо оплачиваемым.» Г.С. Альтшуллер |
Впервые технология ТРИЗ была применена на практике в 60-х годах XX столетия в кружках технического творчества, где школьники учились сначала придумывать новые еще несуществующие модели самолетов, машин, кораблей, а потом создавать их своими руками на основе классических образцов. Так как созданные детьми модели успешно участвовали в различных выставках и конкурсах и даже получали патенты, именно тогда был поставлен под сомнение привычный стереотип, утверждающий, что творческие способности — это врожденный талант избранных.
Уже в то время появились педагоги-энтузиасты, считающие, что творческому процессу можно научить абсолютно любого человека, тем более ребенка. ТРИЗ-педагогика стала активно применяться в школьном образовании, а вот в дошкольном появилась не сразу и, можно сказать, «по ошибке», которая стала счастливой случайностью.
Группа преподавателей ТРИЗ готовилась к очередному показательному занятию с младшими школьниками, но, благодаря чьей-то недоработке, к ним были привезены дети из подготовительной группы детского сада. Занятие прошло вполне успешно, что и положило начало разработке новых методик ТРИЗ-технологии для дошкольников.
В наше время ТРИЗ-технология активно внедряется в передовые дошкольные образовательные учреждения, открывая новые творческие горизонты как для детей, так и для педагогов.
Основные принципы ТРИЗ-педагогики
Основными постулатами ТРИЗ-педагогики можно назвать следующие цитаты от ее основателя:
«Средство работы с детьми – педагогический поиск»
«Занятие — не форма, а поиск истины»
«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению»
Согласно технологии ТРИЗ, преподаватель становится участником образовательного процесса, а не его руководителем, он не просто преподносит ребенку определенное количество информации, не «снабжает» его запасом готовых знаний и навыков, а помогает развивающейся личности проявиться в творческом поиске ответов на любые вопросы, решении поставленных задач.
Изначально Г.С. Альтшуллер настаивал на «природообразности» разработанной им педагогической методики, утверждая, что любой творческий процесс имеет четкий алгоритм последовательных действий, который согласутеся с природными закономерностями мозговой деятельности.
Задача ТРИЗ — научить детей работать с этими алгоритмами в любой области. Таким образом дети обучаются применять систематизированный подход к исследованию окружающего мира и направлять свою творческую энергию на получение конкретного результата.
Что ТРИЗ-педагогика дает нашим детям?
«Природообразность» технологии выражается также в поэтапном внедрении ее в образовательный процесс, согласно базовой теории возрастной психологии.
На первом этапе дети в возрасте 2-3 лет исследуют предметы окружающего мира с целью осознать их значение, многофункциональность, а также «двойственность», то есть найти их положительные и отрицательные качества.
На втором этапе дети, по возрасту относящиеся к средней группе, получают навыки целенаправленного фантазирования, придумывания нового и разрешения противоречий.
Третий этап рассчитан на 4-5-летних детей, уже имеющих опыт работы с ТРИЗ-инструмантерием, на основе которого они учатся придумывать сказки и сказочных героев, наделять привычные предметы необычными свойствами и, что самое главное, моделировать противоречивые ситуации и их нестандартные разрешения.
И, наконец, четвертый этап обучения дошкольников — это навык находить выход из любой сложной ситуации с помощью комбинирования разных систем поиска ответов на поставленные вопросы и вариантов развития событий.
Педагоги ЧДС «Акварель» прошли обучение основам ТРИЗ-педагогики, а также регулярно повышают свой профессиональный уровень, посещая семинары и тематические курсы. Благодаря активному применению ТРИЗ-ОТСМ в ежедневной практической образовательной деятельности наши дети получают полноценное развитие как творческого, так и логического мышления.
Мы уверены, что именно такой подход к воспитанию детей — залог их успешного будущего и высокого качества жизни независимо от условий, в которых они окажутся, когда станут взрослыми людьми!
Преподавание ТРИЗ в школе The Triz Journal
Редактор | 06 апреля 2009 г.
Гаэтано Кашини, Й. Янчги, И. Кайков, Николай Хоменко, Ингрида Мурасковска, Александр Сокол и Фабио Томази
Аннотация
Развитие творческих способностей, умение ставить задачи и навыки решения проблем отсутствуют в большинстве средних школ европейских стран. Курсы, семинары и учебные материалы по теории решения проблем (ТРИЗ) в основном предназначены для промышленных или технических университетов.Они не соответствуют требованиям многих потенциальных читателей и учащихся, от учащихся старших классов средней школы и учителей до людей, интересующихся гуманитарными дисциплинами.
Проект ТЕТРИС, финансируемый европейским сообществом в рамках Программы обучения на протяжении всей жизни, направлен на создание и тестирование учебных материалов по ТРИЗ, подходящих для учащихся от 14 лет и старше, которые следуют любой учебной программе. В этом документе представлены цель и структура проекта, при этом особое внимание уделяется описанию выявленных образовательных требований и подходу, применяемому для построения Свода знаний учебного материала.
Введение
Инновации — это основа будущего Европы и главная цель политики Европейского Союза (ЕС). Для того чтобы инновации были эффективными, необходимы подготовленные исследователи и дизайнеры с повышенным творческим потенциалом, навыками постановки и решения проблем. Сегодня этим навыкам в основном обучают на коротких профессиональных курсах продолжительностью от двух до пяти дней. Эти курсы слишком короткие, чтобы преодолеть психологическую инерцию и типичные методы проб и ошибок. Эти курсы практически отсутствуют в программе старших классов средней школы.
Теория решения изобретательских задач и ее инструменты могут сыграть важную роль в проведении политики ЕС, связанной с инновациями; однако его присутствие в академической программе ограничено на уровне высшего образования и практически отсутствует на более низком уровне.
Большинство книг по ТРИЗ и учебных материалов предназначены для узкого круга технических специалистов (в основном это люди из отрасли, имеющие надлежащее отношение к методам обучения, поддерживающим разработку продукта), но эти книги не удовлетворяют потребности многих других потенциальных читателей и учеников ( например, учащиеся средней школы или представители гуманитарных и социальных наук).
Это контекст, который привел к появлению европейского проекта под названием: ТЕТРИС, Обучение ТРИЗ в школе, поддержанного Европейской Комиссией в рамках Программы обучения на протяжении всей жизни. Цели проекта TETRIS включают:
- Определение образовательных требований старших классов средних школ, университетов и отраслей из разных европейских стран, заинтересованных во внедрении ТРИЗ в учебные планы / программы обучения.
- Привлечение учащихся средних школ к изучению методов и инструментов путем развития творческих способностей учащихся и поддержки навыков решения проблем с помощью систематических средств.
- Определение образовательной модели, подходящей для удовлетворения разнородных требований ТРИЗ-образования.
- Производство учебных материалов, адаптированных к неоднородной конкретной ситуации.
- Утверждение предложенной образовательной модели и материалов с помощью пяти прототипов, включая пилотные курсы «обучение инструкторов» и пилотные реализации курсов в трех технических средних школах (в Австрии, Италии и Латвии), двух центрах профессионального обучения (в Италии и Латвии). ) и четырех промышленных организаций (в Австрии и Германии).
Общая информация TETRIS
Консорциум проекта TETRIS координируется Научно-технологическим центром Триеста (Италия) и включает следующих партнеров:
- Университет Флоренции (Италия), Университет прикладных наук Каринтии ( Австрия), Елгавский региональный центр образования взрослых (Латвия), Европейский институт энергетических исследований (Германия), Harry Flosser Studios (Германия) за определение образовательной модели и разработку учебных материалов.
- Технический институт промышленности Артуро Малиньяни (Италия), Высший технический колледж Вольфсберга (Австрия) и Елгавская гимназия (Латвия) для проведения пилотных курсов с учителями и учениками в школе.
- Siemens Automation and Drive Technology (Германия), STENUM Environmental Consultancy and Research (Австрия), ACC Appliances-Components-Companies (Австрия) для внедрения пилотных курсов в промышленности.
- Проект стартовал в январе 2008 г. и финансировался в течение двух лет при поддержке Программы непрерывного обучения Европейской комиссии.
Хотя существует общее понимание, что обучение творчеству и методам решения проблем следует начинать как можно раньше (в детском саду), проект TETRIS предполагает, что читателям и участникам не менее 14 лет.
Определение образовательных требований
Чтобы выяснить, какие ключевые факторы являются наиболее важными ключевыми факторами для пошагового конструктивного обучения ТРИЗ, всем партнерам по проекту ТЕТРИС было предложено заполнить подготовленную анкету и поделиться своим опытом с предыдущими. Тренинги по ТРИЗ (в качестве участников или преподавателей).
Поскольку партнерами проекта TETRIS являются как образовательные учреждения (университеты, школы, органы образования), так и компании (промышленность и малые и средние предприятия), особое внимание было уделено выявлению различий между процедурами в школах и компаниях. . Следующим вопросом для исследования были различия в ожиданиях школ-партнеров, а также различные требования к новым материалам, вызванные особенностями ситуации в разных странах.Краткое изложение общих результатов этой деятельности представлено в таблице ниже.
Хотя никаких существенных отличий от школ из-за национальных правил не было выявлено, самым сложным требованием для выполнения было ограниченное количество времени, которое школы (а также небольшие компании) могли посвятить внедрению ТРИЗ. Реалистичный подход заключался в сочетании консенсуса и осуществимости в качестве вводного курса ТРИЗ, где инструменты объясняются и практикуются с помощью подготовленных упражнений, с последующим применением инструментов ТРИЗ в рамках реальных проектных работ (обычно реализуемых, по крайней мере, в любой технической или экспериментальной школе).
Было рекомендовано составить исчерпывающую карту Свода знаний ТРИЗ, чтобы дать четкое представление о том, что ТРИЗ может предложить и что можно было бы изучить в конце вводного курса.
Основные результаты анкетирования и отчетов об опыте от школ и компаний | ||
Темы / вопросы | Школы | Компании |
Какова цель клиента (школа / компания) при запуске лекций по ТРИЗ? | Другой подход к мышлению и метод творчества | Умение решать проблемы |
Как повысить интерес и мотивацию участников (во вводной сессии)? | • Простые примеры для демонстрации применения теории | Отображение результатов и результатов |
Каким должно быть содержание вводного курса ТРИЗ? | • Основные концепции ТРИЗ | • Основные концепции ТРИЗ |
Что хорошо / возможная продолжительность курса ТРИЗ? | Приблизительно 30–60 часов | Приблизительно два-три дня |
Важные элементы обучения | • Практические примеры | • Практическое занятие примеры |
Какие особые ограничения / особые требования следует учитывать при организации обучения ТРИЗ? | • Нет (международного) стандартного руководства для тренингов по ТРИЗ. | • В настоящее время нет (международного) стандартного руководства для тренингов по ТРИЗ. |
Разработка образовательной модели
Для решения сложной задачи введения новых предметов в учебную программу учащихся, а также с учетом разнородных и строгих требований, описанных в предыдущем разделе, a необходимо разработать конкретную образовательную модель.
Роль ТРИЗ в обществе знаний
В 1960-е годы концепция общества знаний появилась в Европе как ответ на неспособность традиционных образовательных систем удовлетворить потребности и запросы общества. Современное понимание общества знаний было представлено доктором Татьяной Кок как системой социальных отношений людей, обеспечивающей высокий уровень инноваций, в котором каждая личность может достичь высокой степени участия, получая, используя и развивая новые знания самостоятельно.
Норман Лонгворт, почетный профессор непрерывного обучения в Университете Стирлинга, определяет основные навыки, необходимые в обществе знаний, как способность:
- Управлять собой
- Работать с информацией и интерпретировать ее
- Применять новые знания на практике
- Используйте навыки обучения
- Общайтесь разумно и критически
- Применяйте управленческие и коммуникативные навыки
- Используйте навыки мышления и креативность
- Адаптируйте
- Работа в команде и обучение на протяжении всей жизни. 1
Поскольку существующая система образования с актуальными программами и учебным планом не полностью выполняет задачу подготовки учащихся к жизни в обществе знаний, необходимо изменить эти программы обучения в соответствии с их навыками. упомянутый ранее.
Специалисты по теории решения проблем признают многие навыки, выделенные Норманом Лонгвортом, как те, которые развиваются в образе мышления ТРИЗ и поддерживаются инструментами ТРИЗ. Более подробное определение навыков, развиваемых людьми, регулярно практикующими ТРИЗ, опубликовано в «Новой модели и методике обучения ОТСМ-ТРИЗ». 2
Введение ТРИЗ в учебную программу может стать возможным изменением образовательной системы, направленным на выполнение новых требований общества знаний. Введение может быть осуществлено двумя способами:
- ТРИЗ как отдельный предмет
- ТРИЗ как контент, интегрированный в другие предметы
ТРИЗ в школе
Традиционный способ планирования образовательного контента можно описать следующим образом (Рисунок 1) :
- В школе разрабатывается экспериментальная образовательная программа и определяется необходимый перечень предметов.
- Государство принимает стандарты по предметам.
- Учителя разрабатывают предметные программы (в них входит перечень необходимых учебных материалов).Это означает, что преподаватель выбирает из имеющихся источников (учебников, литературных источников, Интернет-ресурсов и т. Д.), Которые наиболее подходят для достижения поставленной в программе цели при работе с целевой аудиторией.
Конечно, бывают случаи, когда нет учебных пособий, и преподаватель должен самостоятельно разрабатывать учебные материалы для студентов. Педагог делает это по предметной программе и на основе предметной научной литературы.
Школы, входящие в консорциум ТЕТРИС, а также любые другие подобные учебные заведения, планирующие обучать своих учеников ТРИЗ, вначале не имеют ни навыков ТРИЗ, ни учебных материалов.Поэтому учебные материалы должны быть адаптированы к конкретной ситуации. Основное отличие от введения более классических предметов в том, что для ТРИЗ как предмета нет ни программ, ни стандартов.
|