Согласные звуки [в],[в’], буквы В, в
Жили-были три подружки: Вера, Вика и Валя. Они были очень умные
девочки и уже пошли в первый класс.
Подружки очень любили ходить в школу и очень старались учиться. Но
вот закончилась первая четверть, и все дети пошли на каникулы. Девочкам было
скучно, и они решили поиграть в школу. Вера, Вика и Валя собрали всех своих
друзей и стали их учить.
Но, сначала Вера предложила подругам попить чай. Она с мамой
испекла что-то очень вкусное и решила угостить подруг.
─ Девочки, угадайте, на какую букву похоже моё угощение?
─ Ой, это же крендель. Он похож на букву в.
─ Правильно.
И сегодня мы вместе с девочками будем знакомиться с буквой в.
Итак, девочек зовут: Вера, Вика и Валя. Их имена начинаются со звуков
[в]
и [в’]. Причём имена Вера и Вика начинаются со звуков [в’],
а Валя со звука [в]. Вера любит вишни, Вика – виноград, а Валя –
ватрушки. Эти слова тоже начинаются со звуков [в] и [в’].
Причём вишня и виноград с мягких звуков [в’], а ватрушки с
твёрдого звука [в].
А мы помним, что все звуки на письме обозначаются
буквами. Вот и звуки [в] и [в’] на письме
обозначаются большой буквой В и маленькой буквой в.
Причём все звуки обозначаются в квадратных скобках.
А ещё звуки [в] и [в’]
– это согласные звуки. Согласные звуки нельзя петь, как гласные,
и когда мы их произносим, то наши губы или зубы, или язык мешают воздуху
свободно проходить во рту и возникает преграда.
Давай попробуем произнести звуки [в]
и [в’]. Губы и зубы мешает свободно произносить эти звуки. А
значит – они согласные.
Все согласные звуки могут быть твёрдыми и
мягкими. А чтобы лучше запомнить эти звуки, мы сейчас поиграем.
Валя будет называть слова, в которых есть твёрдый
звук [в], а Вера – в которых есть мягкий звук [в’].
А Вика потом проверит.
─ Волк.
─ Медведь.
─ Сковорода.
─ Вилка.
─ Вова.
─ Витя.
─ Молодцы, девочки. Я внимательно за всем
следила. Вы все правильно назвали. У Вали в словах все звуки [в]
твёрдые. А у Веры все звуки [в’] мягкие.
И мы помним, что к мягкому звуку мы добавляем
значок, похожий на запятую, который показывает, что этот звук мягкий.
Ещё все согласные звуки могут звучать звонко или
глухо. Вот послушайте, как звонко звучат звуки [в] и [в’].
Эти звуки могут быть только звонкими.
А ещё вы должны запомнить, что звуки мы
произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Теперь давайте посмотрим, как
пишутся эти буквы.
Буква в может быть большой (её называют заглавной) и
маленькой (её называют строчной). Большая буква всегда больше чем
маленькая, а маленькая буква всегда меньше, чем большая.
А теперь выполним очень интересное задание. Вот
два листочка с буквами, а вам надо найти, обвести и соединить линиями все буквы
в: большую и маленькую.
Правильно. Молодцы.
Итак, буквы мы научились писать, а теперь
вспомним, в каких же случаях пишутся эти буквы. Если кому-то или чему-то даются
имена, то эти имена пишутся с большой буквы. С большой
буквы пишутся отчества и фамилии людей.
Например, с большой буквы пишутся
имена в следующих потешках:
Ваня, Ваня-простота, купил лошадь без хвоста.
Или:
Вова, Вова-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
С большой буквы пишутся клички животных, имена сказочных героев.
Например, Винни-пух. Ещё с большой буквы пишутся названия
городов, рек, озёр и деревень. Например: река Волга.
А с маленькой буквы пишутся многие
другие слова. Например: валенки и варежки.
Ещё с большой буквы пишутся слова в
начале предложения. Например, в пословице:
Век живи-век учись. Которая означает, что все
люди: дети и взрослые постоянно чему-нибудь учатся. Сначала ходить, говорить,
писать и читать, работать.
Ой, а кто это там говорит?
─ Это же наш добрый друг мудрый и умный
Сава Владимирович. Он, наверное, пришёл к нам на урок.
─ Да, я пришёл к вам в гости.
─ А мы уже выучили много букв: гласные и
согласные. И уже хотим что-нибудь почитать: сказку или рассказ, только не знаем
как.
─ Не спешите. Сначала мы должны научиться
читать слоги. А потом слоги соединять в слова, а слова в предложения. Из
предложений, связанных по смыслу, и состоит любой текст. Вот только тогда мы
сможем прочитать сказку. Давайте познакомимся со слогом. Смотрите, вот у нас
слово Вика. С какого звука начинается это слово?
─ Мы уже знаем, с согласного мягкого звука
[в’].
─ Правильно. К мягкому звуку [в’] мы
добавили гласный звук [и], у нас получился первый слог – ви.
А слог – это маленький кусочек
слова. Линией отделим этот слог от другого.
Теперь давайте попробуем прочитать слова Валя. С
какого звука начинается слово?
─ С согласного твёрдого звука [в].
─ Правильно. А второй какой звук?
─ Гласный звук [а].
─ Молодцы. А теперь попробуйте прочитать
первый слог.
─ Правильно.
А чуть позже будем учиться читать слова и тексты.
Ну вот мы и познакомились с твёрдым звуком
[в] и мягким звуком [в’], которые на письме обозначаются большой
буквой В и маленькой буквой в.
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове — урок. Русский язык, 1 класс.
Продолжаем раскрывать тайны гласных. Мягкие командиры
Сказочник продолжал повествование.
Фея Фонетика произнесла:
— Мой друг, но иногда бывает так, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук!
— Как же так? А Йотики… Понял! Именно тогда они и прячутся в кармашках, правда?
Графика уже выводила новые слова-подсказку: «мел», «лён», «люк», «мяч».
Когда я произнёс эти слова, увидел, что Йотики спрятались в кармашки, только их чубчики остались снаружи! Чубчики уж очень напоминали мягкую подушечку!
Ту самую, на которой отдыхают… согласные звуки!!!
Всё правильно!!! Ведь в словах, написанных Графикой, Е стоит после М, Ё — после Л, Ю — после Л, Я — после М!
— Получается, что если Е, Ё, Ю, Я стоят после согласных, то они не только обозначают один звук, но и подкладывают под голову согласных свой чубчик-подушечку, делая согласный мягким.
Феи довольно улыбались, а Графика уже вновь рисовала что-то в воздухе:
— Вот почему на этаже написано «Мягкие командиры»! Буквята И, Я, Е, Ё, Ю стоят после согласного и командуют: «Звучи мягко!»
Фея Графика нарисовала домик такого согласного:
— А после согласного остаётся звук… — продолжала фея Фонетика.
— Стойте, подождите! Я сам попробую догадаться!
Мне вспомнилась картинка:
— Если Йотик занят и подкладывает мягкую подушечку согласному, значит… на месте буквы Е остаётся [э], Ё — [о], Ю — [у], Я — [а]! Правильно?!?
— Совершенно верно! — похвалила меня фея Фонетика, а Графика вывела в воздухе: [м’э]л, [л’о]н, [л’у]к, [м’а]ч.
— А как же буквёнок И смягчает согласный, у него же Йотика нет!
— А буквёнок И — самый важный из мягких командиров, так как он единственный, кто может быть и буквой, и звуком! У него особые права, поэтому, если И встаёт после согласного — тот тут же становится мягким, а подушечку сам себе подкладывает! Поэт А. Усачёв даже стихотворение сочинил по этому поводу:
Я, ребята, признаю —
Нет такого звука: Ю.
(Ю \(=\) Й \(+\) У)
И открытье не моё —
То, что нету звука: Ё.
(Ё \(=\) Й \(+\) О)
Заодно скажу, друзья —
Также нет и звука: Я.
(Я \(=\) Й \(+\) А)
И прошу поверить мне —
Нет на свете звука: Е.
(Е \(=\) Й \(+\) Э)
Вот так я побывал на этажах гласных буквят. Раскрыл их тайны. Понял, почему же гласных букв \(10\), а звуков — всего лишь \(6\)! А на прощание все гласные решили со мной попрощаться и спели хором песню. Вот фото того выступления:
Звук [у]. Буква У, у. Повторение пройденного
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• дети научатся выделять звук [у] в речи;
• различать звучание согласных в слогах-слияниях с различными гласными звуками;
• закрепят знания о назначении заглавных букв при составлении схем предложений, имён людей и кличек животных;
• закрепят знания о словах, состоящих из одного звука у, и, о.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлых уроках мы изучили группу букв гласных звуков, с которыми согласные читаются (произносятся) твёрдо, (а, о, у, ы).
А сегодня мы уточним, как слышится звук [у] в ударных и безударных слогах, а также увидим, что звук [у] может образовать целое слово.
2. Мотивация учебной деятельности
— Вслушайтесь в пословицу: Не учись разрушать, а учись строить. Объясните её значение. Послушайте отрывок из рассказа Н. Носова «На горке». Почему мальчик решил испортить горку детям? Как поступили дети? Как отнеслись они к мальчику?
3. Работа по теме урока
— Начинайте каждое следующее слово с последней буквы придуманного вами слова: улитка — звук [у], астра — звук [а], аквариум — звук [м], мыло — звук [о], ослик…
Теперь игра «Доскажи словечко».
Ра-ра-ра — начинается (игра)
Ры-ры-ры — у нашей Машеньки (шары)
Ро-ро-ро — у нас новое (ведро)
Му-му-му — стоит, кричит корова (му-у-у)
Ли-ли-ли — приезжали (короли)
Ши-ши-ши — зашуршали…
Хи-хи-хи — засмеялись…
Вей-вей-вей — поёт…
Жа-жа-жа — Маша…
Ук-ук-ук — по стене…
Как называются слоги, которые мы повторяли? Какой слог не был слогом-слиянием? Как слышатся согласные звуки в разных слогах-слияниях? С каким гласным звуком согласные произносятся мягко? Послушайте стихотворение-шутку. Выберите слова, выделите слог со звуком [у].
Утята
Когда шагают лугом
Утята друг за другом.
То первый — впереди,
Последний — позади.
Когда шагают лугом
Утята друг за другом,
То первый — погляди,
Шагает впереди!
(Лугом, луг, утята, друг за другом.)
Выложите звуковую схему слов: луг, утята, друг. В каком слове есть слог в один звук? Назовите слоги-слияния со звуком [у]. Как слышатся согласные звуки, когда за ними идёт звук [у]?
Рассмотрите иллюстрацию на странице 38. Что здесь произошло?
Из какой сказки эта девочка? («Девочка и Лиса».)
Послушайте сказку.
Пошли дети в лес за грибками, да за ягодками. Кустик за кустик, деревце за деревце и заблудилась девочка. Стала она кричать, звать подружек, а они не откликаются. Ходит девочка по травке и кричит: «Ау! Ау! Подруженьки!» Никто не слышит девочку. Села она под кустик и горько заплакала…
Прочитайте предложения под иллюстрацией (с. 38). Возьмите указочку и поставьте под первую букву — прочитайте её. (А-а-а.)
Двигаем указочку ко второй букве и читаем. (У-у.)
Прочтём всё слово. (Ау! Ау! Ау!)
— Обратите внимание на знак в конце предложений. Как он называется и что обозначает? Выложите схему слова ау. Сколько слогов? Чем интересны слоги? (Слоги состоят из одного звука [о] и [у].)
На доске записаны буквы. Поучимся их читать, выделите слова, объясните их значение: ау, ао, Иа, уо, ыу, уа, оа, ои, оу, уы. Что значит слово ау? Что значит слово Иа? Что значит уа?
На доску учитель вывешивает карточку, на которой написан предлогу, и рисунки с изображением домика и зайчика.
— Составьте предложение… (Около домика зайчик.)
Учитель переставляет рисунки с изображением зайчика и домика.
— Составьте теперь предложение. (У зайчика домик.) Слово у — предлог.
Дети работают с рисунками: домик, девочка, Буратино.
— Теперь к рисункам приписываем предлог о. Составьте предложения. Запомните, предлог пишется отдельно от других слов.
Откройте учебник (с. 38). Выделите предлоги у. Почему птиц поделили на две группы? (Дикие, домашние птицы.)
Укажите слова, в которых встречается звук [у]? (Это слова: голубь, гусь, курица.)
Составьте предложения так, чтобы между названиями птиц стояло маленькое слово и. (Воробей и ворона спрятались от дождя под грибком. Гусыня и курица важно прохаживались по двору.)
Составьте схемы к предложениям. С какими словами мы познакомились? (Есть слова, состоящие из одного звука: а, о, у. Это предлоги.)
Как пишутся слова в предложении? (Все слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. В том числе и предлоги.)
Прочитайте стихотворение на с. 38. Какой был утёнок? Из каких слов это видно? (Крошка.)
Кого боялся утёнок? (Мошку.)
Помогите детям правильно разложить буквы к картинкам на с. 39.
Так, к какой картинке какая буква подойдёт? (Ослик — о, Артемон — А, индюк — и, арбуз — а, утюг — у.)
Какие гласные буквы имеют одинаковые свойства? Как они располагаются на ленте букв? (а, о, у, ы)
4. Рефлексия учебной деятельности
— Какие звуки могут образовывать целые слова? (Гласные а, о, у.)
Обучение грамоте «Звук [ы] и буква ы»
Сегодня на очередном нашем занятии мы познакомимся с очень интересным звуком. Он ни когда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать.
Звук — невидимка
Спрятался в часы.
А его братишка —
Дедушке в усы.
Догадались, какой это звук? Нет? Тогда, еще одно задание — подсказка…
Что на карточке лишнее? Почему? Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия.
Верно, «лишнее» — цветы, так как все остальное мебель. Произнесём ещё раз слово “цветы” и назовём последний звук”. Это и есть наш звук невидимка.
Произнесите звук и дайте характеристику…
Звук [ы] — гласный. Давайте вспомним, какие гласные звуки вы уже знаете?…
1. Знаю я, и знаешь ты, что нет слов, начинающихся на звук [ы].
— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте поищем слова с этим звуком….
2. И г р а «Кто больше?»
Назовите как можно больше слов со звуком [ы] в середине.
О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.
3. Хлопните в ладоши, если в словах услышите звук [ы]: сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.
4. Игра «Один – много»
Кукла – (куклы), гриб – (грибы), машина –…, лимон – …, шкаф – …, стол – …, шар – …, тыква – …, кот – …, зонт – …, ягода —…, дуб – …, зуб – …, банан – …., лев – …, пол – …, сыр – …..
5. Игра Рифма» ( придумайте африканское животное в рифму).
Дилы-дилы-дилы – повились …(крокодилы)
(Дети изображают охотящегося крокодила).
Афы-афы-афы – жуют листики …(жирафы)
(Дети тянутся вверх, изображая жирафов).
Ны-ны-ны – водой брызгают …(слоны).
(Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются)
Яны-яны-яны – по веткам скачут …(обезьяны).
(Дети изображают скачущих обезьян).
6. И г р а «Слоговой аукцион»
1. Бросая мяч, ведущий называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно. Н а п р и м е р : лы (-жи), мы (-ло), сы (-рок), тык (-ва), малы (-ши).
2. Вставьте пропущенные слоги со звуком [ы].
Ум (-ный), ост (-рый), аккурат (-ный), че (-ты-) ре, во-пер (-вых), во-вто (-рых), цве (-ты), фрук (-ты), тра (-вы).
Вот топор, полено рядом-
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.
1. Найди спрятанные буквы ы. Обведи их.
2. Допиши недостающую часть.
3. Соедини линиями одинаковые буквы
4. Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Нарисуй в букве кружочки по образцу. Найди и раскрась букву Ы с левой стороны рисунка.
5. Соедини с буквой Ы только те предметы, названия которых оканчиваются звуком [ы].
6. Подчеркни такую же букву, как внизу слева. Обведи в кружок все буквы Ы справа.
7. И г р а «Буква потерялась»
Найдите потерявшуюся букву. С – р, м – ло, кур – .
8. И г р а «Сквозная буква»
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
О т в е т : дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи; выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.
9. И г р а «Дополните слово»
Сыт (досыта), вдох (выдох), зов (вызов), рыло (крыло), вина, рыба (рыбак).
10. И г р а «Превращение слов – волшебная цепочка»
Подберите слова, содержащие букву ы. Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.
Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло; тыл – лыко – обыск – корыто.
11. Кроссворд
1. Детеныш курицы.
2. Электроприбор для уборки помещения.
3. Воин в доспехах.
4. Огородное растение.
5. Что, кроме меда, собирают пчелы?
6. Канал для выхода дыма из печи.
7. Гриб.
О т в е т : цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква, пыльца, дымоход, сыроежка.
12.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву .
Возьми красный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву ы.
13. Пишем…
14.
Конспект занятия «Звук У. Буква У. Гласные звуки».
Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе.
Тема: «Звук У. Буква У. Гласные звуки».
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Задачи:
Познавательное развитие:
Знакомство со звуком и буквой У, упражнение в произнесении звука, выделение звука в словах, названиях предметов и картинок; определение его места в слове, развитие слухового внимания и памяти.
Развитие любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности;
Художественно-эстетическое:
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей при «превращении» звука «У».
Речевое развитие:
Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи при ответах на поставленные вопросы; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Физическое развитие:
Развитие мимических мышц лица, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
Социально-коммуникативное:
Развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Оборудование: телевизор, музыкальный центр; презентация в power point, тетради для индивидуальной работы, символ звука, простые и цветные карандаши, счетные палочки.
Ход:
1.Орг. момент.
— Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Хотите, чтобы к нам пришёл ещё один гость, который будет с нами общаться и играть? Тогда сядьте поудобнее, и слушайте внимательно. (включается звук ветра). Что вы слышите? Скажите, какой звук вы слышите? (Ответы детей). Хорошо. А теперь? (включен звук с воем волков) Услышали какой-нибудь звук?- ответы детей. Кто-нибудь догадался, о каком звуке мы будем говорить? (ответы детей).
— Да, ребята, вы угадали, сегодня у нас в гостях звук «У».
2. Сообщение темы.
— Сегодня мы с вами будем продолжать учиться слушать и слышать, познакомимся со звуком и буквой У, узнаем на что она похожа и поговорим о гласных звуках.
-Чем отличаются звуки от букв?
— На какие группы делятся звуки? (на гласные и согласные звуки).
-Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков?
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
-Скажите, с какими звуками мы с вами познакомились на прошлой неделе. (со звуками И и Ы)
Чем они отличаются?
5. Работа с рисунком в тетрадях.
Откройте тетради на стр.16
Найдите на рисунке звук У. Что он делает?
Перечислите предметы, в названиях которых слышится этот звук.
Посмотрите на капитана и назовите части тела и предметы одежды, в названиях которых слышится звук У.
-Картинка, где изображено, как гудит пароход, обозначает звук У.
3. Артикуляция звука.
Когда мы произносим звук У, то
-губы вытянуты вперёд трубочкой;
-зубы не смыкаются;
-горлышко работает (для фиксации работы голосовых связок рука ребёнка лежит на горлышке).
– Давайте вместе произнесем звук [у], нужно губы вытянуть трубочкой.
Губы трубочкой потянем
И нисколько не устанем.
(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)
При каком ещё звуке губы вытягиваются в трубочку? (при звуке О)
Чем отличаются «трубочки» при звуках У и О.
Наш гость – звук У приготовил нам много интересных игр. И вот первое задание – выполнить физминутку.
4. Физкультминутка «Ветер».
Игра «Ветер».
Ветер дует нам в лицо: «У-у-у»(дети обмахивают руками лицо и коротко произносят звук У).
Закачалось деревцо. (Поднимают руки вверх, наклоны влево, вправо).
Ветер дует тише, тише: «У-у-у…» (Вытягивают руки от груди вперёд, тихо и длительно произносят звук «У»).
Деревцо растёт всё выше, выше. (Поднимают руки вверх и потягиваются).
Ветер сильный набежал: «У-у-у!» (Оставляют руки вверху, раскачиваются в стороны и громко произносят звук «У»).
И все листья оборвал. (Бросают руки вниз, расслабляются.)
6. Развитие навыков звукового анализа
Какое же следующее задание придумал звук? Давайте посмотрим на экран телевизора. Звук снова просит поиграть с ним.
-Звук решил сыграть с нами в прятки, он затаился в наших картинках. Перед нами есть «паспорт» слова, нам надо определить, где же находится звук — в начале, середине или конце.
7. Знакомство с буквой «У»
-Это буква У.
— Какой звук она обозначает?
-Чем отличается буква У от звука У?
Проведите по ней пальчиком в тетрадях (обведите) Заштрихуйте эту букву красным карандашом. (работа в тетрадях)
На что похожа буква У?
У- сучок, в любом лесу ты увидишь букву У. (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).
8.Словарная работа.
Слово сук нам незнакомо. Это- Крупный боковой отросток от ствола дерева.
Давайте вместе произнесем его.
-Что такое сук?
-Напишите букву У пальчиком в воздухе.
9. Выкладывание буквы «У» из палочек
– Давайте выложим букву «У» из счетных палочек.
– Сколько вам понадобилось палочек? (Три палочки)- А кто сам может стать буквой У?
10. Физминутка.
Игра «Живая буква» (нужно изобразить букву)
Игра «Поймай звук».
ВЫ будете двигаться, а я произносить звуки. Как только услышите звук У, останавливайтесь.
У, а, и, у, к, Т, п, у. Та-по-ту-ры-ду-ма-су. Утка, удочка, мука, сук, рука.
Замечательно вы изобразили букву, ей очень понравилось.
12.Проговаривание скороговорки.
Уля сварила уху для утят,
Только утята ухи не хотят.
13. Работа с рисунком на стр.18
На картинке изображён карнавал гласных звуков, попробуйте разгадать, где какой звук. Обратите внимание на костюмы и муз. Инструменты, которые они держат.
-Какой гласный звук играет на балалайке, на ложках, на трубе, на лире, на волынке, на электрогитаре?
— несмотря на разные костюмы что у них одинаково?
(обувь красного цвета)
14. Итог.
-Какой звук был у нас в гостях?
-Что вы узнали о гласных звуках?
Какие вызнаете гласные звуки?
Каким цветом они обозначаются?
В какие игры играли?
—Что больше понравилось?
Самооценка. Тест «Краски»
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У
А О У У О И А У О У А У Ы Э У У А У И
У У А Э У О И У Ы У О У У Е И У А И Ы
А У О У У И Ы У Э У О И А У Ы У У А У
Презентация — Гласный звук у
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Гласный звук [у]. Буквы Уу.
Слайд 2
При солнце тепло, при матери добро.
Слайд 3
Речь
Слайд 4
Слайд 5
Выпускаем цветные шары. Пусть летят они выше горы, Выше крыши и выше луны И вернутся назад с вышины.
Слайд 6
Слайд 7
ЗВУКИ
гласные
согласные
Слайд 8
А
О
И
Ы
Слайд 9
Как воет волк? (У-У-У..)
Фонетическая зарядка
Слайд 10
Как кричит филин?
Фонетическая зарядка
Ух-ух!
Слайд 11
Как плачет малыш в коляске?
Фонетическая зарядка
Уа-уа!
Слайд 12
Как перекликаются дети в лесу?
Фонетическая зарядка
Ау-ау!
Слайд 13
Как кричит кукушка?
Фонетическая зарядка
Ку-ку!
Слайд 14
Кто внимательный?
Слайд 15
У
Слайд 16
У — сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У.
Слайд 17
Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто.
Слайд 18
Ученик учил уроки – У него в чернилах щёки.
Уу
Слайд 19
У у
ДУ
ШУ
РУ
ЧУ
УС
ГУ
УМ
УФ
УЖ
УЙ
Ульяна
Слайд 20
Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул,
И по улице шагнул.
Слайд 21
Слайд 22
о
у
о
о
у
у
и
а
а
Слайд 23
ау ао ио
уо уа оа
ои оу уы
Прочитай-ка
Слайд 24
Слайд 25
Помогите Буратино!
А
и
У
ы
о
Слайд 26
АЛФАВИТ
Слайд 27
Гласный звук [у] обозначает твёрдость предшествующего согласного звука и на письме обозначается гласной буквой
Уу
Обобщение
у
Слайд 28
Укажите место буквы у на ленте букв
а
Лента букв
о
и
у
ы
Слайд 29
с. 36 – 39
Гласный звук [у], буква у, У
Цель урока
Образовательная: Познакомить детей со звуком
у [у], буквой у и её употреблением в речи, учить
выделять из слов на слух гласный звук [у],
узнавать графический образ этой буквы.
Развивающая: развивать фонематический
слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
Воспитательная: воспитывать культуру
поведения по теме “Идём в гости”.
Оборудование: магнитофон, иллюстрации
сказочного героя, слайды города, бусы или
пуговицы.
Ход урока
I. Организационный момент – 2 минуты.
1. Приветствие. Проверка готовности детей к
уроку.
II. Мотивация, постановка проблемной ситуации.
— Ребята, сегодня в наш класс пришло письмо,
хотите его прочитать?(Показывает красочный
конверт и приглашается читающий ученик, который
читает текст)
“Дорогие, ребята!!! Приглашаю Вас на мой день
рождения, который состоится 7 октября в
кабинете№42, школы№47. г. Улан-Удэ.
Буду Вас ждать!!!!”
— Кто же нас пригласил??? Непонятно!! На конверте
нет адреса и подписи.
— Кто же этот незнакомец?
— Хотите узнать?
— Сегодня на уроке нам это предстоит выяснить и
постараться узнать о нём как можно больше!
III. Актуализация знаний.
1. “Это было воскресенье.
У кого-то День рождения!
Раз, два, три, четыре, пять!
Помоги гостей собрать”.
— А вот и гость. (Забегает ученик, одетый в костюм
Незнайки)
— Ребята, я нёс в подарок буквы, но нечаянно
выронил их и они все рассыпались, я собрал, но
что-то у меня получилось не так.
— Поможем Незнайке???
(Дети выходят к доске по одному и исправляют
буквы. )На местах ученики одновременно
-записывают буквы в тетрадях для печатанья.
— Какие звуки обозначают эти звуки?
— Гласные.
— Докажите.
— Произносятся свободно. Нет при произношении
преград. Поются
— Каким цветом эти звуки обозначаем в схемах.
— Красным.
— Какие это буквы? Где мы их можем прочитать?
— Это печатные буквы. Их можно увидеть в газете,
книгах.
— Молодцы, ребята!! Вы мне здорово помогли.
Теперь у меня есть подарок.
— Молодцы!!!! (убегает)
2.
— Кроме нас на день рождения приглашены и другие
гости. Пришли дети. Они приготовили песню для
именинника. Но перед исполнением они начали
распеваться. Посмотрите на их губы и определите
какой звук произносит каждый из них. Найдите
букву, которая обозначает этот звук и отдайте
артисту.
А О Ы И У
— Один ученик прикрепляет букву к
соответствующему артисту.
— А ученики выкладывают пуговицами или бусами
письменную букву у себя на партах.
(Когда доходят до буквы У, дети затрудняются)
— Что случилось. Почему вы затрудняетесь????
— А мы не умеем писать эту букву. Мы её не
проходили.
— Так, ребята, кто же у нас сегодня именинник??
Буква У!!!
— Вы сами узнали новую тему урока!! Молодцы.
— Произнесите звук этой буквы.
— Какой он?
— Гласный.
— Почему?
— Произносится свободно. Поётся. Нет преград.
— А как в схеме его будем обозначать?
— Красным квадратом.
— Дети выкладывают букву у себя на местах из
бусинок.
— Раз буква У именинница, что мы должны сделать??
— Дарить подарки. Некрасиво идти к имениннику
без подарков.
— Давайте подарим ей предметы в названиях,
которых звучит этот звук [у].
— Дети называют слова
(Улыбка, букет, туфли, бусы и т.д.)
Физминутка
Мы хорошо поработали, а теперь надо отдохнуть.
На дне рождении можно ещё танцевать. Давайте и мы
потанцуем. (Дети танцуют под песню Крокодилы
Гены)
3.
— А кто это ещё пришёл в гости???
(На доске иллюстрации птиц и зверя: утка, гусь,
скунс)
— Чем отличаете птица от зверя?
— У птиц перья, а у животных шерсть. У птиц клюв, а
зверей пасть. У птиц крылья . а у зверей их нет.
— Кто расскажет о скунсе? Кто знает что-то об
этом звере? (рассказывает подготовленный ученик,
после того, как дети рассказали о звере)
— Какая буква встречается во всех словах??
— Буква У.
— В какой части слова вы видите эту букву?
— В начале слова и в середине.
— Эти животные тоже принесли подарок. Что это?
(На доске появляется иллюстрация букета.)
— Они принесли букет цветов.
— Надо сделать схему к этому слову.
— Сколько слогов?
— Назовите первый слог (Можно повторить хором)
— Назовите второй слог.
— Из чего образовался первый слог?
— Из слияния согласного звука с гласным звуком. (
Ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
— Как получили второй слог?
— Какой слог ударный?
— Составьте с этим словом предложения. ( Дети
составляют предложения.)
— Сколько слов в предложении?
— Молодцы!!!!!
IV.
Региональный компонент.
— Ребята, как называется наша республика??
— Бурятия!! (появляется слово на доске.)
— Что вы заметили в этом слове?
— Букву. У!
— Какой звук обозначает эта буква?
— Гласный.
— Как называется город, где мы живём???
— Город Улан-Удэ!
— А что интересного в этом слове?
— Мы видим две буквы у!
— Что вы можете рассказать о нашем городе?
(Дети рассказывают. Можно для каждого
изображения приготовить заранее сообщение ).
Площадь Советов
Гостеприимная Бурятия
Дацан
В конце сообщений, ученик рассказывает
стихотворение о городе.
V. Итог урока.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
— Что вызвало затруднение? Почему?
Буква У вам приготовила подарки за хорошую
работу, шоколадные медальки.
— Спасибо за урок.
Как научить букву А и ее звучание
Обучение «короткому А»
Буква А — это первая буква, а также первая гласная в алфавите. Как мы много раз повторяли на нашем сайте, чтобы сделать процесс обучения чтению как можно более простым, мы сначала обучаем «простому коду», а в данном случае мы сначала обучаем короткому звуку A / a /.
Если вы не знаете, как должно звучать короткое A, посмотрите видео ниже:
Взгляните на эти несколько примеров буквы A слов:
КПП — / с / / а / / т /
БАНК — / б / / а / / н / / к /
CLAP — / c / / l / / a / / p /
Все 3 вышеуказанных слова включают короткий звук А, который очень похож на «А».Мы пишем звук «AH» как / a /.
Учебная деятельность для / а /
- Распечатайте буквы A и A на листе бумаги или пустой карточке
- Рекомендуемое время: 2-3 минуты, повторение несколько раз в течение дня
- Укажите на букву и скажите ребенку, что она издает звук / а / «а». Скажите это красиво и ясно, а затем повторите.
- Попросите ребенка повторить после того, как вы продемонстрировали.
- Спросите: «У APPLE есть звук / a /?» Ждите ответа.Если ребенок не уверен, говорите четко и подчеркните звук «ах» в ЯБЛОКО.
- Повторить с другими / a / словами. Примеры: MAP HAT CAT ANT
- Обзор A и / a / sound. Укажите на A и спросите: «Что это за звук?»
Письмо A Рабочие листы
Щелкните ниже, чтобы распечатать рабочие листы для отработки буквы A и ее звука / a /.
Рифма и песня на букву А
Астронавт, космонавт.Ах! Ах! Ах!
Астронавт, космонавт. Ура! Ура! Ура!
Астронавт, космонавт. Заблудился в космосе!
А! Ах! Ааааааааааааааааааааааааа!
Аллигатор, аллигатор Ах! Ах! Ах!
Аллигатор, аллигатор Ра! Ура! Ура!
Аллигатор, аллигатор, сильно чихнул.
Achoo! Achoo! Ах! Ах! Achoo!
Аллигатор, аллигатор Имеет большую пасть.
Аллигатор, аллигатор Хочет есть!
Аллигатор, аллигатор Он преследует меня!
А! Ах! Ааааааааааааааааааааааааа!
Вы также можете заменить на:
- броненосец
- космонавт
- авокадо
Алфавитный принцип | Ракеты для чтения
Незнание названий букв связано с трудностями детей в изучении звуков букв и распознавании слов.Дети не могут понять и применить алфавитный принцип (понимание того, что существуют систематические и предсказуемые отношения между письменными буквами и произнесенными звуками), пока они не смогут распознать и назвать несколько букв.
Детям, чьи алфавитные знания недостаточно развиты, когда они пойдут в школу, нуждаются в разумно организованном обучении, которое поможет им определять, называть и писать буквы. Как только дети научатся легко определять и называть буквы, они могут начать изучать буквенные звуки и написание.
Похоже, что дети приобретают алфавитные знания в последовательности, которая начинается с названий букв, затем форм букв и, наконец, буквенных звуков. Дети учат названия букв, распевая песни, такие как «Песня по алфавиту», и читая стихотворения. Они изучают формы букв, играя с кубиками, пластиковыми буквами и алфавитными книгами. Неформальное, но спланированное обучение, при котором у детей есть много возможностей увидеть, поиграть и сравнить буквы, приводит к эффективному изучению букв. Эта инструкция должна включать в себя упражнения, в ходе которых дети учатся определять, называть и писать версии каждой буквы как в верхнем, так и в нижнем регистре.
Что такое «алфавитный принцип»?
Развитие чтения у детей зависит от их понимания алфавитного принципа — идеи о том, что буквы и буквенные узоры представляют собой звуки разговорной речи. Знание того, что между звуками и буквами существуют предсказуемые отношения, позволяет детям применять эти отношения как к знакомым, так и к незнакомым словам и бегло начать читать.
Цель обучения фонетике — помочь детям научиться пользоваться принципом алфавита.Алфавитный принцип — это понимание того, что существуют систематические и предсказуемые отношения между письменными буквами и произнесенными звуками. Обучение акустике помогает детям изучить взаимосвязь между буквами письменной речи и звуками разговорной речи.
Два важных вопроса при обучении по алфавитному принципу — это план обучения и скорость обучения.
Скорость и последовательность обучения
Нет установленных правил, регулирующих, насколько быстро или медленно вводить отношения между буквой и звуком.Один очевидный и важный фактор, который следует учитывать при определении скорости ознакомления, — это успеваемость группы студентов, с которыми будет проводиться инструкция. Кроме того, не существует согласованного порядка, в котором следует вводить отношения между буквой и звуком. Однако общепринято, что самые ранние отношения должны быть такими, которые позволяют детям как можно скорее начать читать слова. То есть выбранные отношения должны иметь высокую полезность. Например, варианты написания m, a, t, s, p и h очень полезны, но варианты написания x как в поле , gh, как в через, ey, как в , они, и a, как в хотят имеют меньшую полезность.
Также неплохо начинать обучение соотношению звуков и букв с выбора согласных, таких как f, m, n, r и s, звуки которых можно произносить изолированно с наименьшими искажениями. Детям сложнее смешать стоп-звуки в начале или середине слова, чем непрерывные звуки.
Инструкция также должна разделять введение звуков для букв, которые сбивают с толку на слух, например / b / и / v / или / i / и / e /, или сбивают с толку визуально, например b и d или p и g.
Инструкция может начинаться с введения двух или более одиночных согласных и одного или двух коротких гласных звуков. Затем он может добавить больше одиночных согласных и больше коротких гласных звуков, возможно, с одним длинным гласным звуком. Затем он может добавить сочетания согласных, за которыми следуют диграфы (например, th, sh, ch), что позволяет детям читать общие слова, такие как this, she, и Chair. Введение отдельных согласных и сочетаний или кластеров согласных следует вводить в отдельные уроки, чтобы избежать путаницы.
Дело в том, что порядок введения должен быть логичным и соответствовать скорости, с которой дети могут учиться. Кроме того, выбранные для раннего ознакомления звуковые и буквенные отношения должны позволять детям работать со словами как можно скорее.
Многие учителя используют комбинацию методов обучения, а не один. Исследования показывают, что явное обучение под руководством учителя более эффективно в обучении алфавитному принципу, чем менее явное и менее прямое обучение.
Накапливайте знания о звуках и письмах в небольших группах
Часто учащиеся на этапах «Pre-A / Emergent» и «Early / Beginning» все еще укрепляют свои буквенные и звуковые знания, пока учатся читать слова. Следовательно, учителя должны включать конкретные мероприятия, направленные на развитие этих навыков, в рамках своего обучения в малых группах.
Практикуйте известные буквы; Учите неизвестные буквы.
Учителя обычно определяют, какие буквы / звуки знают и не знают учащиеся, используя данные, собранные в ходе экзамена по идентификации букв (LID).Однако эта информация более полезна при планировании в малых группах, когда данные из отдельных документов объединяются на одном листе бумаги. Используя буквенно-звуковую таблицу, запишите имена всех учащихся в одной группе. Затем, используя информацию LID, выделите прописные и строчные буквы, которые узнал каждый ученик. Кроме того, отметьте известные им звуки в третьем ряду.
Теперь, когда учитель определил, какие буквы / звуки знает конкретная группа, их можно практиковать автоматически.Кроме того, менее известные / неизвестные буквы и звуки могут быть указаны в явных инструкциях на собрании малых групп.
Прочтите таблицу со связями в алфавитном порядке для повторения практики.
Таблица связывания алфавита включает в себя заглавные и строчные версии каждой буквы, а также картинку для обозначения издаваемого ею звука. В начале работы в малых группах ученики могут прочитать хоровую таблицу, произнеся название буквы, обозначив картинку и повторив первоначальный звук.Например, «а, яблоко, / ă /; б, медведь, / б /; c, cat, / c /; так далее.» Это упражнение включает в себя несколько способов работы с буквами.
Второе упражнение с использованием алфавитной таблицы связывания включает магнитные буквы. Раздайте каждому ученику набор известных магнитных букв (на основе контрольного списка букв / звуков). Затем попросите их поместить каждую магнитную букву в правильную ячейку алфавитной таблицы. Затем ученики «читают» магнитные буквы на таблице с названием буквы, изображением и звуком.Это будет по-прежнему нацелено на автоматическое распознавание букв.
Эта же алфавитная таблица также может быть полезна в качестве вспомогательного средства для письма. Растягивая звуки в слове или вспоминая, как составлять букву, ученики могут быстро ссылаться на таблицу связывания алфавита.
СОВЕТ: Многие базовые учебные программы и программы вмешательства предлагают алфавитные таблицы связи для использования учителем / учеником. В качестве здания выберите ОДНО, чтобы использовать его для всех учителей, специалистов по вмешательству, помощников преподавателей и т. Д., Которые будут использоваться при работе со студентами на этом этапе.Ранние читатели полагаются на определенную букву, занимающую определенное положение и связанную с определенным изображением. Если учителя / взрослые используют различные алфавитные таблицы со связями, тогда ученики думают, что это новые вещи, которые нужно изучать. Пытаясь практиковать и поддерживать рост, учителя непреднамеренно добавляют путаницу и увеличивают время, необходимое для закрепления этих знаний.
Научите студентов составлять буквы.
Студентам необходимо не только произносить звуки и определять буквы, но и попрактиковаться в формировании букв при письме.Это включает в себя больше, чем просто отслеживание формы. Студентам нужны подробные инструкции о том, как правильно формировать буквы от начала до конца. Знание этого повысит автоматизм и беглость учащихся, позволяя им писать больше букв, слов и предложений с большей скоростью.
Вот исследование:
- Если учителя просто дадут ученикам лист с буквами для обведения, им может потребоваться до 50 повторений, чтобы научиться воссоздавать букву.
- Если ученики слушают словесные указания учителя при формировании письма, то количество повторений, необходимых для овладения, снижается до 10! (Например, записывая строчную букву «а», учитель скажет «тянись назад, вокруг, вверх и вниз».
- Если учащиеся произносят устные указания во время написания письма, то может потребоваться всего 4 повторения, прежде чем учащийся последовательно напишет письмо правильно!
Что все это значит? Учащиеся должны произносить устные инструкции, чтобы сформировать каждую букву, и повторять их каждый раз, когда они пишут письмо, до тех пор, пока они не научатся писать ее точно и бегло.Потратив время на то, чтобы сделать это пораньше, вы впоследствии воспользуетесь более сильными писателями. Умы студентов в конечном итоге освобождаются, чтобы сосредоточиться на своих сообщениях и словах в предложениях, которые они хотят написать, а не на том, как формировать каждую букву в каждом слове в каждом предложении.
Опять же, ключом к созданию буквенных и звуковых знаний является использование последовательного набора словесных указаний и визуальных ресурсов на всех уровнях обучения.
Когда учить буквенным именам
от Ширли Хьюстон, 30 июн 2020
Недавно я получил письмо по электронной почте, в котором задается этот вопрос:
Мы обучаем наших малышей систематической фонетике, но у нас возникают разногласия относительно того, когда учить буквенным названиям.Когда и как нужно учить детей названиям букв? »
Время введения буквенных имен очень важно, поэтому я сформулирую свои мысли, используя принцип Златовласки — не слишком рано, не слишком поздно, но как раз в нужное время. Это проблема развития, а не класс / год или возраст.
Не слишком рано
Следует ли сначала учить названия букв или звуков?
Буквы используются в качестве кода звуков в нашей речи, поэтому они бессмысленны без знания звуков.Любая волнистая линия / фигура может представлять звук, например:
Вам все же удалось прочитать это с учетом ваших новых знаний о нашем коде формы!
Названия букв представляют собой абстрактные обозначения для букв, а не представляют, как буквы на самом деле звучат в нашем языке. Вот почему обучение ребенка петь алфавит до того, как ребенок получит формальные инструкции по чтению, имеет ограниченную ценность. Первым важным шагом на пути к успеху в обучении грамоте является развитие фонематической осведомленности, а не пение буквенных имен.
Почему бы не научить вместе названия букв и звуков?
Итак, если буквы не имеют смысла без звуков, почему бы не научить звуки букв и имена бок о бок? Простой ответ — из-за когнитивной нагрузки. Рабочая память должна работать больше всего, когда задача новая и, следовательно, имеет большую когнитивную нагрузку. Для начинающего ученика определение отдельных звуков в слове слева направо — довольно новая задача. Формирование букв и различение форм букв — новые задачи.Запоминание названия буквы — новая задача. Связывание конкретной буквы с определенным звуком — новая задача.
Стоит ли удивляться, что некоторые дети, особенно со слабой рабочей памятью, борются с чтением и правописанием? Теория когнитивной нагрузки ясно показывает, что мы можем и должны делать все необходимое для снижения когнитивной нагрузки. Новичкам в школе не обязательно знать названия букв для чтения и правописания, поэтому, на мой взгляд, обучение названиям букв следует отложить до тех пор, пока названия букв не станут необходимыми.Это позволяет учащимся быстрее начать писать и читать.
Изначально обучать буквенно-звуковому соответствию без обучения буквенным названиям
Студентам необходимо выучить буквенно-звуковые соответствия для чтения и правописания. Когда начинающий читатель изучает соответствия одной буквы и звука, вы должны говорить о закорючках, которые мы делаем для звуковых символов как «буквы», но это не означает, что вам следует обращаться к букве и именам . Вместо этого учитель может сказать:
или
Когда ребенок пишет по буквам, подсказка может быть:
Слишком раннее обучение названиям букв может запутать начинающих читателей
Буквенные имена не помогут ребенку расшифровать слова: слово «кот» не читается как «сееэйти».Хотя некоторые могут утверждать, что учителя могут использовать аспекты названий букв в качестве сигналов для учащихся, чтобы определить звуки, которые они представляют, вероятность путаницы перевешивает любые преимущества, если названия букв вводятся слишком рано.
Дети, обучающиеся чтению, которые получили больше инструкций о названиях букв, чем о буквенных звуках, с большей вероятностью посмотрят на слово и прочитают:
‘w’ | / d / (от « d oubleyou») — относится к форме буквы, а не к звуку |
‘y’ | / w / (для « w hy») |
‘u’ | / y / (для « y ou») |
‘c’ | / s / (для « s ee») — встречается реже, чем / k / |
г | / j / (от « j ee») — встречается реже, чем hard / g / |
‘h’ | long / a / (например, « a itch») |
«f», «l», «m», «n», «s», «x» | short / e / (как в ‘ e f’, ‘ e l’, ‘ e m’, ‘ e n’, ‘ e s’, ‘ e x’) |
Если их научить названия букв до звучания букв , начинающие читатели будут ожидать, что гласные буквы будут представлять длинный гласный звук в словах, читая, например, «получил» как «козел».Самый распространенный звук, представленный гласной буквой, — это ее короткий звук, и обычно это слова VC и CVC, содержащие короткие гласные звуки, которые начинающие читатели впервые слышат.
… и начинающие пишущие
Дети, обучающиеся правописанию и получившие больше инструкций по написанию названий букв, чем буквенных звуков, с большей вероятностью будут использовать названия букв в своем правописании, например
«Могущество», «клетка» и «пока»
Еще не поздно
Учителю будет труднее помогать детям, которым , а не , научили буквенным названиям с их правописанием.На фотографии ниже вы можете увидеть, что выдала пятилетняя девочка, не знающая буквенных названий, когда она спросила, как пишется слово «фасоль», и родители ответили названиями букв:
«Б-Е-А-Н»
Если ребенок спрашивает, как написать долгий / ээ / звук в слове «пляж», неуместно говорить «Пиши / эх / потом / ах /», потому что смешивание этих звуков не создает долгого / ээ / звука . Вы должны использовать названия букв, например «В слове« пляж »мы пишем длинный звук / ее / звук с буквы« е », за которой следует буква« а ».Они делают
гласная команда. » Точно так же, если вы спросите ребенка, как пишется «искать», ребенку недостаточно сказать «/ s /, long / ee /, / k /», потому что для каждого из этих звуков существует несколько возможных вариантов написания. Для успешного чтения и правописания важно разработать язык, позволяющий обсуждать соответствия букв и звука.
Когда вы помогаете ребенку закодировать или расшифровать неправильное сложное слово, вам нужно уметь привлекать внимание к частям, которые не являются правильными, например, говоря: «Буквы« а »и« i »вместе в этом слове , ‘said’, представляют собой короткий звук / e /.«Неправильные слова не могут быть полностью озвучены, поэтому знания буквенно-звуковых соответствий недостаточны.
Как раз в нужное время
Исследования показывают, что инструкция по названию букв фактически укрепит знания о буквальном звучании. Когда ученик понимает, как работает буквенный код, названия букв становятся важными. Многие буквы имеют более одного возможного звука, и многие звуки могут воспроизводиться множеством разных букв, поэтому важно иметь возможность ссылаться на каждую букву независимо от звука, который она издает.
Обучайте названиям букв, когда они нужны:
Чтобы поговорить об альтернативных вариантах написания
Обучайте названиям букв, как только вам нужно будет поговорить об альтернативных вариантах написания при чтении и / или правописании. Как правило, в первый раз вам нужно сделать это, когда учащиеся узнают, что «c», «k» и «ck» — все альтернативы написанию / k /. Вам нужно будет обсудить, где дети увидят эти альтернативы:, например.
«Обычно мы видим букву« k », представляющую / k /, перед« e »или« i »в начале
слова.”«Буква ‘c’ обычно представляет / k / перед ‘a’, ‘o’ или ‘u’».
«Мы используем буквы« с »и« к »вместе после слабой гласной в конце слова».
Названия букв должны быть обучены для обсуждения диграфов, например «Поскольку у нас есть 44 звука, но только 26 букв в английском языке, мы должны объединить некоторые буквы. Двухбуквенная комбинация «c» и «h» представляет звук / ch / ». Когда изучаются альтернативные варианты написания длинного / ee / (ea, ee, т.е. ei, ey), уже недостаточно просто ссылаться на «двухбуквенное e» — вы должны назвать гласные, которые можно комбинировать для представления гласный звук и их порядок.
Говорить о заглавных буквах
Если вы учите студентов использовать заглавную букву в начале предложения или имени, вы должны ссылаться на буквенное имя. Не бывает капитального звука! Вам также нужно будет обращаться к названиям букв, когда вы помогаете детям распознавать буквы при чтении текста с использованием разных шрифтов.Чтобы передать написание слова кому-то еще
Знакомство с названиями букв позволяет учителю на расстоянии отвечать на вопрос «Как я пишу / ie / в« ночь »?» с «Это написание i-g-h», вместо того, чтобы идти и записывать это для ребенка.Когда кто-то просит вас произнести свое имя по буквам, вы даете ему / ей звуки своего имени или предоставляете буквенные названия? Конечно, вы отдаете последнее. Если этого не сделать, человеку нужно будет просмотреть все альтернативные представления звуков и сделать выбор. Это может занять много времени, если ваше имя произошло от другого алфавита, например «Шивон»! Следовательно, учителю, возможно, придется раньше учить конкретных буквенных названий ребенку с именем, которое не может быть легко озвучено или имеет необычное написание.Для обучения омофонам
Если два слова звучат одинаково, вы должны уметь описывать их, используя их буквенные названия. например «Фасоль, которую вы едите» пишется буквами «е» и «а», как в слове «ешьте». Другое «было» — это прошедшее время слова «быть» и пишется с двумя е ».
Как вы обучаете буквенным именам?
Следуйте порядку вашей программы синтетической акустики, выбирая, какие названия букв преподавать и когда.Используя наш предыдущий пример, альтернативные варианты написания / k / c / k / ck являются первыми, которые обычно встречаются в программе синтетической фонетики (на уровне 6 порядка игры со звуками Phonics Hero и уровне 2A букв и звуков, так что они, вероятно, должны сначала выучить, а затем буквы, составляющие согласные орграфы (l, s, f, h, t, w, n и g).
Учите сначала наиболее распространенные названия букв, а последним наименования (q, z, x.). Каждый слог каждого слова должен иметь гласный звук, и существует множество альтернативных вариантов написания гласных звуков, поэтому очень важно, чтобы учащиеся хорошо их знали.
Чтобы по-настоящему свободно распознавать буквы, дети должны уметь распознавать буквы и произносить их имена в контексте и вне контекста, а также в последовательности и вне ее. Не только точность, но и автоматизм способствует долгосрочному успеху в обучении грамоте. Вот несколько идей по развитию автоматизма в именовании букв:
- Прямая инструкция: «Имя этой буквы __. Какая это буква? Укажите на другой ___ на доске ».
- Обучайте названиям букв наряду с формированием букв.Попросите ребенка произнести название буквы во время ее написания.
Получите письмо дня и наградите ребенка за то, что он нашел это письмо в классе, в общей книге и т. Д. Распечатайте наш бесплатный плакат «Письмо дня» и используйте его, чтобы повесить письмо в передней части класса.
Поиск букв: «Обведите каждую букву« p »в этой строке букв».
- Бинго: Назовите название буквы и попросите ребенка поставить жетон на соответствующую букву.Мы создали бесплатный шаблон Letter Name Bingo, который вы можете использовать.
- Попросите ученика вытащить письмо из таинственного мешка, песочницы и т. Д. И назвать его.
- Используйте имя ребенка и другие фамилии, чтобы попрактиковаться в распознавании букв.
- Распечатайте буквы на бумаге или напишите их мелом. Пусть дети прыгают на букву / бегут к ней, когда вы называете ее название.
Как только ученик сможет точно назвать все 26 букв, верните свое внимание на буквенно-звуковые соответствия.Вам нужно выучить гораздо больше звуков, чем букв, и знание этих соответствий является ключом к успешному чтению и правописанию!
Остались вопросы о том, как и когда учить детей названиям букв? Оставьте нам комментарий ниже!
Автор: Ширли Хьюстон
Имея степень магистра специального образования, Ширли обучает детей и готовит учителей в Австралии более 30 лет. Работая с детьми с трудностями в обучении, Ширли отстаивает важность систематического обучения фонетике и овладения ею в обычных классах.Если вы заинтересованы в помощи Ширли в качестве инструктора по обучению грамоте в вашей школе, отправьте команде электронное письмо по адресу [email protected].
Таблицы начальных звуков и задания
Понимание звуков слов очень важно для развития читателей и писателей. Когда учащиеся понимают, что слова состоят из звуков, они могут передать эти знания при чтении и письме. Однако, прежде чем приступить к изучению фонетических навыков, которые требуют от учащихся соотносить звуки с письменными буквами, они должны сначала понять, что слова состоят из звуков, также известных как фонематическая осведомленность.Эти начальные звуковые листы и задания помогут вашим ученикам отработать этот важный навык!
Проще всего обучать начальным звукам, потому что они появляются в самом начале! 🙂 Некоторым детям трудно слышать звуки в конце слов, а средние звуки часто трудно различить! Эти рабочие листы начальных звуков и задания помогут студентам научиться находить начальные звуки в словах и развить эти навыки фонематической осведомленности!
Начало работы с начальными звуками
Приступая к работе со звуками, важно сформировать инструкции и развить эти навыки.Для начала сначала послушайте начальные звуки на словах. Одно из моих любимых занятий для отработки этого навыка слушания — это создание начальных звуков в виде картинок.
Для этого задания ученики выбирают карточку, называют картинку и выясняют, какая картинка имеет такой же начальный звук. В этом упражнении есть 3 картинки для каждой буквы алфавита. Мне нравится начинать с 4-5 букв за раз и постепенно увеличивать количество букв. Использование слишком большого количества букв вначале может быть затруднительным для учащихся.Использование меньшего количества букв позволяет им действительно сосредоточиться на начальных звуках, прежде чем двигаться дальше.
Это действительно отличное самостоятельное занятие, но я также рекомендую вашим ученикам произносить звуки вслух. Это помогает им установить связь между буквой и звуком. Как вы можете видеть на этом рисунке, «аллигатор» находится в столбце / c /. Этот студент сказал, что это «крокодил», поэтому он в этой колонке! Несмотря на то, что это была не та картинка, ученик все же смог различить правильный звук.При слове «звонок» ученик назвал его «школьным звонком» и решил, что это звук кондиционера. Как видите, это отличный способ неформально оценить своих учеников и посмотреть, с какими звуками им нужна помощь. Оттуда вы сможете предоставить им необходимую поддержку.
Практические занятия в центре
Теперь, когда ваши ученики усердно работают над тем, чтобы прислушиваться к начальным звукам и устанавливать связи между буквой и звуком, самое время начать приносить больше занятий со звуками.Практические занятия — отличный способ одновременно развить фонематическую осведомленность и мелкую моторику!
Забавное занятие для развития этих навыков — использование карточек с клипсами для начинающих звуков. Студенты будут вырезать картинку, которая имеет тот же начальный звук, что и большая картинка. Прищепки отлично подходят для развития мелкой моторики их пальцев!
Игра Beginning Sounds
Включение игр в ваши начальные звуковые упражнения — интересный способ привлечь внимание ваших учеников и удержать его.С этими играми вовлеченность будет расти! Одно из наших любимых упражнений на беглость речи.
Ученики просто бросают кости и как можно быстрее произносят первый звук для каждой картинки. Им это нравится! Чтобы отличить это задание от ваших учеников, которые все еще развивают беглость речи, они могут бросить кости, а вы можете произнести название каждой картинки в этом ряду. Они скажут вам первый звук, который они слышат в каждом слове, и при этом будут веселиться!
Загрузите бесплатную программу First Sound Fluency Freebie здесь!
Рабочие листы «Начальные звуки»
Детям всегда весело проявлять творческий подход и практиковаться в раскрашивании линий.Это упражнение по раскрашиванию начальных звуков — это черно-белая распечатка, которая позволяет вашим ученикам раскрашивать картинки с тем же начальным звуком.
В этом упражнении ученики раскрашивают картинку, которая имеет тот же начальный звук, что и первая картинка. Это позволяет им использовать навыки фонематического понимания начальных звуков, а также способность решать проблемы, чтобы определить, какая картинка не начинается с того же звука.
Начало работы с Phonics
Теперь, когда ваши ученики приобрели уверенность и навыки с начальными навыками фонематической осведомленности о звуках, пришло время двигаться дальше и использовать навыки фонетики.Мой любимый способ начать это делать — сопоставлять картинки с буквами. Эти карточки-клипсы содержат как прописные, так и строчные буквы и являются идеальным занятием для начала. На этот раз ваши ученики нарежут букву, которая соответствует начальному звуку картинки.
Вырезать и вставить начальные звуки
Наличие разнообразных начальных звуковых заданий, которые студенты должны выполнить, — ключ к поддержанию вовлеченности и обучения! Эти упражнения по вырезанию и вставке — отличная практика, и детям они понравятся.Когда они чувствуют, что занимаются искусством, пока учатся, — беспроигрышный вариант!
«Что в моем рюкзаке?» это занятие весело, потому что ученики могут вырезать буквы и склеить их так, чтобы они совпадали! Учащиеся приклеивают картинки к каждой букве и раскрашивают картинку.
Как только учащиеся научатся подбирать букву на картинке, они также могут начать подбирать начальные звуки на картинках к каждой букве. Они могут даже начать писать слово, если они готовы! Это упражнение «вырезать и вставить» — отличная практика для этого навыка.
Я надеюсь, что эти начальные звуковые упражнения и идеи дали вам идею и пошаговый план по обучению этих важных фонематических навыков и фонетических навыков ваших учеников. Эти упражнения дополняют друг друга, чтобы ваши ученики закладывали прочный фундамент для развития навыков чтения. Вы можете найти все эти занятия в моем наборе «Центры звуков и занятий для начинающих»!
Звуки букв: Как научить алфавиту
Изучение алфавита обычно происходит поэтапно, начиная с знания названий букв.Обычно он начинается с изучения песни ABC, за которой следует определение букв верхнего и нижнего регистра, а также различных стилей печати («a» и «g»). Наконец, ребенок должен усвоить, что каждая буква представляет собой звук.
Письмо-звуки
Ребенок должен сначала выучить наиболее распространенный звук каждой буквы. В таблице ниже приведены общие звуки каждой буквы, а также их пример. Если вы нажмете на изображение выше, вы получите PDF-файл, содержащий карточки с алфавитом.
Письмо | Звуки | Пример | Письмо | Звуки | Пример |
---|---|---|---|---|---|
А | / а / | a pple | B | / b / | b ок |
С | / к / | c at | D | / д / | d og |
E | / e / | e gg | Ф | / f / | f ish |
G | / г / | г овес | H | / ч / | ч при |
Я | / i / | i gloo | Дж | / j / | j ump |
К | / к / | к ите | л | / л / | л ов |
M | / м / | м дом | N | / н / | n ail |
O | / о / | o ctopus | -п. | / п / | п иг |
Q | / кВт / | q ueen | R | / р / | r abbit |
S | / с / | s un | Т | / т / | т игер |
U | / u / | u p | В | / в / | v an |
Вт | / Вт / | w дюйм | Х | / кс / | для x |
Y | / г / | y arn | Z | / z / | z ebra |
Оба моих ребенка выучили общий звук каждой буквы с помощью карточек с алфавитом и DVD — Leap Frog: Letter Factory
.Существует множество бесплатных приложений и компьютерных игр, которые также помогают ребенку выучить звуки букв.
Как научить алфавиту
Педагоги рекомендуют сначала вводить «легкие» согласные (высокая частота и контрастность), а затем короткие гласные. Как указано в таблице ниже, одни звуки более распространены, чем другие.
Частота | согласные звуки |
---|---|
Очень часто (28% — 53%) | R, T, N, L и S — / s / |
Обычное (14% — 27%) | Д, С- / к /, М, П и Б |
Реже (3–9%) | F, V, G — / г /, H, J, K&W |
Редко (менее 2%) | Z, X- / ks /, Q- / qu / и Y |
Некоторые преподаватели рекомендуют вводить несколько согласных и краткую гласную, чтобы можно было образовывать простые слова.Если вы ввели буквы a, m, s и t, вы могли бы образовывать слова, например, am, as, at, sat & mat. При таком подходе можно образовать больше слов, чем при вводе букв в алфавитном порядке.
При выборе нескольких согласных не группируйте вместе непонятные буквы, например, b / p, d / q, b / d, p / q, m / w и u / n. Следующие согласные считаются легкими согласными (высокая частота / контрастность): T, N, R, M, D, S, L, C, P, B, F и V.
Статьи по теме
Источники:
Fry, E.Б., к.э.н. И Кресс, J.E., Ed.D. (2006). Списки читающего учителя, 5-е издание . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси Басс.
Рат, Л.К., Эд Д. и Кеннеди, Л. (2004). Книга между львами для родителей. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Харпер Коллинз.
Во, С. и Линан-Томпсон, С. (2004). Научно-исследовательские методы чтения инструкций. Александрия, Вирджиния: ASCD.
Учите буквы-звуки с помощью нескольких навыков чтения на раннем этапе — развивайте
Как можно , а не начать с начала, спросите вы.«Старт» и «начало» означают одно и то же, верно?
В соответствии с нашей миссией здесь, в «Упрощенном чтении» — упрощенных инструкций, ускоренное достижение — я предлагаю вам пропустить начальный этап традиционного обучения чтению: обучение буквенным звукам изолированно.
Вместо этого перейдите к обучению звукам букв в контексте — в контексте реального чтения.
Держу пари: если вы попробуете методику, описанную ниже, ваши начинающие читатели научатся читать быстрее.
Типичное обучение звукам букв
Представьте, что происходит каждое утро в большинстве классов с разрешением 4K, K или 1-го класса в американских классах. Учителям рекомендуется показывать букву SMART Board, указывать на нее или выделять ее и обучать ее названию, а часто и звуку. Возможно, будут пересмотрены несколько писем. Буквы могут быть контекстуализированы в реальные слова, в идеале мультисенсорным способом, однако в центре внимания урока будет только буква, как в
.
и, в лучшем случае, на его позиции в начале слова:
рассол
щенок
фиолетовый
бумага
Большинство учебных программ и учителей предполагают, что, прежде чем ребенок научится читать, он должен выучить названия букв и их звуки.
ТОГДА может начаться реальное чтение.
Это правда?
Это самый эффективный план?
По нашему опыту работы с сотнями начинающих и испытывающих трудности читателей,
«Нет.»
Как научить звучать буквы с самого начала
Вместо того, чтобы обучать сначала названия букв или буквенные звуки по отдельности, мы обучаем как начинающих, так и испытывающих трудности читателей, как построить одно слово за раз, используя манипуляторы — первый .Да, , даже , , если они еще не знают буквенных названий или звуков .
Вот некоторые из шагов Build It, которые позволяют учителю пропускать названия букв по отдельности:
Destinee, что вы слышите в этом месте в слове «ssssssssat»?
Да, верно, этот звук (нажатие пробела) в «sssssat» — / s– /.
Знаете ли вы, какой из этих (звуков нажатия букв) является / s– /?
Даже если у Дестини никогда не было официальных инструкций по чтению, у нее есть 1 из 3 шансов правильно ответить на вопрос учителя.
Множественный выбор проще.
Это один из способов поддержать ее обучение. Предположим, она не знает, какая буква это / s /. Учитель может просто сказать:
Нет, это (нажатие на плитку / квадрат «s») / s– /, как в слове, «ssssat».
Затем Destinee переместит квадрат «s» в первую строку, и учитель повторит свой цикл вопросов:
Отлично! Теперь прислушайтесь к звуку, который вы слышите в этом месте (нажатие на точку 2 и точку ), когда я говорю: / sssa —– t / (преувеличивая и удлиняя короткий звук «а»).
Какой звук вы слышите?
Да, верно, этот звук (нажатие пробела) в «ssssaaaat» — это / a– /.
Знаете ли вы, какой из этих (звуков нажатия букв) является / a– /?
Да! Потяните вниз / a— / и произносите это при перемещении.
Теперь задача становится все проще и проще. Учитель может попросить Дестини закончить построение слова «сидел».
В конце она произносит каждый звук отдельно (фонематическая сегментация), указывая на каждый: / sss / / a– / / t / .
То же обучение через слово может продолжаться с Destinee или с горсткой студентов в небольших группах. Эти студенты будут учить буквы-звуки мультисенсорным способом, но это еще не все!
Они также будут изучать эти другие фундаментальные навыки:
- Как работает наш письменный языковой код (алфавитный принцип)
- Как разбить слова на фонемы (отдельные звуки)
- Сканирование слева для записи (понятие о печати)
Эта одновременная интеграция нескольких начальных навыков делает учебное время намного более эффективным.Прочтите нашу предыдущую запись в блоге «Интегрируйте, а не изолируйте», чтобы узнать больше о преимуществах интеграции нескольких навыков.
И, тем не менее, я не считаю, что такой подход просто сокращает учебное время.
Что еще более важно, этот подход, который мы называем Build It, направлен непосредственно на обучение грамоте — написание реальных слов. Поскольку это больше похоже на настоящее чтение, оно имеет больше смысла для молодых учеников, особенно для тех, кому в противном случае было бы сложно читать.
Обучение любому новому навыку в естественном контексте, в котором оно возникает, обычно более эффективно для обучения.
Посмотрите на эту начинающую 4-летнюю девочку, которая пытается придумать слово «грустная». Обратите внимание на все поднавыки чтения, которые она складывает вместе в контексте значимого слова одновременно
Учите буквы и звуки в контексте
Представьте себе инструктора по теннису, который первые несколько недель обучения начинает с того, что просто показывает и тренируется подбрасывать мяч для подачи.
Что, если бы он смоделировал, как это относится к служению самому себе (например, когда учитель читает слова «р»), но он никогда не позволяет новичку пытаться служить?
Да, практика подбрасывания в одиночку временами может быть полезна, но начать обучение теннису только с изолированно задержит многих будущих игроков.
Как высоко они должны его подбросить?
Как они узнают, хороший ли бросок?
Без системы получения отзывов такой подход к обучению тому, как подавать или как начинать в теннисе, будет очень неэффективным. А тем игрокам, которые раньше не видели настоящего тенниса или почти не видели его, будет особенно
.
«в группе риска»
получить мало или ничего из опыта подбрасывания мяча в воздух снова и снова.Вся эта информация об опыте может даже «храниться» в их мозгу в неправильном месте, потому что изолированная деятельность имеет мало или не имеет ничего общего с релевантным контекстом тенниса.
Так же можно приступить к чтению инструкции.
Учите буквы-звуки в контексте реальных слов для правописания и чтения, и дети, скорее всего, будут:
- Учите буквы-звуки быстрее,
- Хранить информацию о звуках букв в той части мозга, которая наиболее связана с чтением, а
- Не упустите полностью суть наставления учителя!
Пропустите традиционное начало недель или месяцев чтения инструкций и сразу переходите к Build It.Однако, поскольку эта техника настолько контркультурна, у вас могут возникнуть сомнения… .Вы можете сомневаться, смогут ли ваши K или первоклассники с ограниченным уровнем грамотности выдержать такой большой скачок.
Вы можете быть удивлены, обнаружив, что традиционные классы Монтессори уже более 100 лет побуждают своих 3–4-летних учеников начать обучение чтению и письму в контексте реальных слов и предложений. Почему-то я так и не узнал о методах Монтессори, когда получил степень магистра образования.К счастью, моя свекровь настроила меня на это, когда ее первому внуку (да, моей первородной дочери) нужно было найти хороший детский сад. Как сильно этот подход помог нашей дочери научиться читать!
Если вы все еще сомневаетесь, вот пример продвинутого 3-летнего ребенка, выполняющего деятельность, похожую на нашу Build It.
Если дети Монтессори могут научиться читать и строить слова в возрасте 3 или 4 лет, возможно ли, что ваша ученица, независимо от того, насколько ограничен ее опыт, сможет справиться с этим в 5 лет?
Если вам интересно, что теоретические или исследовательские сообщества говорят о ценности обучения звукам букв, фонематической осведомленности и чтению в целом, вот несколько важных моментов:
- Национальная комиссия по чтению в своем метаанализе фонематической осведомленности пришла к выводу, что инструкция фонематической осведомленности в сочетании с декодированием была более действенной, чем инструкция фонематической осведомленности без букв.
- Некоторые исследователи напрямую проверили вопрос об изоляции и интеграции. Раннее исследование этого вопроса Питером Хэтчером, Чарльзом Халмом и Эндрю Эллисом можно найти здесь. Вкратце: чтение + инструкция по фонематическому осознанию>, чем либо только по фонематическому осознанию, либо по чтению.
- Бывший президент Международной ассоциации грамотности и председатель Национальной комиссии по ранней грамотности Тим Шанахан указывает здесь, что Национальная комиссия по чтению «пришла к выводу, что необходимо обучать и фонематическому знанию, и фонетике, и что они могут и должны быть четко связаны.”
- Ультра-ученые среди нас могут глубоко изучить теорию, лежащую в основе подхода Build It, с «гипотезой самообучения» доктора Дэвида Шера.
Пожалуйста, попробуйте Build It с начинающим студентом! И, пожалуйста, дайте мне знать, какие вопросы или проблемы у вас есть, прежде чем пробовать этот подход.
Или, если пробовали, были ли камни преткновения?
.